ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.
Иконка файла материала Причины заикания.doc
ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ Еще   Хр.   Лагузен   (1838)   к   причинам   заикания   относил аффекты,   стыд,   испуг,   гнев,   страх,   сильные   ушибы   головы, тяжелые   болезни,   подражание   неправильной   речи  отца  и   матери. И.   А.   Сикорский   (1889)   первым   подчеркнул,   что   заикание свойственно   детскому   возрасту,   когда   развитие   речи   еще   не окончено.   Решающую   роль   он   отводил   наследственности,   считая иные   психологические   и   биологические   причины   (испуг,   ушиб, инфекционные   лишь   толчками, нарушающими   равновесие   неустойчивых   у   детей   речевых механизмов.   Г.   Д.   Неткачев   (1909)   причину   заикания   искал   в неправильных   методах   воспитания   ребенка   в   семье   и   считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.   подражание)   болезни, Зарубежные   исследователи     причин возникновения   заикания   выделяли   неправильное   воспитание детей   (А.   Шервен,   1908);   астенизацию   организма   вследствие инфекционных   заболеваний   (А.   Гутцман,   1910);   косноязычие, подражание,   испуг,   леворукость   при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).   инфекции,   падения,   качестве в Таким   образом,   в   этиологии   заикания   отмечается совокупность   экзогенных   и   эндогенных   факторов   (В.   А. Гиляровский,   М.  Е. Хватцев,  Н.  А. Власова,  Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.). В   настоящее   время   можно   выделить   две   группы   причин: предрасполагающие   “почву”   и   производящие   “толчки”.   При   этом некоторые   этиологические   факторы   могут   как   способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.  К предрасполагающим причинам относятся следующие:  невропатическая   отягощенность   родителей   (нервные, инфекционные   и   соматические   заболевания,   ослабляющие   или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи,   энурез,   повышенная   раздражительность,   эмоциональная напряженность); конституциональная     предрасположенность   (заболевание вегетативной   нервной   системы   и   повышенная   ранимость   высшей нервной   деятельности,   ее   особая   подверженность   психическим травмам); наследственная     отягощенность   (заикание   развивается   на почве   врожденной   слабости   речевого   аппарата,   которая   может передаваться   по   наследству   в   качестве   рецессивного   признака). При   этом   необходимо   обязательно   учитывать   роль   экзогенных факторов,   когда   предрасположенность   к   заиканию   сочетается   с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение   головного   мозга   в   различные   периоды   развития под   влиянием   многих   вредных   факторов:   внутриутробные   и родовые   травмы,   асфиксия;   постнатальные   ­   инфекционные,травматические   и   обменно­трофические   нарушения   при различных детских заболеваниях.  Указанные   причины   вызывают   различные   патологические сдвиги   в   соматической   и   психической   сферах,   приводят   к задержке   речевого   развития,   к   речевым   расстройствам   и способствуют развитию заикания. К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность детей;  возрастные   особенности   деятельности   мозга   ;   большие полушария   головного   мозга   в   основном   формируются   к   5­му   году жизни,   к     этому   же   возрасту   оформляется   функциональная асимметрия   в   деятельности   головного   мозга.   Речевая   функция, онтогенетически   наиболее   и поздносозревающая,   особенно   хрупка   и   ранима.   Причем   более медленное   ее   созревание   у   мальчиков   по   сравнению   с   девочками обусловливает   более   выраженную   неустойчивость   их   нервной системы; дифференцированная     ускоренное   развитие   речи   (3   ­   4   года),   когда   ее коммуникативная,   познавательная   и   регулирующая   функции быстро   развиваются   под   влиянием   общения   со   взрослыми.   У многих   детей   в   этот   период   наблюдается   повторение   слогов   и слов (итерации), имеющее физиологический характер; скрытая   психическая   ущемлённость   ребёнка,   повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность   положительных   эмоциональных   контактов между   взрослыми   и   ребенком.   Возникает   эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточное   развитие   моторики,   чувства   ритма,   мимико­ артикуляторных движений. При   наличии   тех   или   иных   из   перечисленных неблагоприятных   условий   достаточно   какого­либо   чрезвычайного по   своей   силе   раздражителя,   чтобы   вызвать   нервный   срыв   и заикание. В   группе   производящих   причин   выделяются   анатомо­ физиолгические, психические и социальные. ­ Анатомо     физиологические   причины:   физические заболевания   с   энцефалитическими   последствиями;   травмы   ­ внутриутробные,   природовые,   нередко   с   асфиксией,   сотрясение мозга;   органические   нарушения   мозга,   при   которых   могут повреждаться   подкорковые   механизмы,   регулирующие   движения; истощение   или   переутомление   нервной   системы   в   результате интоксикаций   и   других   заболеваний,   ослабляющих   центральные аппараты  речи:  корь, тиф, рахит, глисты,  в особенности  коклюш, болезни   внутренней   секреции,   обмена;   болезни   носа,   глотки   и гортани;   несовершенство   звукопроизносительного   аппарата   в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи. Психические   и   социальные   причины:   кратковременная   ­ одномоментная   ­   психическая   травма   (испуг,   страх);   длительно­действующая   психическая   травма,   под   которой   понимается неправильное   воспитание   в   семье:   избалованность,   императивное воспитание,   неровное   воспитание,   воспитание   “примерного” ребенка;   хронические   конфликтные   переживания,   длительные отрицательные   эмоции   в   виде   стойких   психических   напряжений или   неразрешенных,   постоянно   закрепляемых   конфликтных ситуаций;   острая   тяжелая   психическая   травма,   сильные, неожиданно   возникающие   потрясения,   вызывающие   острую аффективную   реакцию:   состояние   ужаса,   чрезмерной   радости; неправильное   формирование   речи   в   детстве:   речь   на   вдохе, скороговорение,   нарушения   звукопроизношения,   быстрая   нервная речь   родителей;   перегрузка   детей   младшего   возраста   речевым материалом;   несоответствующее   возрасту   усложнение   речевого материала   и   мышления     сложная конструкция   фразы);   полиглоссия:   одновременное   овладение   в раннем   возрасте   разными   языками   вызывает   заикание   обычно   на каком­нибудь   одном   языке;   подражание   заикающимся. Различаются   две   формы   такой   психической   индукции:   пассивная ­   ребенок   непроизвольно   начинает   заикаться,   слыша   речь заикающегося;   активная   ­   он   копирует   речь   заикающегося; переучивание  леворукости.  Постоянные  напоминания,  требования могут   дезорганизовать   высшую   нервную   деятельность   ребенка   и довести   до   невротического   и   психопатического   состояния   с возникновением   заикания;   неправильное   отношение   к   ребенку учителя:   излишняя   строгость,   суровость,   неумение   расположить ученика ­­ может служить толчком для появления заикания. (абстрактные   понятия,