Приемы работы с текстом на этапе "открытия" нового знания в технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Оценка 4.9

Приемы работы с текстом на этапе "открытия" нового знания в технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения

Оценка 4.9
docx
31.12.2021
Приемы работы с текстом на этапе "открытия" нового знания в технологии развития критического  мышления  на уроке литературного чтения
Приемы работы с текстом на этапе.docx

Приемы работы с текстом на этапе «открытия» нового знания в технологии развития критического мышления

 

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока:

Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами

Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование и материалы:

фильм о творчестве И.А. Крылова ;

иллюстрации к басне;

толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;

Ход урока

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

 Проверяет готовность к уроку; организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирует к учебной деятельности.

 Настраиваются на урок; осуществляют самоконтроль готовности к уроку; определяют личностный смысл учения.

Актуализация знаний

Фаза вызова

 

Приём «Корзина идей»

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?


Эзоп Лафонтен Крылов

Др. Греция Франция Россия

VI век до н. э. XVII век XIX век

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, кто такие баснописцы?

– Как вы думаете, что такое басня?

 

– Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

 

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

 

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

 

– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню?

Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

 

А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.

Приём «Верные и неверные утверждения»

1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да

2. Он родился в городе Самаре. нет

3. В первой книге Крылова были рассказы. нет

4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да

5. Он работал продавцом. нет

6. Крылов выучил несколько языков. да

7. Он начал писать в 16 лет. нет

8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. да

9. Его семья жила бедно. да

10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. да

 Постановка учеником собственных целей обучения

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.

Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.

Итог  работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

 

Ответы детей

 

Учащиеся работают с толковыми словарями (выясняют лексическое значение слов -  басня и баснописец)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят фильм о творчестве И.А.Крылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заполняют  таблицу «Верные и неверные утверждения» (да, нет)

Поиск решения («открытие нового знания»)

Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».

 

– Что знаете об этих животных?

Показ изображений вороны и лисицы.

А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами

 

Фаза осмысления

а) Первичное знакомство с басней.

 А сейчас я вам предлагаю посмотреть иллюстрации к басне - Понравилась вам басня?

 

– Какая же история приключилась с Вороной?



Словарная работа

Объяснение лексического значения слов.

Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

 

Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:

на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;

вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;

во всё горло – каркнула очень громко;

была такова – исчезла, скрылась;

дыханье спёрло – трудно стало дышать;

бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;

 

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

– А что говорила о голосе Вороны Лиса?

– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают иллюстрации к басне

 

 

Ответы детей

 

Корректировка учеником поставленных целей

 

 

 

Учащиеся работают с толковыми словарями, выясняют лексическое значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заменяют словосочетания из басни подходящими по смыслу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Поиск в тексте ответов на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 Прочитайте басню от имени одного из главных героев.

 

 

– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны.

Взаимооценка учащимися.

Читают басню от имени одного из главных героев

3-4 учащихся

Включение нового знания в систему знаний

 

Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал

 Учащиеся располагают цепочки слов в нужной последовательности

Рефлексия

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию

а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица»

б) рассказать басню по ролям

 Осуществляют самоконтроль и самооценку собственной деятельности; определяют (каждый для себя) домашнее задание; осмысливают личностные результаты урока.

 


 

Приемы работы с текстом на этапе «открытия» нового знания в технологии развития критического мышления

Приемы работы с текстом на этапе «открытия» нового знания в технологии развития критического мышления

Как вы думаете, кто такие баснописцы? –

Как вы думаете, кто такие баснописцы? –

Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен

Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен

А вот что рассказал о них И.А.

А вот что рассказал о них И.А.

Анализ содержания басни по вопросам

Анализ содержания басни по вопросам

Обоснуйте свой ответ. – Почему

Обоснуйте свой ответ. – Почему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2021