Причины возникновения игры.В онтогенезе

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями,которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...
Иконка файла материала Причины возникновения игры.doc
Причины возникновения игры. В онтогенезе: А.Н.Леонтьев   в   работе   “Психологические   основы   дошкольной   игры”   описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) ­ с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями,которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном­ единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре... Только   в   игровом   действии   требуемые   операции   могут   быть   заменены   другими операциями,   а   его   предметные   условия   ­   другими   предметными   условиями,   причем содержание самого действия сохраняется.” В филогенезе: На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас   не   сушествовало.   Дети   в   то   время   быстро   взрослели,   и   "игрой"   у   них   была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из­за простоты мира, науки и общества. С   развитием   науки   и   прогресса   возникла   необходимость   в   серьёзном   обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др. Что даёт игра детям ? Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать   правила   и   быть   в   игре.   Это   качество   порядок,   очень   ценно   сейчас   в   нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра   создает   гармонию.   Формирует   стремление   к   совершенству.   Игра   имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика   и   игровой   контакт   людей   друг   с   другом   столь   полон   и   глубок,   что   игровые содружества   обнаруживают   способность   сохраняться   и   после   окончания   игры,   вне   ее рамок. Игра   дает   элемент   неопределенности,   который   возбуждает,   активизирует   ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра   дает   понятие   о   чести.   Она   противостоит   корыстным   и   узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество,   ум,   честность   и   благородство.   Игра   дает   понятие   о   самоограничении   и самопожертвовании   в   пользу   коллектива,   поскольку   только   "сыгранный"   коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Игра   дает   компенсацию,   нейтрализацию   недостатков   действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир ­ антипод. Игра дает романтизм. Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании   необходимой   игровой   атрибутики.   Это   оружие,   доспехи,   одежда,   различные амулеты, обереги и прочее. Игра дает  развитие  воображения,  поскольку оно необходимо  для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом   литературного   моделирования.   Чтобы   создать   свой   мир   нужно   прочитать предварительно о других. Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Игра   дает   развитие   психологической   пластичности.   Игра   далеко   не   одно   только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Игра дает радость общения с единомышленниками.Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей  и передается   детям.   Вырабатывает   активное   отношение   к   жизни   и   целеустремленность   в выполнении поставленной цели.