МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ-2018
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
НОМИНАЦИЯ
«Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов образовательных учреждениях»
Дидактический материал
Приемы работы с текстом «Маленькие хитрости большого текста»
Автор:
Хайрулина Марина Александровна
Учитель русского языка и литературы
Югорск
2018
Пояснительная записка
«Читать и не понимать-то же,
что и совсем не читать»
Основы смыслового чтения и работа с текстом носят в настоящее время инновационный характер. В рамках реализации ФГОС ООО чтение в современном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом - составная часть Программы развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих развитие его способностей к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Чтение – это навык чтения, который влияет на успеваемость ученика. Это очень сложный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста.
Большое место на уроках русского языка должна занимать работа с текстом. Использование текста при обучении русскому языку создает условие для осуществления личностно ориентированной педагогики - эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделённую субъективным опытом и реализующую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.
Текст, используемый на уроках в качестве дидактического материала, должен обладать стилевой безупречностью, позитивной нравственной позицией автора, доступностью содержания, способностью вызвать не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик школьника, воздействовать на волевую сферу человека. При систематической работе с текстом учитель уже с 5 класса осуществляет подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации, к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
При работе с текстом уже с 5 класса учитель формирует умение осуществлять литературоведческий анализ произведения, языковой анализ, культурологический анализ текста, работать с орфоэпическими нормами языка. В ходе данной работы идет подготовка к сочинениям различных жанров, закрепляются знания по основным разделам лингвистики: лексике, фонетике, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, при работе с текстом всегда проводится большая работа по орфографии и пунктуации.
В практике своей работы часто применяю на уроках русского языка комплексную работу с текстом. Например, на уроке русского языка в 7 классе можно использовать следующий текст:
(1)Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3)По-настоящему культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Внешняя и внутренняя культуры должны быть присущи каждому человеку, ведь они составляют моральные законы общества.
2)Подлинно культурный человек – это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые связаны с соблюдением принятых в обществе норм, а не делающий вид, что он их соблюдает.
3)Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения.
4)Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы.
5)Соблюдение моральных законов и принятых в обществе норм поведения характеризует культурного человека и является его внешней культурой.
Работа с текстом на уроке русского языка является важнейшим средством формирования личности школьника, помогает осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, способствует созданию развивающей среды на уроке. Целенаправленный подбор текстов и заданий к ним, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом - это основные условия, которые способствуют формированию языковой компетентности обучающихся.
Вот лишь некоторые приемы работы с текстом, которые могут применяться на любом уроке, при преподавании любой учебной дисциплины:
1. «Бегущий диктант». Класс делится на группы, одному ученику выдается текст, который он должен прочитать в течение нескольких секунд и затем пересказать остальным участникам группы. И далее по очереди. Например:
-
А муха тоже вертолет,
Но без коробки передач,
А по стене ползет пельмень,
И все коленки в огурцах,
Он деревянный, как кирпич,
Он волосатый, как трамвай,
А это песня про любовь
И ты ее не забывай… (из песни группы «ПНД»);
- Сяпали Калуша с Помиком по напушке и трямкали бутявок.
А натрямкавшись бутявок, Калуша и Помик ну шаяться по напушке-то к бурдысьям, то от бурдысьев, то по-над бурдысьями счиркнут, то по-за бурдысьями проскробят. («Пуськи бятые» Людмилы Петрушевской);
- Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России. (из газеты).
Тексты разные по стилистике. В первом – отсутствие лексической связи между словами, во втором – семантика слов неизвестна, в третьем – соблюдены все грамматические признаки текста. Его пересказать будет легче.
Такой
прием может быть использован в качестве разминки, валеологической паузы. Но
если подобрать тексты, отражающие учебный предмет, «бегущий диктант» может
стать приемом изучения нового материала.
2. «Скелетирование»: нужно составить «скелет» текста, при первом чтении записываются существительные в столбик, при повторном – «скелет» «обрастает» глаголами, прилагательными… Этот прием использую при подготовке учащихся к изложению.
а) Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.
желание
человек
воздух
пространство
идея
роль
попытки
существование
птицы
насекомые
возможность
воздух
точка опоры
приспособления
полет
б) Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.
желание
человек
воздух
пространство
идея
роль
попытки
существование
птицы
насекомые
возможность
воздух
точка опоры
приспособления
полет
в) Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
меценаты
не артисты
не художники
История
культура
развитие
выходцы
купечество
династии
Это прием «прямого скелетирования». Возможен прием «обратного скелетирования», т.е. из ряда слов восстановить текст.
3. «Чтение по диагонали». Данный прием дает возможность быстро находить информацию в тексте при ограниченном времени выполнения работы.
Например: найдите в текст «Лягушачьи тайны» ответы на вопросы №1-3, выполните задания №1-4.
Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.
Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды.
Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.
Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает, и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.
Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.
Вопросы к тексту (базовый уровень)
1.Какие виды лягушек встречаются в Оренбургской области?
2.Почему лягушки не пьют?
3.Почему лягушка является холоднокровным животным?
Задания к тексту (повышенный уровень)
Задание №1. Выберите признаки из текста, характеризующие лягушку:
А) как наземное животное
Б) как водное животное
Итак, находим ключевое слово в первом вопросе, Это «Оренбургская область», ищет его в тексте. Это предложение 2. Таким образом, мы затратили минимум времени. И т.д.
Эти приемы используются с пятого класса, что привело к тому, что мои выпускники не испытывают затруднений при написании изложения и выполнении заданий, связанных с анализом текста, в рамках ОГЭ.
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе учебно-методических материалов
1. Сведения об авторе (авторском коллективе):
ФИО автора - составителя (без сокращений) Хайрулина Марина Александровна
Дата рождения 26.04.1966 г. Должность учитель русского языка и литературы
Стаж работы 30 лет
Квалификационная категория первая
Образование (что закончил (а), когда) Свердловский педагогический институт, в 1988 г.
Контактный телефон +79821490197 E-mail khayrulina.m@mail.ru
2. Сведения об образовательном учреждении:
Полное наименование (по Уставу) МБОУ «СОШ № 2»
Адрес г. Югорск, ХМАО – Югра, ул. Мира, 85
Телефон/ факс +7 346 757 02 62
3. Информация о представленной работе:
Название работы: Приемы работы с текстом «Маленькие хитрости большого текста».
Дата проведения и результат внутренней экспертизы________________________________
Краткая аннотация на представленный материал:
Материал содержит информацию о некоторых приемах работы с текстом: «Бегущий диктант», «склетирование», чтение «по диагонали», которые будут интересны не только учителям русского языка, но и возможно их применение на уроках любых учебных предметов. Дидактический материал.
4. Участие в номинации: «Введение и реализация федеральных государственных. образовательных стандартов образовательных учреждениях»
С правилами и условиями проведения Конкурса ознакомлен и согласен.
«_____» ____________ 2017 г. Подпись участника (ов):_________/___________________/
______________________________________ ___________ __________________
Руководитель образовательного учреждения Подпись Расшифровка подписи
М.П.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.