Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.
ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил
аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы,
тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери.
И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание
свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не
окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая
иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб,
инфекционные
лишь толчками,
нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых
механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в
неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал
вредным как суровое, так и заласканное воспитание.
подражание)
болезни,
Зарубежные
исследователи
причин
возникновения заикания выделяли неправильное воспитание
детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие
инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие,
подражание,
испуг, леворукость при
переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).
инфекции, падения,
качестве
в
Таким образом,
в этиологии заикания отмечается
совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А.
Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский,
Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).
В настоящее время можно выделить две группы причин:
предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом
некоторые этиологические факторы могут как способствовать
развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
невропатическая отягощенность родителей
(нервные,
инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или
дезорганизующие функции центральной нервной системы);
невропатические особенности самого заикающегося (ночные
страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная
напряженность);
конституциональная
предрасположенность (заболевание
вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей
нервной деятельности, ее особая подверженность психическим
травмам);
наследственная отягощенность (заикание развивается на
почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может
передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).
При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных
факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с
неблагоприятными воздействиями окружающей среды;
поражение головного мозга в различные периоды развития
под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и
родовые травмы, асфиксия; постнатальные инфекционные,травматические и обменнотрофические нарушения при
различных детских заболеваниях.
Указанные причины вызывают различные патологические
сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к
задержке речевого развития, к речевым расстройствам и
способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся:
физическая ослабленность детей;
возрастные особенности деятельности мозга ; большие
полушария головного мозга в основном формируются к 5му году
жизни, к
этому же возрасту оформляется функциональная
асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция,
онтогенетически наиболее
и
поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более
медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками
обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной
системы;
дифференцированная
ускоренное развитие речи (3 4 года), когда ее
коммуникативная, познавательная и регулирующая функции
быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У
многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и
слов (итерации), имеющее физиологический характер;
скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная
реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими;
конфликт между требованием среды и
степенью его осознания;
недостаточность положительных эмоциональных контактов
между взрослыми и ребенком.
Возникает эмоциональная
напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;
недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико
артикуляторных движений.
При наличии тех или иных из перечисленных
неблагоприятных условий достаточно какоголибо чрезвычайного
по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и
заикание.
В группе производящих причин выделяются анатомо
физиолгические, психические и социальные.
Анатомо
физиологические причины:
физические
заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы
внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение
мозга; органические нарушения мозга, при которых могут
повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
истощение или переутомление нервной системы в результате
интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные
аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш,
болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и
гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в
случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
Психические и социальные причины: кратковременная
одномоментная психическая травма (испуг, страх); длительнодействующая психическая травма, под которой понимается
неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное
воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного”
ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные
отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений
или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных
ситуаций;
острая тяжелая психическая травма, сильные,
неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую
аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе,
скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная
речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым
материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого
материала и мышления
сложная
конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в
раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на
какомнибудь одном языке;
подражание заикающимся.
Различаются две формы такой психической индукции: пассивная
ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь
заикающегося; активная он копирует речь заикающегося;
переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования
могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и
довести до невротического и психопатического состояния с
возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку
учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить
ученика может служить толчком для появления заикания.
(абстрактные понятия,