Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 8 К Л А С С Е
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А
«ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ»
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : правила работы в школьной лаборатории;
лабораторная посуда и оборудование; правила безопасности.
Т р е б о в а н и я : использовать приобретенные знания и умения для
безопасного обращения с веществами и материалами; уметь обращаться с
химической посудой и лабораторным оборудованием.
О б о р у д о в а н и е : демонстрационное: лабораторный штатив, спиртовка,
зажим, пробирка, колбы, стаканы, фарфоровая чашка, воронка, фильтр, мерный
цилиндр; на столах учащихся – штатив, спиртовка, пробирка, зажим, спички,
трафарет химический.
Х о д у р о к а
I. Первый этап урока.
Обсуждение правил техники безопасности при работе в кабинете химии,
заполнение журнала по технике безопасности.
II. Второй этап урока.
Учащиеся подписывают тетради для практических работ. Знакомство с
лабораторным оборудованием.
Учитель демонстрирует химическую посуду (пробирки, колбы, стакан,
воронку с фильтром, мерный цилиндр, фарфоровую чашку), поясняет ее
предназначение.
Учащиеся с помощью химического трафарета зарисовывают посуду,
подписывают названия и предназначение.
Затем учащиеся учатся закреплять пробирку в штативе на разной высоте в
разном положении, зарисовывают штатив, подписывают его части.
Далее – учатся зажигать и гасить спиртовку, закреплять пробирку в зажиме,
правильно нагревать пробирку на спиртовке. Зарисовывают спиртовку в тетрадь,
указывают зоны пламени.
III. Закрепление пройденного материала.Можно предложить учащимся найти ошибки в поведении ученика в
следующем рассказе.
Вовочка пришел на урок химии и узнал, что у него сегодня практическая
работа. Как только учитель раздал реактивы, Вовочка снял крышки со всех
пузырьков и начал сливать реактивы в один стакан. Затем он высыпал щепотку
кристаллов медного купороса в руку, понюхал и бросил в тот же стакан. Через
некоторое время Вовочка заглянул в стакан, чтобы проверить, как протекает
реакция, в нос ему ударил резкий запах, он дернулся, задел локтем пузырьки с
веществами, они упали на пол. Вовочка бросился руками собирать осколки и
рассыпавшиеся вещества. Тут терпение учителя кончилось...
(Ответ:
1) С инструкцией по выполнению работы нужно знакомиться заранее.
2) Работать с веществами нужно строго по инструкции.
3) Нельзя использовать бóльшие количества вещества, чем это
необходимо по инструкции.
4) Нельзя держать реактивы открытыми и путать крышки.
5) Нюхать вещества можно только на расстоянии.
6) Нельзя заглядывать сверху в сосуд, в котором идет реакция, можно
получить ожог глаз и кожи лица.
7) Работать нужно спокойно, без суеты.
8) Нельзя руками собирать осколки и вещества.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 2, введение.