Приемы работы с текстом на этапе «открытия» нового знания в технологии развития критического мышления
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Задачи урока:
Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
Оборудование и материалы:
фильм о творчестве И.А. Крылова ;
иллюстрации к басне;
толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Проверяет готовность к уроку; организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирует к учебной деятельности. |
Настраиваются на урок; осуществляют самоконтроль готовности к уроку; определяют личностный смысл учения. |
Актуализация знаний |
Фаза вызова
Приём «Корзина идей» – Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
Др. Греция Франция Россия VI век до н. э. XVII век XIX век
Как вы думаете, кто такие баснописцы? – Как вы думаете, что такое басня?
– Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными
– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?
– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.
А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова. Приём «Верные и неверные утверждения» 1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да 2. Он родился в городе Самаре. нет 3. В первой книге Крылова были рассказы. нет 4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да 5. Он работал продавцом. нет 6. Крылов выучил несколько языков. да 7. Он начал писать в 16 лет. нет 8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. да 9. Его семья жила бедно. да 10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. да |
Постановка учеником собственных целей обучения Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске. Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Ответы детей
Учащиеся работают с толковыми словарями (выясняют лексическое значение слов - басня и баснописец)
Ответы детей
Дети смотрят фильм о творчестве И.А.Крылова
Дети заполняют таблицу «Верные и неверные утверждения» (да, нет) |
Поиск решения («открытие нового знания») |
Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных? Показ изображений вороны и лисицы. А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами
Фаза осмысления а) Первичное знакомство с басней. А сейчас я вам предлагаю посмотреть иллюстрации к басне - Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с Вороной?
Словарная работа Объяснение лексического значения слов. Толкование значения слов с помощью Толкового словаря. Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу: на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно; вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать; во всё горло – каркнула очень громко; была такова – исчезла, скрылась; дыханье спёрло – трудно стало дышать; бог послал – нашёл случайно, без особого труда. глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? – Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? – Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? – А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? – Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? – Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? |
Ответы детей
Учащиеся рассматривают иллюстрации к басне
Ответы детей
Корректировка учеником поставленных целей
Учащиеся работают с толковыми словарями, выясняют лексическое значение слов
Учащиеся заменяют словосочетания из басни подходящими по смыслу
Ответы детей
Поиск в тексте ответов на вопросы
|
Первичное закрепление |
Прочитайте басню от имени одного из главных героев.
– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. |
Взаимооценка учащимися. Читают басню от имени одного из главных героев 3-4 учащихся |
Включение нового знания в систему знаний |
Приём «Перевёрнутые логические цепочки» Расположите цепочки слов в нужной последовательности: а) ворона нашла кусочек сыру; б) лиса близёхонько бежала; в) ворона каркнула; г) лисица говорит сладкие слова вороне; д) плутовка подходит на цыпочках; ж) лисица схватила сыр и убежала; к) сыр выпал |
Учащиеся располагают цепочки слов в нужной последовательности |
Рефлексия |
Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» б) рассказать басню по ролям |
Осуществляют самоконтроль и самооценку собственной деятельности; определяют (каждый для себя) домашнее задание; осмысливают личностные результаты урока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.