Тема: Приднестровье – наша Родина.
Цель:
Формирование у младших школьников чувства гордости, что родились и живем в Приднестровье.
Задачи:
1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм; учить сострадать, переживать, сопереживать.
2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
3. Воспитывать у детей чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.
Требуемая предварительная подготовка: сочинения детей о жизни семьи (предков) в разные годы; конкурс стихов о Родине; выставка рисунков «Моя Родина»; подбор пословиц о Родине; чтение литературных произведений о героях в разные времена.
Виды деятельности:
беседа,
комментированное чтение,
устный рассказ на тему,
работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источником информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия:
Приднестровье
Родина,
патриот,
Отечество,
столица,
президент,
государственные символы.
Средства наглядности: выставка книг о России, репродукции картин, рисунки детей города, деревни, семьи.
Использованные виды работы формируют организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Постановка темы и задачи урока.
- О чем мы будем сегодня говорить? (…)
- Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:
– Россия.
Тема нашего занятия: Россия – наша Родина. (Запись в тетрадь темы.)
- Как вы понимаете тему урока?
3. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.
МОЯ ЗЕМЛЯ
Земля моя! Вдоль берега Днестра
Ты протянулась узкою полоской.
И слышу я, как в пламени костра
Гудят всех битв далеких отголоски.
За солнца свет и неба синеву,
Чтоб люди на земле свободны были,
За все, что я люблю и чем живу,
Отцы и деды голову сложили.
Земля моя, прекрасный южный край,
Свободное родное Приднестровье!
Живи, земля! Живи и расцветай —
Врагам назло, народу на здоровье!
А. ВЫРВИЧ.!
- Что такое Родина? (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)
Р – род, родители, родственники…
О – Отечество, отец…
Д – дом, дети, дерево…
И – имя, искусство…
Н – небо, надежда …
А – акация…
Обобщение сказанного:
Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Приднестровье. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки. Здесь людей объединяет язык, общие традиции и праздники.
- Что значит любить Родину?
Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос (задача урока.)
Далее звучит песня «Приднестровское солнце»
Предварительное задание: Как композитор проявляет свои чувства к родине?
- Где находится наша страна?
- Посмотрите на карту. Что вы скажете о территории Приднестровья? О ее природе? Какая река протекает? Какие города знаете?
Обобщение: природа Приднестровья удивительно разнообразна.
Много поэтов, художников, композиторов посвятили свои произведения Родине.
- Каких поэтов, художников, композиторов вы знаете?
Любовь к природе - один из важнейших признаков любви к Родине.
Всего лишь узенькая лента –
Страна вдоль берега Днестра,
Но так чиста и вдохновенна,
Так не по возрасту мудра!
Малы пределы Приднестровья,
И мы, быть может, потому
С особой трепетной любовью
Болеем за его судьбу.
Всё изощрённее удавки
Не устают нам примерять,
Стремясь, по западной указке,
Подальше в угол нас загнать.
И всё ж, исполненный терпенья,
По-прежнему, с надеждой ждёт
Признания – как избавленья
Многострадальный наш народ.
Бессилье, злоба и усталость
Порой одолевают нас,
Но, лишь тоска отступит малость,
Вновь верим, что придёт наш час,
И нет надёжней аргумента,
Что от хандры всех средств сильней –
Одна улыбка президента
Из-под нахмуренных бровей.
И осетины, и абхазы
В такой же, как и мы, беде,
Но всё решить легко и сразу
Нельзя, конечно же, нигде.
Их, к сожалению, немного –
Тех, кто действительно поймёт
Ту непрерывную тревогу,
Что ощущает наш народ.
Союз Непризнанных Республик
За нашу борется судьбу,
И, как бы нас в дугу не гнули б,
Мы не прервём свою борьбу!
С надеждой, верой и любовью
Живём в сердцах и лишь хотим
Свободным видеть Приднестровье
И мы за это постоим!
- Какие народы живут в Приднестровье? (В Приднестровье живет много разных народов. У каждого из них есть религия, которая сложилась в древние времена: христианство, ислам, буддизм. Люди разных вероисповеданий должны жить в мире и согласии.)
- Что такое столица? (Главный город государства). Назовите и покажите столицу Приднестровья?
- Кто такой президент? (Глава государства)
- Как зовут Президента Приднестровья?
- Назовите государственные символы. Где они встречаются?
- Рассмотрим герб Приднестровья .
- Что вы знаете о гербе ?
Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
Выступление школьников.
1. Государственный герб Приднестровской Молдавской Республики — государственный символ Республики. Герб Приднестровья базируется на гербе Молдавской ССР. Утверждён 2 сентября 1991 года Верховным Советом ПМССР.
5 ноября 1991 года название республики было изменено на Приднестровская Молдавская Республика, соответствующие изменения были внесены и в надписи в гербе. В мелких изображениях вместо полного наименования Приднестровской Молдавской Республики допускается использование аббревиатуры «ПМР», «ПМР» и «РМН» соответственно расположению наименования на украинском, русском и молдавском языках
Герб представляет собой изображение скрещенных серпа и молота, символизирующих единство рабочих и крестьян, в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамлённых по окружности гирляндой из колосьев и початков кукурузы, фруктов, виноградных гроздей и лоз, листьев, перевитых красной лентой с надписями на перевязи на трёх языках:
· на правой стороне — «Приднестровская Молдавская Республика»;
· на левой стороне — «Придністровська Молдавська Республіка»;
· на средней части — «Република Молдовеняскэ Нистрянэ».
В верхней части между сходящимися концами гирлянды изображена пятиконечная красная звезда с золотистыми гранями. Изображения серпа и молота, солнца и его лучей золотистого цвета, колосья тёмно-оранжевые, початки кукурузы светло-оранжевые, а её листья тёмно-жёлтые. Фрукты оранжевого цвета с розовым отливом, средняя гроздь винограда синего, а боковые — янтарного цвета. Стилизованная лента Днестра голубого цвета с белой волнистой линией в середине по всей длине. Рисующий контур элементов — коричневый.
- Что вы знаете о флаге Приднестровья?
2. Флаг Приднестровской Молдавской Республики является вариантом флага Молдавской Советской Социалистической Республики. Современную форму было принято 25 июля 2000 Законом о государственной символике.
- Следующий символ государства - это гимн.
3. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага , торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Государственным Гимном Приднестровской Молдавской Республики является музыкальное произведение, созданное на основе музыки Б. Александрова, на слова Б. Парменова, Н. Божко, В. Пищенко.
- Прослушаем гимн , как подобает гражданам Приднестровья. (Слушание гимна.)
- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
Русские люди всегда отважно защищали свою Родину. Все битвы были не на жизнь, а на смерть. Были победы и поражения.
-
5. Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.
6. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
7. Закрепление основных понятий урока.
- Какие важные слова относятся к нашему уроку? (Родина, патриот, Отечество, президент, столица…)
- Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, отечество, патриот, президент.
Работа с пословицами (объясните пословицу)
• На чужбине родная землица во сне снится.
• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Где сосна взросла, там она и красна.
• На чужой сторонушке рад своей воронушке.
8. Работа по группам. Самостоятельная творческая работа школьников
Работа с притчей «Веник»
Жил-был старик, и было у него три сына, которые
постоянно ссорились и ругались, одним словом, не могли ужиться вместе. Старик
очень хотел, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. И решил он научить их
этому.
Как-то раз позвал он к себе сыновей и сказал:
— Разломите пополам вот этот веник.
Сначала взялся за веник старший сын, но, сколько бы он ни старался — ничего у
него не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец
развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это,
конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также бывает и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а
по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
- О чем говорится в притче?
- В чем ее смысл? ( в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)
Дружбой, заботой, уважением, почитанием…
9. Итог:
Вывод: Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки
Родина – это люди, которые живут и трудятся на нашей земле, заботятся о ней, испытывают гордость за свое Отечество, уважают свой народ, проявляют милосердие; несут ответственность и долг перед Родиной.
10. Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями:
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей родине после этого урока?
- Как ты объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?
- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям?
- Почему?
11. Итог урока.
- О чем мы говорили?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Рефлексия
Предлагает встать, взяться за руки и дружно произнести речевку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
12. Домашнее задание.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?
Или: Найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
Слушание песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»
МОУ «Ново-Котовская ООШ»
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
4 класс
Приднестровье- наша Родина
Учитель нач. классов
Репская Н.Б.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.