«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Оценка 4.7
Педсоветы +2
doc
воспитательная работа
1 кл—5 кл
15.07.2019
Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально - средовые, психолого - педагогические, медико - биологические факторы. Изменения, фиксируемые у дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и социально-психологическому компонентам. К таким признакам относят неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в состоянии психосоматического здоровья.
коррекция дезадаптации.doc
Методическая разработка на тему:
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Введение
Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим
понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ
показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не
является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом
собирательное и включает социально средовые, психолого педагогические,
медико биологические факторы. Изменения, фиксируемые у
дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и
социальнопсихологическому компонентам. К таким признакам относят
неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и
одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по
отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену
настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство
неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную
уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо
завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую
плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же
время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в
состоянии психосоматического здоровья.(6)
с психологическими характеристиками могут выступать в качестве
маркеров ранней диагностики школьной дезадаптации у детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за
оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность
обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное
лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос
акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение
и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления.
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе
развития Российского общества является целью и критерием успешности
модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из
наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально психологическом, так и в физиологическом плане. Изучение методик
профилактики и коррекции неадаптивного поведения представляет собой
настоящую актуальность.
На формирование личностных качеств ребенка влияют не только
сознательные, воспитательные воздействия родителей, но
и общий тонус семейной жизни. На стадии школьного обучения
семья продолжает играть большую роль в качестве института социализации.
Ребенок младшего школьного возраста, как правило, не в состоянии
самостоятельно осмыслить ни учебную деятельность в целом, ни многое из
тех ситуаций, которые с ней связаны. Переживания ребенка в этом возрасте
прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми людьми: учителями,
родителями, формой выражения этих отношений является стиль общения.
Именно стиль общения взрослого с младшим школьником может затруднить
овладение ребенком учебной деятельностью, а порой, может привести к тому,
что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, начнут
восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его
неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребенка не
компенсируются, если рядом с ребенком нет значимых людей, которые были
бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть
психогенные реакции на проблемы, которые в случае повторяемости или
фиксации складываются в картину синдрома, названного психологической
школьной дезадаптацией.
Глава 1.Школьная дезадаптация
Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям
присущи пассивноотрицательный или активноотрицательный стили
отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной
дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что
сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и
психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от
внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как
правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о
несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса
ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по
ряду причин становится затруднительным. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной
деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически
здоровых детей, и у детей с различными нервнопсихическими
расстройствами. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, –
это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе,
которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения,
конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного
уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.
Понятие «Школьная дезадаптация» это сложное понятие. Как процесс она
включает в себя образование неадекватных механизмов приспособления
ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной
деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и
взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного
развития.
В психологической и педагогической науке есть несколько подходов к
определению понятия школьной дезадаптации: социальнопсихологической,
педагогический, биологический и др. Проанализировав все эти подходы
можно сказать, что школьная дезадаптация это социальнопсихологическое и
социальнопедагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения,
связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом
между требования образовательной среды и ближайшего окружения и его
психофизическими возможностями и способностями, соответствуюшими
возрастному психическому развитию.
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу
за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и
востребованность обществом их возможностей и способностей,
адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм.
В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации
на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее
действенным путем ее преодоления.
Ученые и практики выявляют несколько форм школьной дезадаптации у
младших школьников: неприспособленность к предметной стороне учебной
деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением;
неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз, или «фобия
школы».
1.1.Причины школьной дезадаптации Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям
присущи пассивноотрицательный или активноотрицательный стили
отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной
дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что
сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и
психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от
внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.
Причины дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны
несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально
бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей.
Общие признаки дезадаптации
По внешним признакам можно определить дезадатпацию
*усталый ,утомленный внешний вид ребенка
*нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о поведенном дне
*стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание
на другие темы
*нежелание выполнять домашние задания
*негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
*жалобы на те или иные события, связанные со школой
*беспокойный сон
*трудности утреннего пробуждения
*постоянные жалобы на плохое самочувствие
Младший школьный возраст
1.Психологческие особенности младшего школьного возраста
2.Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте
3.Способы коррекции дезадаптации младших школьников
1.2.Причиныдезадаптации в младшем школьном возрасте(субъективные)
1.Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе.
*негативное отношение к школе, учителям, сверстникам, учению 2.Несформитрованность элементов и навыков учебной деятельности
*индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая
запущенность
3.Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной
деятельности
*неблагоприятнаясемейнаяобстановка
*отрицательное влияние сверстников
*неправильные методы воспитания
*неправильная организация режима дня
*последствия осложнений при беременности и родах у матери, и травмы,
инфекции, а также высокой уровень тревожности(личностной, школьной)
*агрессивность
*низкая самооценка
*гиперактивность
4.Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни
*соматически ослабленные дети, с задержкой физического развития,
нарушениями в работе анализаторов, дети с ОВЗ(ограниченными
возможностями здоровья), детиинвалиды
5.Неправильное отношение учителя к ученику, неправильная
организация учебного процесса
Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности,
неврозах, различных эмоциональноповеденческих реакциях может
наблюдаться на всех ступенях
школьного обучения. Но наиболее важным является период начального
обучения в школе.
Проблема школьной дезадаптации является еще недостаточно изученной, и
требуется дальнейшая ее разработка.
Природа школьной
различными факторами.
дезадаптации может быть представлена самыми 1.Недостатки в подготовке ребенка к школе, социальнопедагогическая
запущенность.
2.Соматическая ослабленность ребенка.(болезни, которые привели к ОВЗ)
3.Нарушение формирования отдельных психических функций и
познавательных процессов.(родовые нарушения здоровья, также могут
привести к ОВЗ)
4.Двигательные нарушения.
5.Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде
всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной
успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Исследование учебной мотивации показало, что преобладает негативное
отношение к школе. Таким образом, отсутствие учебной мотивации у детей
начальной школы может выступать одним из критериев школьной
дезадаптации. Это может быть использовано, в первую очередь, для
диагностики школьной дезадаптации.
Изучение психологического климата в семье и определение типов воспитания
позволило сделать выводы о том, что самыми неблагоприятными,
приводящими к школьной дезадаптации являются типы воспитания
«Маленький неудачник» и «Симбиоз». Следовательно, при работе с
дезадаптированными детьми в первую очередь следует обращать внимание на
отношение к ребенку в семье и коррекцию этих отношений.
Также очень существенным является, насколько ребенок пришел
подготовленным к школе. В связи с этим для профилактики школьной
дезадаптации на первом году обучения, прежде всего, необходимо проводить
работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие
навыков общения и общей социальной культуры.
группы дезадаптированных детей позволяют говорить об их
Выделенные
неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по
основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую
самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из
наиболее серьезных социальных проблем.
Глава 2.Предупреждение школьной дезадаптации. Дезадаптацию ребенка можно попробовать предупредить.
Психопрофилактика – это система предупредительных мер, связанных с
устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные
недостатки в развитии детей. Это особенно актуально для детей с
ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья).
Одной из самых важных предупредительных мер считаю подготовку к
школьному обучению.
Очень существенным является, насколько ребенок пришел подготовленным к
школе. В связи с этим для профилактики школьной дезадаптации на первом
году обучения, прежде всего, необходимо проводить работу по подготовке
детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и
общей социальной культуры.
Одним из главных принципов профилактики школьной дезадаптации является
многофакторность подхода к профилактике, диагностике и коррекции, при
этом требуется учет психических, психофизиологических и социальных
факторов.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно
развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и
технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику
и коррекцию школьной дезадаптации.
Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации базируются
на активизации у детей младшего школьного возраста коммуникативных
способностей, формировании оптимального уровня адаптации, уверенности в
собственных возможностях путем использования методик мнемотехники и
технологий эффективного общения, направленных на помощь младшим
школьникам в сохранении психологического здоровья, повышении
собственного социального статуса, преодолении неуспешности в обучении и
эмоциональных нарушений, овладении навыками бесконфликтного поведения,
2.1.Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
Основные принципы психопрофилактики школьной дезадаптации:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и
коррекции. При этом коррекция обычных детей и детей с ОВЗ должна базироваться на индивидуальных особенностях, различиях этих детей, и на
гуманистических основах.
2. Учет возрастных индивидуальноличностных особенностей ребенка и
специфики социальнопедагогической ситуации развития ребенка.
3. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на
гармонизацию ее развития.
4. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических
методов.
Учителю необходим достаточно полный объем знаний о психологических
особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и
способах коррекции.
Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении
педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает
актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений
системы педагогического диагностирования начавших учиться
первоклассников.
Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка
динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения
должны стать органической частью деятельности педагога.
1.Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков
школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики
актуального уровня развития каждого ребенка.
2.Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному
возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может
быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
3.Диагностика при поступлении
столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики,
темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
4. Создание в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ:
*Педагогической среды, учитывающей их индивидуальнотипологические
особенности.
*Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной
помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей с ОВЗ.
* На организационнопедагогическом уровне такими формами могут быть
– специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим
ребенка в школу должна учитывать не санитарногигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом,
с дополнительными услугами лечебнооздоровительного и коррекционно
развивающего характера;
*Коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным
предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация,
*Групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного
и дополнительного образования (кружки, секции, студии),
*А также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом),
направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно
значимых дефицитных функций.
1. При необходимости использовать консультативную помощь детского
психиатра.
2. Создавать классы
3. Применение психологической коррекции, социальных тренингов,
компенсирующего обучения.
тренингов с родителями.
4. Освоение педагогами методики коррекционноразвивающего обучения,
нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.
2.2.Способы коррекции школьной дезадаптации
1. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся
начальных классов (личностноориентированные способы и формы общения
учителя и учащихся; уважение личности и принятие индивидуальности
каждого дезадаптированного ребенка; рациональная и оптимальная
организация целостного педагогического процесса, основанная на
преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку;
взаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного
психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации
учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в
развитии личности ребенка; организационная деятельность школьного Центра
коррекционнопрофилактической работы).
2. Система профилактической работы
начальных классов, включающая комплекс необходимых мер,
осуществляющийся школьными и внешкольными учебновоспитательными
задачами.
с дезадаптированными учащимися
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо
успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы
поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач
непосредственно связано с предшествующим опытом ребенка.
Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в
его поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается
в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой
среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих
перед ребенком задач. В данном случае речь идет о социально
психологическом аспекте адаптации, содержанием которого является
выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся
микросоциальной среды.
Переход к новому уровню развития при поступлении в школу, когда
доминирующей функцией становится мышление, предполагает
целесообразным рассматривать процесс адаптации детей к школе более
широко. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, ее развитие
обусловливает важнейшие изменения в психологических особенностях
личности ребенка.
В рассматриваемом нами аспекте социальнопсихологическая адаптация при
поступлении в школу представляет собой процесс перестройки поведения и
деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний,
активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения,
направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное
взаимодействие с новой социальной средой.
Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь,
выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний.
Непременное условие выполнения этого требования достаточный уровень
интеллектуального развития ребенка.
Психологическая готовность к школе включает в себя и социальную зрелость
всех категорий детей, назависимо от их социального статуса, здоровья.
Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школой
требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку
успешное приспособление к новым условиям школьного обучения, которые
требуется в условиях инклюзивного образования.
Профилактика школьной дезадаптации детей с ОВЗ. Задачи: 1.
Способствовать раскрытию возможностей, позволяющих испытать чувство
радости, полноты жизни, снятии психологической напряженности у детей с ОВЗ, создании оптимистического настроения 2. Содействовать возможности
самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные
контакты. 3. Осуществлять коррекцию дефектов физического развития и
моторики, укрепление здоровья, направленных на выработку жизненно
необходимых двигательных умений и навыков. 4.Способствовать воспитанию
сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия,
смелости и уверенности в своих силах. Ход мероприятия. Физическое и
душевное здоровье ребенка зависят не только от правильного питания,
режима дня и условий, но и от того, испытывает ли ребенок психологический
комфорт там, где он находится. В преддверие школьной жизни многие
родители начинают «готовить ребенка к школе».
Для детей с ОВЗ это означает: увеличение учебной и эмоциональной
нагрузки, обострение имеющихся заболеваний, переутомление, в итоге –
нежелание идти в школу, потеря интереса к любым занятиям.
Характер поведения в каждой из названных сфер школьной жизни служит
критерием социальнопсихологической адаптации: это эффективность
учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность
социальных контактов, эмоциональное благополучие.
Установлено, что тип формирования личности обусловливает избирательную
чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяет
эффективность адаптации ребенка к окружающей среде. Наиболее
неблагоприятными в этом отношении являются инфантильный, интровертиро
ванный, чувствительный, тревожный типы. Оптимально приспособлены к
среде дети гармоничного типа.
Педагогическая практика, связанная с профилактикой дезадаптации учащихся
начальных классов, включает нравственнопсихологическую,
образовательнопознавательную и практическую направленность. Каждой
из них свойственна относительная самостоятельность, но в то же время они
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Нравственнопсихологическая направленность учащегося начального класса
это целенаправленный процесс по формированию у дезадаптированного
учащегося положительного отношения к преодолению у него школьной
дезадаптации. Основу содержания нравственнопсихологической
направленности педагогической деятельности составляет воспитание таких
личностных качеств, как гражданственность; высокий уровень нравственных отношений к другим; настойчивость в достижении цели и преодолении
трудностей в этом процессе; выдержка, тактичность и стремление к
постоянному самосовершенствованию.
Образовательнопознавательная направленность — деятельности учителя
предполагает обогащение знаний учащихся в процессе учебнопознавательной
деятельности; использование
методов самообразования, позволяющих приобретать необходимые знания,
навыки для работы по предупреждению отклоняющегося поведения на ранних
этапах развития детей.
Практическая направленность предполагает обеспечение овладения де
задаптированным учащимся гностическими, конструктивными,
организаторскими и коммуникативными умениями.
В настоящее время выделяют три основные линии, по которым должна
вестись подготовка к школе:
1.Общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие
должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о
развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует
как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как
говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами,
производить некоторые действия в уме.
2. Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое
внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще, как
следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какоето событие
или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если
он чемто привлек его внимание. Но сосредоточиться скольнибудь
длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса,
ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к
моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана –
делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и
не совсем хочется.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки
дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их
стремления к приобретению знаний
Все три этих положения, на мой взгляд, одинаково важны, и не одно из них
нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала
и приносила ему только радость: радость открытий, радость общения, чтобы
он бежал в школу с удовольствием.
Можно выделить также отдельные стороны готовности к школе: физическую,
интеллектуальную, эмоциональноволевую, личностную и социально
психологическую.
Физическая готовность – это общее физическое развитие: нормальный вес,
рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие
показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и
девочек 67 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких
движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее
возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный
запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных
процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей
формы нагляднообразного мышления; умение выделять учебную задачу,
превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социальнопсихологической готовностью понимают
сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция
школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для
учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со
сверстниками и взрослыми.
Эмоциональноволевую готовность считают сформированной, если ребенок
умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать
усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется
произвольность психических процессов.
В практике работы школы можно выделить основные критерии
подготовленности ребенка к обучению:
1. нормальное физическое развитие
2. желание учиться; 3. управление своим поведением;
4. владение приемами умственной деятельности;
5. проявление самостоятельности;
6. отношение к товарищам и взрослым;
7. отношение к труду;
8. умение ориентироваться в пространстве и тетради
Готовность ребенка к школьному обучению можно выявить с помощью
различных тестовых методик.
Интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена
с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовского, шкалы исследования
интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера,
прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант).
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йерсаака и В. Тихой, тест
школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе
(общее развитие, умение подражать образцам, развитие мелкой моторики рук,
координации зрения и движения руки).
Если все же школьная дезадаптация имеет место, следует определить ее
причины для того, чтобы выбрать правильное направление коррекционной
работы. Как уже говорилось, причины эти могут быть сложны и
многообразны. Исходя из причин будут и разные проявления школьной
дезадаптации и соответственно, различные коррекционные мероприятия:
1.Неприспособленность к предметной стороне учебной
деятельности, причинами которой являются недостаточное
интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи со
стороны родителей и учителей. В качестве коррекционных мероприятий
могут выступать специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо
установить причины нарушений учебных навыков и рекомендации
родителям.
2.Неспособность произвольно управлять своим поведением. Причиной
является неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм,
ограничений). В качестве коррекции – работа с
семьей; самоанализ поведения учителя с целью предотвратить
возможное неправильное поведение.
3.Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у
соматически больных детей с задержками развития, слабым типом нервной
системы). Причины: неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Для исправления ситуации
необходима работа, прежде всего с семьей, определение оптимального
режима нагрузки ученика.
4.Школьный невроз, или «фобия школы», неумение разрешить
противоречие между семейными и школьными «мы». Причины: ребенок не
может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще
это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения
своих проблем). Необходима в качестве коррекционного мероприятия
семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с
групповыми занятиями их родителей.
Заключение.
Итак, период 68 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Этот
период особенно важен для детей с ОВЗ. Здесь происходит возникновение
сознания своего места в системе отношений с взрослыми, стремление к
осуществлению общественнозначимой общественно оцениваемой
деятельности.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным
изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни. Все
эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни,
наполненной интересами, взаимоотношениями и переживаниями.
Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы
образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его
личности.
Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных
периодов формирования личности.
Главная задача начальных классов:
*Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации,
без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе
*Осуществление последовательной и тщательной преемственности в
воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и
подростков *Главная задача школы (учителя), чтобы ребенок успешно адаптировался к
школьной среде
Признаки успешной адаптации
*удовлетворенность ребенка процессом обучения
*ребенок легко справляется с программой
*степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий
*удовлетворенность межличностными отношениямис одноклассниками и
учителей.
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.