«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Оценка 4.7

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

Оценка 4.7
Педсоветы +2
doc
воспитательная работа
1 кл—5 кл
15.07.2019
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально - средовые, психолого - педагогические, медико - биологические факторы. Изменения, фиксируемые у дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и социально-психологическому компонентам. К таким признакам относят неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в состоянии психосоматического здоровья.
коррекция дезадаптации.doc
Методическая разработка на тему:                    «Причины и способы коррекции школьной дезадаптации» Введение Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим  понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ  показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не  является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом  собирательное и включает социально ­ средовые, психолого ­ педагогические,  медико ­ биологические факторы. Изменения, фиксируемые у  дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и  социально­психологическому компонентам. К таким признакам относят  неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и  одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по  отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену  настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную  уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо  завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую  плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же  время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в  состоянии психосоматического здоровья.(6) с психологическими характеристиками могут выступать в качестве  маркеров ранней диагностики школьной дезадаптации у детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за  оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность  обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное  лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос  акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение  и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе  развития Российского общества является целью и критерием успешности  модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из  наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально­ психологическом, так и в физиологическом плане. Изучение методик  профилактики и коррекции неадаптивного поведения представляет собой  настоящую актуальность. На формирование личностных качеств ребенка влияют не только  сознательные, воспитательные воздействия  родителей, но  и общий тонус семейной жизни. На стадии школьного обучения  семья продолжает играть большую  роль в качестве института социализации.  Ребенок младшего школьного возраста, как правило, не в состоянии  самостоятельно осмыслить ни учебную деятельность в целом, ни многое из  тех ситуаций, которые с ней связаны. Переживания ребенка в этом возрасте  прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми людьми: учителями,  родителями, формой выражения этих отношений является стиль общения.  Именно стиль общения взрослого с младшим школьником может затруднить  овладение ребенком учебной деятельностью, а порой, может привести к тому,  что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, начнут  восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его  неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребенка не  компенсируются, если рядом с ребенком нет значимых людей, которые были  бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть  психогенные реакции на проблемы, которые в случае повторяемости или  фиксации складываются в картину синдрома, названного психологической  школьной дезадаптацией.  Глава 1.Школьная дезадаптация  Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям  присущи пассивно­отрицательный или активно­отрицательный стили  отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной  дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что  сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и  психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от  внешкольных влияний на них, от семейной ситуации. В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как  правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о  несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса  ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по  ряду причин становится затруднительным. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически  здоровых детей, и у детей с различными нервно­психическими  расстройствами. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, –  это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе,  которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения,  конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного  уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д. Понятие «Школьная дезадаптация» ­ это сложное понятие. Как процесс она  включает в себя образование неадекватных механизмов приспособления  ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной  деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и  взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного  развития.  В психологической и педагогической науке есть несколько подходов к  определению понятия школьной дезадаптации: социально­психологической,  педагогический, биологический и др. Проанализировав все эти подходы  можно сказать, что школьная дезадаптация ­ это социально­психологическое и социально­педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения,  связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом  между требования образовательной среды и ближайшего окружения и его  психофизическими возможностями и способностями, соответствуюшими  возрастному психическому развитию.  Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу  за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и  востребованность обществом их возможностей и способностей,  адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее  действенным путем ее преодоления. Ученые и практики выявляют несколько форм школьной дезадаптации у  младших школьников: неприспособленность к предметной стороне учебной  деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением;  неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз, или «фобия  школы».  1.1.Причины школьной дезадаптации Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям  присущи пассивно­отрицательный или активно­отрицательный стили  отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной  дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что  сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и  психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от  внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.     Причины дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны  несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально­ бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей. Общие признаки дезадаптации По внешним признакам можно определить дезадатпацию *усталый ,утомленный внешний вид ребенка *нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о поведенном дне *стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание  на другие темы *нежелание выполнять домашние задания *негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников *жалобы на те или иные события, связанные со школой *беспокойный сон *трудности утреннего пробуждения *постоянные жалобы на плохое самочувствие Младший школьный возраст 1.Психологческие особенности младшего школьного возраста 2.Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте 3.Способы коррекции дезадаптации младших школьников 1.2.Причиныдезадаптации в младшем школьном возрасте(субъективные) 1.Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. *негативное отношение к школе, учителям, сверстникам, учению 2.Несформитрованность элементов и навыков учебной деятельности *индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая  запущенность 3.Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности *неблагоприятнаясемейнаяобстановка *отрицательное влияние сверстников *неправильные методы воспитания *неправильная организация режима дня *последствия осложнений при беременности и родах у матери, и травмы,  инфекции, а также высокой уровень тревожности(личностной, школьной) *агрессивность *низкая самооценка *гиперактивность  4.Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни *соматически ослабленные дети, с задержкой физического развития,  нарушениями в работе анализаторов, дети с ОВЗ(ограниченными  возможностями здоровья), дети­инвалиды 5.Неправильное отношение учителя к ученику, неправильная  организация учебного процесса Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности,  неврозах, различных эмоционально­поведенческих реакциях может  наблюдаться на всех ступенях школьного обучения. Но наиболее важным является период начального  обучения в школе. Проблема школьной дезадаптации является еще   недостаточно изученной, и  требуется дальнейшая ее разработка. Природа школьной   различными факторами.     дезадаптации может быть представлена самыми 1.Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально­педагогическая  запущенность. 2.Соматическая ослабленность ребенка.(болезни, которые привели к ОВЗ) 3.Нарушение формирования отдельных психических функций и  познавательных процессов.(родовые нарушения здоровья, также могут  привести к ОВЗ) 4.Двигательные нарушения. 5.Эмоциональные расстройства. Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде  всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной  успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах. Исследование учебной мотивации показало, что преобладает негативное  отношение к школе. Таким образом, отсутствие учебной мотивации у детей  начальной школы может выступать одним из критериев школьной  дезадаптации. Это может быть использовано, в первую очередь, для  диагностики школьной дезадаптации.  Изучение психологического климата в семье и определение типов воспитания позволило сделать выводы о том, что самыми неблагоприятными,  приводящими к школьной дезадаптации являются типы воспитания  «Маленький неудачник» и «Симбиоз». Следовательно, при работе с  дезадаптированными детьми в первую очередь следует обращать внимание на  отношение к ребенку в семье и коррекцию этих отношений.  Также очень существенным является, насколько ребенок пришел  подготовленным к школе. В связи с этим для профилактики школьной  дезадаптации на первом году обучения, прежде всего, необходимо проводить  работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие  навыков общения и общей социальной культуры.     группы дезадаптированных детей позволяют говорить об их  Выделенные    неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по  основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую  самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из  наиболее серьезных социальных проблем. Глава 2.Предупреждение школьной дезадаптации. Дезадаптацию ребенка можно попробовать предупредить.  Психопрофилактика – это система предупредительных мер, связанных с  устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные  недостатки в развитии детей. Это особенно актуально для детей с  ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья). Одной из самых важных предупредительных мер считаю подготовку к  школьному обучению. Очень существенным является, насколько ребенок пришел подготовленным к  школе. В связи с этим для профилактики школьной дезадаптации на первом  году обучения, прежде всего, необходимо проводить работу по подготовке  детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и  общей социальной культуры. Одним из главных принципов профилактики школьной дезадаптации является многофакторность подхода к профилактике, диагностике и коррекции, при  этом требуется учет психических, психофизиологических и социальных  факторов. Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно­ развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и  технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику  и коррекцию школьной дезадаптации.  Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации базируются  на активизации у детей младшего школьного возраста коммуникативных  способностей, формировании оптимального уровня адаптации, уверенности в  собственных возможностях путем использования методик мнемотехники и  технологий эффективного общения, направленных на помощь младшим  школьникам в сохранении психологического здоровья, повышении  собственного социального статуса, преодолении неуспешности в обучении и  эмоциональных нарушений, овладении навыками бесконфликтного поведения, 2.1.Профилактика школьной дезадаптации Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем: Основные принципы психопрофилактики школьной дезадаптации: 1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и  коррекции. При этом  коррекция обычных детей и детей  с ОВЗ должна базироваться на индивидуальных особенностях, различиях этих детей, и на  гуманистических основах. 2. Учет возрастных индивидуально­личностных особенностей ребенка и  специфики социально­педагогической ситуации развития ребенка.  3. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на      гармонизацию ее развития. 4. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических  методов. Учителю необходим достаточно полный объем знаний о психологических  особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и  способах коррекции. Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении  педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает  актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений  системы педагогического диагностирования начавших учиться  первоклассников. Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка  динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения  должны стать органической частью деятельности  педагога. 1.Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков  школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики  актуального уровня развития каждого ребенка. 2.Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному  возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может  быть и 7 с половиной и даже 8 лет). 3.Диагностика при поступлении   столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики,  темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка. 4.   Создание в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ: *Педагогической среды, учитывающей их индивидуально­типологические  особенности.  *Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной  помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей с ОВЗ. * На организационно­педагогическом уровне такими формами могут быть  – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим    ребенка в школу должна учитывать не санитарно­гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно­оздоровительного и коррекционно­ развивающего характера;    *Коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация,    *Групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного  и дополнительного образования (кружки, секции, студии),    *А также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом),  направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно­ значимых дефицитных функций. 1. При необходимости использовать консультативную помощь детского  психиатра.   2. Создавать классы 3. Применение психологической коррекции, социальных тренингов,    компенсирующего обучения. тренингов с родителями. 4. Освоение педагогами методики коррекционно­развивающего обучения,  нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность. 2.2.Способы коррекции школьной дезадаптации 1. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся  начальных классов (личностно­ориентированные способы и формы общения  учителя и учащихся; уважение личности и принятие индивидуальности  каждого дезадаптированного ребенка; рациональная и оптимальная  организация целостного педагогического процесса, основанная на  преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку;  взаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного  психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации  учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в  развитии личности ребенка; организационная деятельность школьного Центра  коррекционно­профилактической работы). 2. Система профилактической работы   начальных классов, включающая комплекс необходимых мер,  осуществляющийся школьными и внешкольными учебно­воспитательными  задачами.   с дезадаптированными учащимися  Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо  успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы  поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач  непосредственно связано с предшествующим опытом ребенка. Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в  его поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается  в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой  среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о социально­ психологическом аспекте адаптации, содержанием которого является  выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся  микросоциальной среды. Переход к новому уровню развития при поступлении в школу, когда  доминирующей функцией становится мышление, предполагает  целесообразным рассматривать процесс адаптации детей к школе более  широко. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, ее развитие обусловливает важнейшие изменения в психологических особенностях  личности ребенка. В рассматриваемом нами аспекте социально­психологическая адаптация при  поступлении в школу представляет собой процесс перестройки поведения и  деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний,  активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения,  направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное  взаимодействие с новой социальной средой. Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь,  выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний.  Непременное условие выполнения этого требования ­ достаточный уровень  интеллектуального развития ребенка. Психологическая готовность к школе включает в себя и социальную зрелость  всех категорий детей, назависимо от их социального статуса, здоровья.  Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школой  требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку  успешное приспособление к новым условиям школьного обучения, которые  требуется в условиях инклюзивного образования. Профилактика школьной дезадаптации детей с ОВЗ. Задачи: 1.  Способствовать раскрытию возможностей, позволяющих испытать чувство  радости, полноты жизни, снятии психологической напряженности у детей с ОВЗ, создании оптимистического настроения 2. Содействовать возможности  самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные  контакты. 3. Осуществлять коррекцию дефектов физического развития и  моторики, укрепление здоровья, направленных на выработку жизненно  необходимых двигательных умений и навыков. 4.Способствовать воспитанию  сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия,  смелости и уверенности в своих силах. Ход мероприятия. Физическое и  душевное здоровье ребенка зависят не только от правильного питания,  режима дня и условий, но и от того, испытывает ли ребенок психологический  комфорт там, где он находится. В преддверие школьной жизни многие  родители начинают «готовить ребенка к школе».  Для детей с ОВЗ это означает: увеличение учебной и эмоциональной  нагрузки, обострение имеющихся заболеваний, переутомление, в итоге –  нежелание идти в школу, потеря интереса к любым занятиям. Характер поведения в каждой из названных сфер школьной жизни служит  критерием социально­психологической адаптации: это эффективность  учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность  социальных контактов, эмоциональное благополучие. Установлено, что тип формирования личности обусловливает избирательную  чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяет  эффективность адаптации ребенка к окружающей среде. Наиболее  неблагоприятными в этом отношении являются инфантильный, интровертиро­ ванный, чувствительный, тревожный типы. Оптимально приспособлены к  среде дети гармоничного типа. Педагогическая практика, связанная с профилактикой дезадаптации учащихся начальных классов, включает нравственно­психологическую,  образовательно­познавательную и практическую направленность. Каждой  из них свойственна относительная самостоятельность, но в то же время они  взаимосвязаны и взаимозависимы. Нравственно­психологическая направленность учащегося начального класса  ­ это целенаправленный процесс по формированию у дезадаптированного  учащегося положительного отношения к преодолению у него школьной  дезадаптации. Основу содержания нравственно­психологической  направленности педагогической деятельности составляет воспитание таких  личностных качеств, как гражданственность; высокий уровень нравственных отношений к другим; настойчивость в достижении цели и преодолении  трудностей в этом процессе; выдержка, тактичность и стремление к  постоянному самосовершенствованию. Образовательно­познавательная направленность — деятельности учителя  предполагает обогащение знаний учащихся в процессе учебно­познавательной  деятельности; использование                                                                                      методов самообразования, позволяющих приобретать необходимые знания,  навыки для работы по предупреждению отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей. Практическая направленность предполагает обеспечение овладения де­ задаптированным учащимся гностическими, конструктивными,  организаторскими и коммуникативными умениями.  В настоящее время выделяют три основные линии, по которым должна  вестись подготовка к школе: 1.Общее развитие.  К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие  должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о  развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует  как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как  говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами,  производить некоторые действия в уме. 2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое  внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще, как  следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое­то событие  или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если  он чем­то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколь­нибудь  длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к  моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана –  делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и  не совсем хочется. 3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки­ дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их  стремления к приобретению знаний Все три этих положения, на мой взгляд,  одинаково важны, и не одно из них  нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала  и приносила ему только радость:  радость открытий, радость общения, чтобы  он бежал в школу с удовольствием. Можно выделить также  отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально­волевую, личностную и социально­ психологическую.  Физическая готовность – это общее физическое развитие: нормальный вес,  рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие  показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и  девочек 6­7 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких  движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее  возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный  запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных  процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей  формы наглядно­образного мышления; умение выделять учебную задачу,  превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Под личностной и социально­психологической готовностью понимают  сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция  школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для  учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со  сверстниками и взрослыми.                                                                         Эмоционально­волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать  усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется  произвольность психических процессов.  В практике работы школы можно выделить основные критерии  подготовленности ребенка к  обучению: 1. нормальное физическое развитие 2. желание учиться; 3. управление своим поведением; 4. владение приемами умственной деятельности; 5. проявление самостоятельности; 6. отношение к товарищам и взрослым; 7. отношение к труду; 8. умение ориентироваться в пространстве и тетради Готовность ребенка к школьному обучению можно выявить с помощью  различных тестовых методик. Интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена  с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовского, шкалы исследования  интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера,  прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант). Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йерсаака и В. Тихой, тест  школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе  (общее развитие, умение подражать образцам, развитие мелкой моторики рук,  координации зрения и движения руки). Если все же школьная дезадаптация имеет место, следует определить ее  причины для того, чтобы выбрать правильное направление коррекционной  работы. Как уже говорилось, причины эти могут быть сложны и  многообразны. Исходя из причин будут и разные проявления школьной  дезадаптации и соответственно, различные коррекционные мероприятия: 1.Неприспособленность к предметной стороне учебной  деятельности, причинами которой являются недостаточное  интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи со  стороны родителей и учителей. В качестве коррекционных мероприятий  могут выступать специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо  установить причины нарушений учебных навыков и рекомендации  родителям. 2.Неспособность произвольно управлять своим поведением. Причиной  является неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм,  ограничений). В качестве коррекции – работа с  семьей; самоанализ поведения учителя с целью предотвратить  возможное неправильное поведение. 3.Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у  соматически больных детей с задержками развития, слабым типом нервной  системы). Причины: неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Для исправления ситуации  необходима работа, прежде всего с семьей, определение оптимального  режима нагрузки ученика.                                                                            4.Школьный невроз, или «фобия школы», ­ неумение разрешить  противоречие между семейными и школьными «мы». Причины: ребенок не  может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще  это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения  своих проблем). Необходима в качестве коррекционного мероприятия  семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с  групповыми занятиями их родителей. Заключение.                                                                                                             Итак, период 6­8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Этот  период особенно важен для детей с ОВЗ. Здесь происходит возникновение  сознания своего места в системе отношений с взрослыми, стремление к  осуществлению общественно­значимой общественно ­ оцениваемой  деятельности. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным  изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни. Все  эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни,  наполненной интересами, взаимоотношениями и переживаниями.  Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы  образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его  личности. Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных периодов формирования личности. Главная задача начальных классов: *Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации,  без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе *Осуществление последовательной и тщательной преемственности в  воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и  подростков *Главная задача школы (учителя), чтобы ребенок успешно адаптировался к  школьной среде Признаки успешной адаптации *удовлетворенность ребенка процессом обучения *ребенок легко справляется с программой *степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий *удовлетворенность межличностными отношениями­с одноклассниками и  учителей.

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»

«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019