А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями,которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...
Причины возникновения игры.
В онтогенезе:
А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает
процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности
ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии
с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е.
способов действия) с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет
грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не
может овладеть теми операциями,которые требуются реальными предметными условиями
данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном
единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими
операциями, а его предметные условия другими предметными условиями, причем
содержание самого действия сохраняется.”
В филогенезе:
На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем
сейчас не сушествовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была
конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что
делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась изза
простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении,
появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в
развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с
помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё
восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.
Что даёт игра детям ?
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя,
только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее
жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек
свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то
жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет
его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно
нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем
нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет
тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности,
противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает
всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь
велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые
содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее
рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум,
настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была
одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой
мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и
самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив
добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию,
нейтрализацию недостатков действительности.
Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир антипод.
Игра дает романтизм.
Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она
предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться
и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в
создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные
амулеты, обереги и прочее.
Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых
миров, мифов, ситуаций, правил игры.
Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается
методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать
предварительно о других.
Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и
реализовать ее.
Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно
предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только
состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до
конца.
Игра дает радость общения с единомышленниками.Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их
неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую
устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и
передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в
выполнении поставленной цели.