Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или обьект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страдани- ем, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Причины страха.
Причинами страха могут быть события, условия или
ситуации, являющиеся началом опасности. Как
указывает Боулби, причиной страха может быть либо
присутствие чегото, что обеспечивает безопасность.
Страх может иметь своим предметом какоголибо
человека или обьект. Иногда страх не связан ни с чем
конкретным, такие страхи переживаются, как
беспредметные. Страх может вызываться страдани ем,
это связано с тем, что в детстве сформировались связи
между этими чувствами.
Причины страха могут быть разделены на 4 класса:
Внешние процессы и события.
Этот раздел будет посвящен главным классам событий,
вызывающих страх или включающих нейронные
процессы, активизирующие эту эмоцию. 1.
Врожденные детерминанты.
Грэй разделил все причины страха на 4 категории:
интенсивность, новизна, эволюционновыработанные
сигналы опасности, причины, возникающие в
социальном воздействии.
Боль и громкий звук являются примерами слишком
интенсивных стимулов, а незнакомые лица или
предметы иногда вызывают страх из за своей новиз ны.
Грей рассматривал недостаток стимуляции или
отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени
как определённый вид нового стимула. Любые ситуа
ции, угрожающие значительной части членов вида втечение длительного времени, являются эволюционно
выработанными сигналами опасности.
Боулби выделил врожденные детерминанты страха,
которые он называет «природными стимулами и их
производными». Производные стимулы, повидимо му,
скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем
природные. Природными стимулами страха явля ются :
одиночество, незнакомость, внезапное прибли жение,
внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы
страха включают : темноту, животных, нез накомые
предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и
другие авторы показали, что природные стиму лы
страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов
развития и созревания. Например, ряд ис
следователей показали, что страх перед незнакомыми
людьми не может возникать в первые месяцы жизни
потому, что у ребёнка ещё не развилась способность
отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способ
ность возникает гдето между 6и 9месячным возрас
стом и именно в этом возрастном периоде отмечается
максимальный страх перед чужими.
Боулби считал одиночество наиболее глубокой и
важной причиной страха. Он также показал другие
природные стимулы страха, например, незнакомость и
внезапные изменения стимуляции пугают значи тельно
сильнее, если они появляются на фоне одино чества.
1. Культурные детерминанты страха.
Культурные детерминанты страха почти исключитель но
являются результатом научения. Так, даже негром кийсигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Боулби
считает,что многие культурные детерминанты страха
могут при ближайшем рассмотрении оказаться
связанными с природными детерминантами,замаскиро
ванными различными формами неправильного истол –
кования, рационализации или проекции. Боязнь воров,
например, или приведений, может быть рационализа цией
страха темноты, страх перед попадением молнии
рационализацией страха грома.
Рэчмен даёт прекрасное описание процессов науче –ния
культурным детерминантам страха. Традиционной в
объяснении этого процесса является концепция трав
матического обусловливания, согласно которой собы –
тие или ситуация, которые вызывают боль, могут выз –
вать страх независимо от наличного ощущения боли.
2. Проблема дифференциации страха от других
эмоций.
Более тщательный анализ проблемы можно найти у
Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессив
ных и моторных актов, которые, по его мнению,можно
рассматривать, как индикаторы страха. «Они включа – ют
осторожное всматривание в сочетании с подавлени ем
движений, испуганное выражение лица, а также поиском
контакта с кемлибо». Боулби предложил 4 основания
для объединения различных форм поведе – ния в
поведенческий синдром страха: а) многие, если не все,
проявления страха имеют тенденцию возни – кать
одновременно или последовательно, б) события,
которые вызывают одну из них, обычно вызывают и
другие, в) большинство из них, если не все, выполняютединую биологическую функцию защиты, г) при само
отчёте испытуемые указывают на них, как на прояв
ление страха.
Черясворт также предложил перечень индикаторов
страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или
за ним может следовать осторожное исследование или
даже улыбка, смех.
Работа Кагана, посвящённая развитию негативного
аффекта у детей, даёт более дифференцированный анализ
аффектов. Он утверждает, что существует 4
«состояния страдания», которые называются страхом. По
Кагану причинами «состояния страдания» являют – ся :
а) неассимилированное расхождение, б) предвиде – ние
нежелаемого события, в) непредсказуемость, г)
признание несоответствия между взглядами и пове
дения, д) признание диссонанса между взглядами.
Влечения и гомеостатические процессы как причи
ны страха.
Влечение и сохранение гомеостазиса составляют менее
важный класс причин страха. Влечение становит ся
важным, когда оно возрастает до такой степени, что
начинает свидетельствовать об определённом дефици те
и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев
вызванной эмоцией является страх.
Как указывалось выше, боль, вне зависимости от её
причин, может вызвать страх. Страх может усиливать
боль, но он может также активизировать реакции, свя –
занные с избавлением от дальнейшей боли.
Другие эмоции как причины страха.В принципе любая эмоция может вызвать страх.
Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией
страха приводит к тому, что они часто являют ся
активаторами. Как утверждает Томкинс, «внезапное
освобождение от длительного и сильного страха, если оно
полное, приводит к радости, если неполное к воз
буждению». Подтверждение связи между страхом и
возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвя –
щённой гипнотически внушённому страху. Она показа ла,
что испытуемые, переживающие страх, оказались в
конфликте между желанием исследовать и желанием
спастись. Она рассматривает это как доказательство
двойственной природы страха. Теория дифференциаль
ных эмоций интерпритирует конфликтное поведение как
результат поведения между страхом и интересом.
Когнитивные процессы.
Представляют собой наиболее общий вид причин
страха. Например, страх какого либо определённого
объекта может быть вызван мысленным воспроизведе
нием в памяти или антиципацией. Воспоминание или
предвидение страха само по себе является достаточ –
ным для того, чтобы вызвать страх.