Приемы работы с тектом
Оценка 4.8

Приемы работы с тектом

Оценка 4.8
docx
09.02.2020
Приемы работы с тектом
Приемы работы с текстом.docx

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

«Труд читателя, по определению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдуматься, вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это и есть путь от читательских впечатлений к автору произведения. Правильно организовать этот путь и открыть читателю мир художественного произведения помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Как же этого достичь?

Я думаю, путем чтения и сопереживания, соразмышления с автором, путем раздумья над произведением, ведь к постижению слова мы и должны привести учеников.

Конечно, понять индивидуальность писателя, узнать пушкинский или тургеневский стиль непросто, но важно донести слово писателя до учеников. Ведь не часто нас радуют ученики обостренным восприятием прекрасного. Этому надо учить и, прежде всего, учить внимательному отношению к слову писателя. Поэтому важно чтобы на уроках звучал художественный текст. Для развития познавательной активности детей я использую следующие приемы работы с текстом:

 1 Искать ответы на поставленные вопросы прежде всего в самом произведении, а найденное уже будит их собственную мысль, дает материал для размышлений и рассуждений.

2. Работа с деталью произведения.

3. Построение смысловой цепочки при работе с текстом.

4. Постановка проблемного вопроса или создания проблемной ситуации, способствующих внутренней необходимости разобраться в неизвестном и стимулирующих цель предстоящей деятельности.

5. Работа в группах для обеспечения делового сотрудничества детей и постепенного овладения ими  способами диалогового общения.

Умело задать вопрос по тексту. Например, при изучении образа Наташи Ростовой, учителю важно обсудить проблему одухотворенности любимой героини Толстого. Уместно предложить учащимся вопрос: «Что влечет за собой отсутствие этого качества? Кто из героев романа бездуховный и как эти герои отзываются о Наташе?». Анализируя текст, учащиеся находят оценку поведения Наташи

Берг: «У нее и неприятный характер, и ума нет»

Вера (увидев Наташу с Борисом): «Очень глупо… Мне совестно за вас».

Даже Пьер в разговоре с княжной Марьей так говорит о Наташе : «Умна она? Я думаю, нет…Она не удостоивает быть умной… Она обворожительна, и больше ничего».

Эти оценки образа Наташи сначала во многом совпадают с мнением учеников. Тогда следует задать такой вопрос: «Что ответила Вере Наташа?».

И найденный ответ: «Ты этого никогда не поймешь… потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет… твое первое удовольствие – делать неприятности другим».

Так какая же Наташа? Не так уж она и неумна, если хорошо понимает и Веру, и Берга. Пьер Безухов – человек большой души, поэтому он ценит в Наташе прежде всего не рассудок, а ее душу, ее очарование, называет ее «редкой девушкой». Потому ее полюбил и Андрей Болконский. А как воспитать в себе это качество?  Насколько это важно для человека , подскажет случай с Тяпушкиным, героем очерка Г.Успенского «Выпрямила» : грациозная статуя – и простой человек перед ней, «пораженный чем-то необычайным, непостижимым».

Хороший вопрос, заданный на уроке, вызывает подсознательные ассоциации, подводит к оригинальным решениям. Он стимулирует творческое воображение учащихся.

Так при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» обращаю внимание ребят на яркую цитату: Солнцу прежде всего надо быть солнцем. А вы станьте солнцем – вас и увидят»,- говорит Порфирий Петрович Раскольникову. А  кого из героев это касается? Кто мог стать таким солнцем? И почему?

Конечно, Соня: она сумела стать солнцем для Раскольникова, сумела из обугленной души Раскольникова разжечь костер добра.

Или такой вопрос:

-А какой зрительный образ вы бы сами подобрали для Платона Каратаева? А чтобы найти этот образ, найдите интересные словосочетания, характеризующие его глазами других героев. Обращаемся к речи самого героя и замечаем, что все в нем было круглое, т.е. никаких острых углов,  полная гармония с окружающим миром – значит, этот образ- круг – символ мира, человечества.

При знакомстве с героем поэмы Гоголя «Мертвые души» Чичиковым можно предложить ребятам нарисовать его словесный портрет, приводя нужные цитаты, и получается, что герой гоголевский невидимый какой-то. Почему? И, исследуя текст, находим важное философское обобщение о типах человеческих характеров

Использование детали.

По выражению Е.Н.Ильина, деталь - это «жемчужина текста», и при умелом ее использовании эта скупая подробность может развернуться в целую поэму.

Например, почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не другое орудие убийства?

В тексте ученики найдут объяснение, что «на нож, и особенно на свои силы, он не надеялся, а потому и остановился на топоре окончательно». Но это еще не ответ. Надо обратиться к  более широкому контексту и предложить исследовательское задание: в каких произведениях и документах этой эпохи встречается эта деталь  и что символизирует?

(Это и сон Гринева в «Капитанской дочке», и сцена ночью в доме в «Дубровском», и в пьесе Чехова «Вишневый сад»). Есть ли общее в этих сценах? Да, Достоевский спорил с идеей кровавого бунта против мира.

Часто внимание детали переходит в проблемный вопрос:

-Почему Раскольников испытывает мучительное чувство стыда, когда сталкивается на лестнице с квартирной хозяйкой?

Ребята объясняют, что каждая такая встреча напоминает ему, что его терпят из милости, а он человек гордый.

-А быть гордым хорошо или плохо?- спрашиваю дальше.

Конечно, все утверждают, что хорошо.

-Но что же хорошего, когда это приводит к преступлению?

А найти ответ-объяснение надо в тексте.

Это развитие мыслительной деятельности, формирование исследовательских навыков, развитие речевой деятельности, создание психологической ситуации, когда школьникам необходимо высказать свои суждения по поводу прочитанного или услышанного.

        Еще один прием работы с текстом – это построение смысловой цепочки, схемы.

Как точно заметил В.П.Астафьев, вся наша классическая литература логична – это литература зависимостей и закономерностей. К тому же известно, чтобы закрепить какую-либо языковую или литературоведческую закономерность и окончательно освоить ее, учащимся лучше увидеть эту закономерность в системе небольшого количества знаков или схем.

По сути, проповедь благородного бескорыстия, счастья личности, находящей удовлетворение в счастье других,- один из лейтмотивов русской классической литературы. Такое общечеловеческое содержание с нравственно-эстетическим потенциалом несут произведения Пушкина. Так изучение «Капитанской дочки» - возможность воспитания нравственных понятий. : чести, благородства, бескорыстия по отношению к людям. Привести к их пониманию помогает проблемный вопрос:

-Почему Гринев начинает рассказ о себе с рассказа об отце?

И, выстраивая логическую цепочку важных для Гриневых понятий

 

- Семья  -   Порядок      - честь

                  Предки

                  Традиции

                  Любовь

            Патриархальный уклад

                  Забота

Приходим к пониманию главного нравственного принципа- это понятие чести.(эти основы вспомним потом в 10 классе, говоря об устоях семьи Болконских).

Рассуждая о семье Мироновых и о смысле названия романа, называем еще одно христианское нравственное понятие, главное для этой семьи – это милосердие.

А когда просишь рассказать о семье Швабрина и Пугачева, то оказывается –ничего: Швабрин одинок, Пугачев тоже вне семьи (появился из метели).Значит, отсутствие семьи – отсутствие укорененности и нравственности.

В 11 классе на уроке «Нравственная проблематика произведений В.Г.Распутина», предлагаю ребятам порассуждать о категории нравственность и записать, что входит в это понятие, а затем подобрать к каждому из записанных понятий антонимичное. Сразу видим, между чем и чем приходится выбирать героям Распутина:

  Добро    любовь           честь                        правда

   Зло       ненависть     предательство         ложь

А дома: выписать цитаты для доказательства сложности такого выбора для героев. И следующий урок проходит в активной форме обсуждения нравственных проблем, что учит понимать человеческую натуру, сострадать и прощать, а не просто осуждать.

 

 

 

На учителе литературы лежит большая ответственность – открыть школьнику настоящую литературу, т.е. научить его понимать и ценить художественный текст, слышать голос писателя, понимать язык художественных образов. Как же этого добиться?

«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин.

         Изучая и анализируя различные современные педтехнологии, я пришла к выводу, что в традиционную систему обучения литературе уже в 5 классе необходимо вводить элементы проблемного обучения, в основе которого лежит «вопросительное» отношение к действительности. Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.

Конечно, не на каждом уроке следует использовать проблемную задачу. Она не должна создаваться искусственно, а должна естественным образом «вытекать» из материала.

Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом такой работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.


 

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ «Труд читателя, по определению

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ «Труд читателя, по определению

А какой зрительный образ вы бы сами подобрали для

А какой зрительный образ вы бы сами подобрали для

Приходим к пониманию главного нравственного принципа- это понятие чести

Приходим к пониманию главного нравственного принципа- это понятие чести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020