ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
2 кл
13.04.2018
Аннотация: статья посвящена проблеме организации деятельности учащихся с задержкой психического развития в урочной деятельности, в которойпредставленобобщенный опыт своей работы с обучающимися данной категории.
Ключевые слова:задержка психического развития, познавательная активность, кинезиологические, нейропсихологические упражнения, арт-терапия.представлен опыт работы общеобразовательной школы при организации реализации ФГОС ОВЗ
Глухих Е.А. статья.docx
Глухих Елена Альбертовна
МАОУ «Байкаловская СОШ»
С.Байкалово, Свердловская область, Россия
email:[email protected]
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
Аннотация:
статья посвящена проблеме организации деятельности
учащихся с задержкой психического развития в урочной деятельности, в
которойпредставленобобщенный опыт своей работы с обучающимися данной
категории.
Ключевые слова:задержка психического развития, познавательная
активность, кинезиологические, нейропсихологические упражнения, арт
терапия.
Glukhikh Elena Albertovna
IAOU "Baikalovskaya SOSH"
S. Baikalovo, Sverdlovsk Region, Russia
email: [email protected]
RECEPTIONS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF STUDENTS
WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT AT THE LESSON UNDER
THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF GEF
The article is devoted to the problem of organizing the activities of students with
the support of mental development in the lesson activity. Presented, the generalized
experience of his work with students of this category.
Key words: mental retardation,
cognitive activity,
kinesiological,
neuropsychological exercises, art therapy.
Современная государственная система образования предполагает создание
таких условий,
при которых особый ребёнок со специальными
образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала
своей личности через включение (инклюзию)в общую социальнокультурную и
образовательную среду.
Инклюзивное или включенное образование термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных учреждениях.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко
всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые
образовательные потребности. При организации учебного процесса следует
исходить из возможностей ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной
трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы
необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует
увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Так в нашей школе обучается 24обучающихся с ОВЗи 6 детей имеют статус
«ребенок–инвалид».
Так возникла необходимость создание специальных условий при
организации образовательного процесса для каждого обучающегося, имеющего
заключение ПМПК.
Разработаны и утверждены Адаптированные
образовательные программы, программа коррекционных занятий. Созданы
условия для детейинвалидов в соответствии с рекомендациями ИПР. В связи с
этим свою деятельность по комплексному изучению ребенка, выбору стратегии
сопровождения наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы,
отбору содержания обучения с учетом индивидуально психологических
особенностей детей с особыми образовательными потребностями, специалисты
социальнопсихологопедагогического
сопровождения(педагогипсихологи,
социальные педагоги) осуществляют на психологомедикопедагогическом
консилиуме(ПМПк) на базе учреждения.
Создание в нашей школе психологомедикопедагогического консилиума,
на наш взгляд, способствует осуществлению системного подхода к включению
детей с особенностями в развитии в образовательную среду школы совместно с
нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и
реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ для
успешной адаптации в условия современного социума.
Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум
осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды
специалистов психологопедагогического сопровождения, работающих в едином
«ключе».
Социальнопсихологопедагогическое сопровождение является не просто
суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но
и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает для нас
системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования
деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях
всех участников образовательного процесса.
Коррекционноразвивающие технологии, применяемые нами в своей работе,
содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными
методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании
учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их
знания приобретают новые качества.
С целью активизации познавательной деятельности и повышения мотивации
учащихся с задержкой психического развития нами используются
дидактические игры, коррекционноразвивающие задания, направленные на
формирование способности анализировать,
обобщать;
кинезиологические и нейропсихологические упражнения, техники арттерапии,
сравнивать, викторины, ребусы, анаграммы, кроссворды, техники релаксации на
физкультминутках.
Существует множество психологических методов, направленных на
развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ, активизирующих
мыслительную деятельность, повышающих познавательный интерес и
позволяющих построить урок наиболее интересно.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является
применение на уроках различных видов арттерапии. По мнению психологов,
«искусство уникальным образом воздействует на человека, даёт преобразующую
силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно
влияет на психику»[2, стр. 96; 138].
Рисование – это мощное средство самовыражения, которое помогает
ребёнку самоопределиться и обеспечивает путь для проявления чувств.
Арттерапия включает в себя следующие направления: изотерапия, игровая
терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, оригами, лепка,
имаготерапия, коллаж и др.Также в своей педагогической деятельности в
процессе обучения литературе я применяю сказкотерапию. «Сказкотерапия –
это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения
в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Метод сказкотерапии
позволяет решать проблемы эмоциональноволевого контроля поведения. Он
приобщает детей к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через
совместное сочинение сказок.» . [1, стр. 96]
Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с
серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков изза болезни, что,
безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с
противоречиями между повышением требований к качеству образования и
медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением
нормативной учебной нагрузки.
Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена изза состояния
здоровья. Не всегда получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику
результатов обучения. Но от этого работа учителя инклюзивного класса,
каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится
менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми,
мотивированными учениками.
Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать
время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из
возможностей ребенка: комуто нужно больше работать устно, развивая речь,
комуто необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а комуто надо все
потрогать.
Таким образом, использование вышеуказанных приемов работы и их
сочетание действительно важно использовать педагогу в процессе обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья, так как создают условия для социализации детей с овз, удовлетворяет их желание участвовать в различных
конкурсах, олимпиадах, показывать результаты своего труда, чувствовать себя
успешным.
Список литературы:
1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арттерапии
[Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч.
конф. (г. СанктПетербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 8590.
2. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании. M.: Издво: Академия, 2001. 248 с.
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.