Приемы адаптации и механизмы компенсации особенностей нервной системы у обучающихся в школе

  • Документация
  • docx
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В чем будет заключаться тактика учителя при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого из учеников? Так как качества нервной системы даны нам от природы, то «сражаться» с ними – непродуктивный путь. Но и только адаптировать свою тактику к этим особенностям недостаточно. Важно учить школьников учитывать их в своей учебной деятельности и активно компенсировать особенности нервной системы, вызывающие затруднения в процессе обучения, тем самым помогая им успешно реализовываться и в неблагоприятных ситуациях. При работе с новым материалом учителю необходимо учитывать индивидуальные различия, строить план урока, какие-то его части в зависимости от особенностей типов нервной системы. При повторении и закреплении изученного, отработке навыков и умений следует развивать компенсаторные механизмы. Данная ниже таблица, представляющая собой систематизированный в ходе практической работы материал Психологического института РАО, позволит различить эти два основных направления (адаптация и компенсация) в деятельности учителя и учащихся.статья
Иконка файла материала статья.docx
ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ И МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ  ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ  В ШКОЛЕ В чем будет заключаться тактика учителя при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого из учеников? Так как качества нервной системы даны нам от природы, то «сражаться» с ними – непродуктивный путь. Но и только адаптировать свою тактику к этим особенностям недостаточно. Важно учить школьников учитывать их в своей учебной деятельности и активно компенсировать  особенности нервной системы, вызывающие затруднения в процессе обучения, тем самым помогая им успешно реализовываться и в  неблагоприятных ситуациях. При работе с новым материалом учителю необходимо учитывать индивидуальные различия, строить план урока, какие­то его части в  зависимости от особенностей типов нервной системы. При повторении и закреплении изученного, отработке навыков и умений следует  развивать компенсаторные механизмы. Данная ниже таблица, представляющая собой систематизированный в ходе практической работы материал Психологического института РАО,  позволит различить эти два основных направления (адаптация и компенсация) в деятельности учителя и учащихся. Проявление 1 l. При длительном, напряженном  задании быстро истощается СЛАБЫЙ И ИНЕРТНЫЙ ТИП Приемы адаптации (учитывание) (1) Компенсаторные механизмы (2) 2 1. Предоставлять своевременный отдых для  восстановления сил. Давать индивидуальную и  независимую работу в классе и позволять  организовывать ее самому. В ГПД, на  самоподготовке разрешать устраивать  перерывы и кратковременный отдых в удобное  для детей время или по окончании какого­то  12. Не может быстро реагировать на  неожиданный вопрос учителя, при  высоком темпе работы выполнять  задания на сообразительность этапа работы. 2. Учить самостоятельно планировать и  организовывать учебную деятельность на  уроке и во время подготовки домашнего  задания, составлять режим дня и  придерживаться его. Учить приемам  релаксации и восстановления сил 1. Не ставить в ситуацию неожиданного  вопроса и быстрого ответа на него. Давать  достаточно времени на обдумывание и  подготовку ответа, а также на проверку и  исправление ошибок. Благоприятнее ситуация  письменного ответа. Не требовать отвечать  новый, только что усвоенный на уроке  материал, отложить опрос на следующий урок.  Учить ребенка продумывать свои затруднения  и самостоятельно искать возможные выходы из ситуаций, отрабатывать реакции на  неожиданные ситуации. 2. Рекомендовать использовать следующие  приемы: а) давать неполный ответ с последующим  дополнением после небольшой паузы; б) когда ясна последовательность заданий,  выполнять сразу следующее задание,  пропустив предыдущее; 2Продолжение табл. 1 3. Испытывает трудности во время  работы, требующей распределения  внимания или его переключения с  одного вида работы на другой, а также  в ситуации, требующей частого  отвлечения в) отвечать на вопрос, когда формулировка  ответа уже готова 2 1. В минимальной степени отвлекать от  работы, стараться не переключать внимание,  создавать спокойную, не нервозную  обстановку. Не требовать немедленного  включения в работу таких детей, помнить, что  их активность в выполнении нового вида  заданий возрастает постепенно. Не проводить  опрос в начале урока. Когда число раздражителей все же велико  (например, учитель одновременно ведет опрос  у доски, требует делать записи в тетради,  следить по учебнику), акцентировать внимание  словами: «А это главное!» 2. Развивать возможности восприятия  информации при помощи слуха и  периферийного зрения 4. Испытывает трудности при усвоении  на уроке большого по объему и  разнообразного по содержанию  материала, а также различных по  способам решения заданий 1. Помнить, что инертный ученик не может  активно работать с разнообразными  заданиями, а некоторые вообще отказываются  выполнять такие задания. Разбивать сложное  задание на несколько однотипных частей,  предлагать ребенку алгоритм выполнения  35. 3атрудняется при выполнении  заданий с ограниченными условиями  (время, ответственность) заданий 2. Учить ребенка составлять план выполнения  задания, правильно организовывать рабочее  место, сводя на нет внешние раздражители 1. Может быть, даже выключить из ситуации  выполнения такое задание, предложить  работать после урока с более трудным  заданием без учета времени. Если это  контрольная или самостоятельная работа, дать возможность ребенку работать в удобном для  него темпе и довести работу до конца (заранее предупредив об этом!). 2. Учить планировать работу во времени,  тщательно готовиться к таким работам,  настраивать себя. Учить переформулировать  задание и т. д. Окончание табл. 1 2 6. Неудачный ответ, оцененный  отрицательно, резкое замечание  учителя, ссора с другом и т. д.  вызывают сильные переживания и  негативно влияют на продуктивность  деятельности 1. Путем правильной тактики опроса и  поощрения (не только постановкой оценки, но и высказываниями типа «Сегодня ты делаешь  это лучше», «У тебя получается», «Ты меня  порадовал» и т. д.) формировать уверенность в своих силах. Давать возможность ученику  самому оценивать себя, провоцировать при  ответе на вопрос: «А почему вы мне  4поставили ... ?» Поощрять за старания, даже  если результат далек от желаемого.  Осторожно оценивать неудачи – ребенок сам  болезненно к ним относится. 2. Вместе с ребенком формировать стоическое  отношение к неудачам, помогать осознавать  двусторонность неудачи: нет худа без добра.  Вовлекать в широкий круг занятий, чтобы дать  почувствовать свои возможности (где, в какой  области, в каких видах деятельности они  проявятся лучшим образом) Проявление 1 СЛАБЫЙ И ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Приемы адаптации (учитывание) (1) Компенсаторные механизмы (2) 2 1. Долго не может работать в  интенсивном режиме 1. На уроке умеренно использовать разные  средства объяснения (аудио, видео и т. д.),  52. Склонны выполнять задания не  постепенно, а рывком; могут собраться  и проявить волевое усилие на короткое  время 3. Нет глубины продумывания  материала чтобы не истощить внимание. Частые перемены вида действий или попеременное выполнение  действий будет способствовать  предотвращению утомления. Также  благоприятнее ситуация письменного ответа. 2. Приучать к коротким перерывам прямо в  процессе работы, не выключаясь из нее  (изменить темп дыхания, закрыть глаза,  потянуться). Оказывать помощь в установлении оптимального режима работы 1. Делать задания разными по степени  сложности, чередовать. Необходимо  терпеливое внимание и контроль. 2. Чтобы приучить выполнять все задание, на  первых порах его объем сокращают, а затем  увеличивают 1. Большой, разнообразный, сложный материал разбивать на отдельные информационные  куски и давать их постепенно, по мере  усвоения. При объяснении материала  выделять главное. 2. Нарабатывать различные пути разложения  задания. Учить планировать предстоящую  деятельность и действовать по плану. При  усвоении материала использовать внешние  опоры: графики, схемы, рисунки, таблицы и т.  64. Высокая степень отвлечения Проявление 1. Малая степень отвлечения и высокая работоспособность не позволяют  быстро восстанавливаться д. 1. В минимальной степени отвлекать от  работы, создавать спокойную, не нервозную  обстановку. 2. Учить осуществлять контроль и проверку  работ после их выполнения, применяя волевые  качества СИЛЬНЫЙ И ИНЕРТНЫЙ ТИП Приемы адаптации (учитывание) (1) Компенсаторные механизмы (2) 1. Иметь в виду, что интенсивная длительная  нагрузка (контрольная работа, урок  физкультуры, два урока математики подряд и т.  д.) требуют достаточно времени для  восстановления сил. Можно выключать из урока  за пять минут до конца урока, давая неучебное  задание. 2. Учить различным техникам релаксации,  работать над дневником достижений 2. Испытывает трудности при работе с  заданиями, включающими много  1. Давать возможность без спешки выполнить  задание. Если это ответ у доски, то спросить не  7элементов; очень переживает из­за  этого первым. Помнить о том, что этих учащихся легче  заново на­учить, чем переучить. 2. Рекомендовать заниматься чем­нибудь, кроме  школы, другим видом деятельности,  отличающейся от учебной. Помогать  переключаться с одного вида деятельности  (задания) на другой, тренировать это умение 3. Излишняя запрограммированность,  трудности с изменением тактики  поведения, способов действия 8Проявление 1 1. Усвоение материала (восприятие,  запоминание, осмысление,  систематизация) не отличается  глубиной. Недостает тщательности в  выполнении заданий, умения  планировать свою деятельность.  Игнорируют действие контроля и  самоконтроля СИЛЬНЫЙ И ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Приемы адаптации (учитывание) (1) Компенсаторные механизмы (2) 2 1. При объяснении и повторении материала  задействовать все каналы восприятия (слух,  зрение, кинестетику). Использовать внешние  опоры: схемы, таблицы, графики, рисунки;  различный наглядно­образный материал. 2. Убедить учеников в необходимости  планирования и систематизации, проверки  выполненных действий; опираться на во­левые  качества. Учить составлять план деятельности  и действовать по нему, осуществлять контроль  и проверку выполненной работы. По  возможности контролировать выполнение  требований постепенности,  последовательности; учить терпению 2. При однообразной и монотонной  работе, а также после выполнения  задания легко отвлекаются, задействуя  окружающих 1. При однотипных заданиях направлять  учащихся на поиск других способов работы  (например, на анализ других путей решения  задач, отличных от применяемой схемы). Дав  выполнить упражнение вначале, загрузить  9какой­то длительной и разнообразной  деятельностью. Стимулировать по ходу работы ограничением времени, похвалой и т. д.  Предпочтительнее ситуация устного ответа. 2. Воспитывать способность проявлять волевое усилие, ориентировать не на количественный  результат, а на качество выполнения работы Давать задания по типу: «Ты должен добиться  того­то и того­то, используя следующие  средства» 3. Сводят на нет процесс подготовки и  организации, так как включаются в  работу сразу, ориентируясь на  достижение результата, а не на  процесс 1 2 4. Легко ссорятся, идут на конфликт из­ за склонности к доминированию. Могут  быть недисциплинированными,  пропускать уроки или работать по  настроению 1. Посадить за парту со спокойным и  независимым партнером, отвлекать от ссоры  заданием. Включать в работу сразу, давать  сверхсильные раздражители на уроке. Без  излишнего нажима вести учет посещаемости.  Давать возможность возглавлять и  контролировать работу группы на уроке. 2. Учить оценивать собственное поведение.  Влиять не напрямую, а косвенно (воспитывать  собственным примером, повысить интерес к  занятиям, учить при этом проявлять силу воли  Окончание табл. 10и поощрять за это) 11