Выступление на тему
«Приемы активизации речи у неговорящих и малоговорящих детей посредством сенсорных и тактильных игр»
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной патологией, в частности практически неговорящих детей. Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного).
Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок или игрушек. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.
1. Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой
2. Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.)
3. Произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку.
4. Игра
«Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.
Логопедическая работа
с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на
речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы,
эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Развитие кинестетического восприятия.
Игра «Прятки». Взрослый демонстрирует ребёнку игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её.
Слуховое восприятие
Игра
«Покричи в банку» Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные
звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки
и бутылочки с горлышками разного диаметра.
Тактильное восприятие
Игра «Разные животные» Цель- активизация слов «кит» «киса» «ежик» «вата» «вода»
«пух». Развитие тактильной чувствительности. Взрослый касается различных частей
тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок
отгадывает, что к нему прикоснулось.
Словарь должен формироваться из
названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает
сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно,
тепло, жарко).
Необходимо стимулировать ребенка к речевой деятельности, вызывать желание повторять фразы за взрослым, стремление исправлять речевые ошибки. Стимулом для активизации речи можно взять разные виды конструктора, из частей которого ребенок складывает конструкции.
Формирование речи детей должно быть тесно связано с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при обязательных условиях: эмоционального контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия способности к подражанию. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.
Малоговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в игровой форме.
Инсценирование ситуации
Игра «За столом». Цель- активизация в речи глаголов повелительного наклонения «кушай», «пей». Формирование фразы из трех слов типа «Мама, кушай кашу» «Папа, пей сок» «Катя, кушай суп» «Дима, пей кофе» «Миша, кушай мед» «Киса, пей воду» «Зайка, кушай репу» «Лиса, кушай рыбу»
Взрослый предлагает ребенку показать, как семья дружно обедает за столом. Ребенок повторяет за взрослым фразы, составленные из слов, выученных ранее, и демонстрирует действие. Аналогично можно поиграть с животными.
Игра «Позови зайку» Цель- активизация в речи глаголов повелительного наклонения «сиди», «иди», «беги». Формирование фразы из двух слов типа «Зайка, беги» «Миша, сиди», «Лиса, иди». Взрослый предлагает ребенку позвать животное, которое спряталось, затем повторить команду типа «Зайка, беги», изобразить действие.
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки» Цель- активизация в речи глагола повелительного наклонения «одень». Формирование фразы из трех слов типа «Мама, одень бусы». Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я». Далее ребенок проговаривает фразу типа «Мама, одень бусы» и одевает их на куклу «У мамы бусы».
Игра «Сложи картинку из частей, из ниток». Цель- формирование фразы из двух слов типа «Это киса. Она сидит». Ребенок складывает картинку на фланелеграфе, повторяет слово несколько раз, выкладывает из ниток окружающую обстановку для уточки-воду, для петушка-зернышки, для зайки-травку.
В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями, активно употреблять слова и простые фразы в свободной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.