Конспект урока технологии для 6 класса
Раздел: «Кулинария»
Тема «Приготовление блюд из мяса»
Цель уроков: ознакомить учащихся с технологиями приготовления блюд из мяса; формировать умения готовить блюда из мяса; формировать умения определять качество готовых блюд
Ожидаемый учебный результат:
¾ общее представление о технологиях приготовления блюд из мяса;
¾ приобретение опыта проведения исследований;
¾ приобретение опыта определения доброкачественности мяса и мясных продуктов;
¾ приобретение опыта приготовления блюд из мяса;
¾ приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии;
¾ приобретение умения оценивать свойства продуктов питания, качество блюда.
Место проведения уроков: школьная учебная мастерская.
Оснащение уроков: кухонный инвентарь; ЭОР и информационно-технологические материалы; учебник (§ 10), ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторная работа; практическая работа.
Формируемые УУД
Личностные: формирование нравственно-эстетической ориентации, познавательного интереса, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, навыков работы в группе, готовности и способности вести диалог и достигать взаимопонимания.
Познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ.
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества
Ход урока:
I. Организационный момент - 1 мин
1.Получение сведений об отсутствующих учащихся.
2. Проверка учащихся и рабочих мест к занятию.
II. Повторение изученного материала -7 мин
- Девочки, а покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Я предлагаю вам проверить свои знания по этой теме, ответив на вопросы теста (Приложение 1)
- Прошу вас обменяться тестами и выполнить взаимопроверку по критериям:
6 правильных ответов - оценка 5
5 правильных ответов - оценка 4
4 правильных ответов - оценка 3
3 правильных ответов - оценка 2
Проводится обсуждение итогов теста
- Проверим как вы выполнили задание отмеченные в учебнике значком «Узнайте в Интернете».
Девочки рассказывают о происхождении понятий «бифштекс», «ромштекс», «шницель», «антрекот», «лангет», «бефстроганов»; как хранили мясо, когда не было холодильников.
III. Сообщение темы урока - 2 мин
-Вы уже знаете, что тема нашего урока называется «Приготовление блюд из мяса». Скажите, а что вы будете знать и уметь в результате изучения этой темы.
- Продолжите, пожалуйста «Я изучаю эту тему, чтобы …»
Высказывая свои мнения, девочки ставят перед собой цели уроков:
узнать технологию приготовления блюд из мяса, требования к качеству готовых блюд, научиться готовить блюда из мяса.
IV. Введение нового материала с опорой знаний полученных на предыдущих уроках
- Какие виды тепловой обработки продуктов вы знаете?
(варка, жарка, тушение, запекание, припускание)
-В каком случае при варке куски рыбы заливают холодной водой, а в каком – горячей?
(Крупные куски заливают холодной водой, а мелкие кипятком)
Существует 2 способа технологии варки мяса.
1 способ. Подготовленное мясо кладут в кастрюлю и, заливают холодной водой, так чтобы вода покрыла мясо. Доводят до кипения. Затем уменьшают нагрев, снимают с поверхности пену и варят до готовности.
2 способ. Подготовленное мясо кладут в кастрюлю и, залив кипящей водой, доводят до кипения. Затем уменьшают нагрев, снимают с поверхности пену и варят до готовности.
При обоих способах готовое мясо оставляют в бульоне и вынимают, когда оно остынет. Мясной бульон используют для приготовления супов, соусов.
- Как вы считаете, при каком способе варки мясо будет полезнее?
При варке 1 способом бульон получается наваристым, а при варке 2 способом – мясо получается более сочным и богатым питательными веществами.
- Вспомните, что нужно сделать перед тем, как положить подготовленные куски рыбы на сковороду с маслом?
В отличие от рыбы мясо можно не панировать, а жарить на горячей сковороде в жире.
Познакомьтесь с технологией жарки крупного куска и порционных кусков мяса в учебнике на странице 58.
- В чем разница между технологией жарки крупного куска мяса и порционных кусков.
- Назовите операции тушения рыбы.
Мясо и птицу, так же как и рыбу, тушат в сотейнике или глубокой сковороде в небольшом количестве воды с добавлением соли и специй после предварительного обжаривания.
Познакомьтесь с технологиями запекания мяса и приготовления изделий из рубленного мяса в учебнике на странице 59.
- Как вы считаете, что общего в технологиях запекания рыбы и мяса.
- А что общего в приготовления изделий из фарша для рыбы и для мяса.
К мясным блюдам подают гарниры, они дополняют их и делают вкуснее, калорийнее.
К блюдам из отварного мяса подают отварные овощи (картофель, морковь, консервированный зеленый горошек, кукурузу, стручки фасоли), отварной рис. Для блюд из тушеного мяса подойдут предварительно обжаренные , а затем тушеные овощи.
К мясу зажаренному целым куском, подают жареный картофель или картофельное пюре, рассыпчатые каши и различные салаты. К мясу зажаренному порционными кусками подойдут свежие и консервированные овощи, пюре из овощей, картофель, кабачки, грибы; к свинине – тушеная капуста, к баранине – фасоль в томатном соусе.
V. Физминутка - 1 мин
VI. Лабораторная работа (Приложение 2) -6 мин
Перед приготовлением практической работы я предлагаю вам определить доброкачественность мясного фарша, пользуясь инструкционной картой
В первой группе экспертов главный пост занимает________, а во второй _______. Главные эксперты должны выслушать всех членов своей команды, прийти к единому мнению о качестве мяса и сделать выводы. Перед работой я попрошу вас вымыть руки и надеть фартуки.
После проделанной работы главные эксперты зачитывают выводы.
- Молодцы девочки. С заданием справились.
VII.Практическая работа «Приготовление блюд из мяса» (Приложение 3) -22 мин до перемены, 25 мин на втором уроке
- Сегодня мы будем готовить второе блюдо – биточки в томатном соусе. Перед практической работой вам необходимо познакомиться с технологической картой и распределить обязанности ) и подготовить рабочие места (во время практических работ по кулинарии используется скользящий график распределения обязанностей).
Проведение вводного инструктажа: правила безопасного труда, разбор с учащимися последовательности приготовления блюда.
В ходе текущего инструктажа (и на первом и на втором уроках) проводится демонстрация приемов выполнения отдельных операций, наблюдение за правильностью выполнения, соблюдением правил безопасного труда, временем работы.
Самостоятельное выполнение практической работы.
До звонка девочки выполняют подготовительные работы с 1 по 5 пункт технологической карты
Второй урок. Продолжение практической работы
Во время выполнения 10 пункта технологической карты (тушение биточков) продолжается объяснение новой темы.
- Пока биточки тушатся, познакомимся с подачей готовых мясных блюд. Подача готовых блюд объясняется с применением мультимедийной презентацией. (2 мин)
- Какие требования предъявляются к качеству готовых блюд, вы узнаете, прочитав текст, на странице 60.
Во время чтения дополните таблицу недостающими данными. 6 мин
(Приложение 4)
Требования к качеству готовых блюд
Требования
Вид тепловой обработки |
Внешний вид
|
Вкус |
Запах |
Цвет |
Консистенция |
Отварное мясо |
|
|
|
|
|
Жареное мясо |
|
|
|
|
|
Тушеное мясо |
|
|
|
|
|
Запечённое мясо |
|
|
|
|
|
Изделия из котлетной массы |
|
|
|
|
|
Проверка заполненной таблицы.
Продолжение практической работы
По окончании приготовления блюда проводится уборка рабочих мест, сервируется стол для дегустации.
VIII. Лабораторная работа «Определение качества мясных блюд»
-10 мин
Определение качества блюда с помощью органолептических методов, уборка посуды.
-Запишите выводы лабораторной работы «Определение качества мясных блюд»
Приготовленное блюдо имеет:
вид____________________________
запах___________________________
вкус____________________________
цвет____________________________
консистенцию____________________
IX. Подведение итогов уроков и рефлексия
За выполнение практической работы старшие повара оценивают членов бригады, а старшего повара – учитель по предложенным критериям. (Приложение 5),
-Что мы сегодня узнали.
-Чему мы сегодня научились?
-Какой вид тепловой обработки мы применяли.
-Где вы можете применить полученные знания?
- А как мы можем определить качество свежего мяса?
Домашнее задание
Вопросы на повторение пройденного материала и задание «Узнайте в Интернете» на стр. 61 в учебнике.
Приложение1.
Тест «Технология первичной обработки мяса»
1. Установите соответствие между названием мяса и его описанием
А |
Говядина |
1 |
Мясо мягкой консистенции, бледно-розового цвета со значительными прослойками жира |
Б |
Телятина |
2 |
Мясо плотное, красного цвета с различными оттенками, имеет свежий запах |
В |
Баранина |
3 |
Мясо светло-красного цвета с белым упругим жиром, имеет специфический запах |
Г |
Свинина |
4 |
Мясо светло-розового цвета, нежной структуры, имеет сладковато-кислый запах |
Ответ: А - __; Б - __; В - ___; Г - ___.
2. Выберите признаки доброкачественности мяса:
а) упругая консистенция; б) запах свежего мяса; в) дряблая консистенция; г) цвет от темно-красного до коричневого; |
д) сухая или влажная поверхность; е) цвет от светло-розового до темно-красного; ж) липкая скользкая поверхность. |
3. Мясо лучше размораживать, если…
а) оставить его при комнатной температуре;
б) положить в горячую воду;
в) положить в холодную проточную воду.
4. Мясо нарезают…
а) поперек волокон;
б) вдоль волокон.
5. Охлаждённое мясо – это…
а) мясо, выдержанное в естественных условиях при температуре не более 12°С в течение 6 часов;
б) мясо, подвергшееся разделке и имеющееся в толще мышц температуру 0… + 4°С;
в) мясо, подвергшееся замораживанию и имеющее в толще мышц температуру -6 — 8°С.
6. Первый этап первичной обработки мяса (говядина, свинина, баранина) …
а) обмывают и обсушивают; б) зачищают; в) разделывают; |
г) оттаивают; д) готовят полуфабрикаты.
|
Ответы теста
1) А – 2 ; Б – 4; В – 3; Г – 1
2) а, б, д, е
3) а
4) а
5) б
6) г
Приложение 2
Лабораторная работа
«Определение доброкачественности мясного фарша»
1. Определите доброкачественность мясного фарша органолептическими способами
2. Сделайте выводы. Результаты исследования занесите в таблицу
· Посмотрите на внешний вид фарша. Поверхность свежего продукта блестящая. Если у фарша матовая сероватая поверхность, значит, он залежался на прилавке, и часы его жизни сочтены.
· Посмотрите внимательно на цвет: он должен быть яркий, от темно-красного до светло-розового в зависимости от того, чего больше в составе – говядины или свинины. В свежем фарше не может быть потемнений, они говорят о том, что в него попало несвежее мясо.
· Если в фарше кроме мяса нет никаких других компонентов, то он будет выделять сок, который может многое рассказать о свежести и качестве продукта. Ярко-красный, в меру прозрачный сок говорит о том, что перед вами свежий фарш, а темный, густой и мутный сок дает несвежий товар.
· Качественный продукт должен быть однородным, без костей, хрящей, сухожилий, грубой соединительной ткани.
· Понюхайте фарш, у него должен быть характерный мясной запах без посторонних приправ и примесей.
· Жир в говяжьем фарше - имеет белый, желтоватый или желтый цвет; консистенция твердая, при раздавливании крошится; свином - имеет белый или бледно-розовый цвет, мягкий эластичный; бараньем – белого цвета, плотной консистенции. Если жир имеет серовато-матовый оттенок, слегка липнет к пальцам; может иметь легкий запах осаливания, то такой фарш не рекомендуется использовать.
Наименование показателя |
Характерный признак мяса |
Внешний вид и цвет поверхности мяса |
|
Однородность |
|
Запах |
|
Состояние жира |
|
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Технологическая карта
Список продуктов:
Фарш куриный + говяжий — 400 грамм; Луковица — 1-2 шт.; Морковь — 1 шт.; Мякиш белого хлеба - небольшой кусочек Томатная паста — 1,5 ст. ложки;
|
Яйцо — 1 шт.; Лавровый лист — 2 шт.; Растительное масло; Соль, перец. Мука ½ стакана |
№ |
Технологический процесс приготовления биточков |
Посуда, инвентарь |
Ответственный |
1 |
Лук почистить и нарезать полукольцами, переложить в тарелку. Морковь порезать четвертинками, переложить в тарелку. (5 мин) |
Доски разделочные, ножи, тарелка |
Младшие повара |
2 |
В фарш вбить яйцо, размоченный хлеб, тщательно перемешать, добавить специи для мяса, посолить и снова перемешать 3 мин |
Миска для фарша, глубокая тарелка для хлеба |
Старший повар |
3 |
Из фарша сформировать шарики диаметром 2,5 см, обвалять в муке, слегка сплюснуть 3 мин |
Тарелка для муки, плоская тарелка для мясных шариков |
Старший повар и младшие повара |
4 |
Разогреть жаровню, влить небольшое количество масла. У плиты поставить: · тарелку, ложку и вилку для переворачивания биточков и перемешивания овощей, тарелку для биточков · тарелку и ложку для снятия пробы, · соль, специи |
сковорода, 2 тарелки, 1вилка,1 ложка |
Младший повар |
5 |
Биточки выложите в жаровню или в сковороду с высокими стенками и толстым дном. Обжарьте их с двух сторон. Внимание – укладывать биточки в сковороду аккуратно, не допуская разбрызгивания жира Готовые биточки выложить на тарелку |
сковорода, тарелка, ложка |
Старший повар, (остальные молча наблюдают ) |
6 |
Пока готовится мясо, убрать разделочный стол, вымыть доски, нож, миску от фарша, тарелку от муки и биточков |
Тряпка, губка для посуды, моющее средство, сушилка для посуды |
Уборщик, посудомойщик |
7 |
В масло после биточков всыпать измельченные овощи, слегка обжарьте. (1-2 мин). Присыпаем румяные овощи всеми выбранными специями, посолить, поперчить. |
|
Повар |
8 |
Томат развести в стакане горячей воды. |
Стакан, ложка |
Младший повар
|
|
Влейте аккуратно в сковороду томатную пасту с водой, переложите туда биточки, добавьте лавровый лист. Биточки должны быть почти полностью покрыты водой. При необходимости добавить воды. |
|
Старший повар |
9 |
Вымыть тарелку от овощей, и стакан от томатной пасты |
губка для посуды, моющее средство, сушилка для посуды |
Посудомойщик |
10 |
Оставьте тушить мясо с овощами на медленном огне 20 мин В конце варки можно положить лавровый лист, раздавленный зубчик чеснока |
|
Старший повар Младший повар |
|
За 5 минут до готовности попробуйте блюдо на вкус (пробуют соус) |
|
Старший повар
|
11 |
Мелко порубить зелень. Всыпьте зелень, перемешайте, выключите плиту. |
Доска, нож |
Младший повар |
12 |
Положить гарнир на тарелку и полить подливкой с биточками |
Тарелки, ложка |
Стар. повар, повар, раскладывают, официант сервирует стол, подает гостям |
18 |
Сервировка стола, уборка рабочих мест |
Столовая посуда, вилки, ложки |
Уборщик, посудомойщик |
|
Дегустация блюда |
|
Все участники |
Требования к качеству готового блюда
Биточки в томатном соусе.
Внешний вид: форма биточков - кругло-приплюснутая, сбоку подлит соус и уложен гарнир
Консистенция: сочная, пышная, однородная
Цвет: корочки - коричневый, на разрезе - светло-серый
Вкус: свойственный продуктам, входящим в блюдо
Запах: свойственный продуктам, входящим в блюдо
Приложение 4
Требования к качеству готовых блюд
Требования
Вид тепловой обработки |
Внешний вид
|
Вкус |
Запах |
Цвет |
Консистенция |
Отварное мясо |
Куски нарезанные поперек волокон |
|
Соответствует данному виду мяса |
От светлого до темно- серого |
Мягкая, сочная, слегка упругая |
Жареное мясо |
Куски мяса правильной формы. Поверхность чистая, сухая, с равномерно обжаренной корочкой. |
|
Соответствует данному виду мяса |
|
|
Тушеное мясо |
Куски мяса нарезаны одинаково, поперек волокон |
Соответствует данному виду мяса |
Соответствует данному виду мяса |
|
|
Запечённое мясо |
|
Соответствует данному виду мяса |
Соответствует данному виду мяса |
|
|
Изделия из котлетной массы |
|
Соответствует данному виду мяса |
Соответствует данному виду мяса |
|
|
Приложение 5,
Критерии оценивания практической работы членов бригады |
||||||||||
№ |
Фамилия Имя |
Готовность к уроку (наличие формы, кухонного полотенца) ( 1 балл) |
Выполнение требований старшего повара (2 балла) |
Соблюдение правил безопасной работы ( 1 балл) |
Уборка посуды после дегустации ( 1 балл) |
Оценка |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
||||
Критерии оценивания практической работы бригадира (старшего повара)___________ |
||||||||||
наличие формы 1 балл
|
дисциплина в бригаде 1 балл
|
соблюдение правил безопасной работы членами бригады 1 балл |
хорошие вкусовые качества блюда 1 балл
|
презентация блюда 1 балл
|
Оценка |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Список использованной литературы:
· Синица Н.В.. Технология. 6 класс — М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.
· Механическая и тепловая обработка мяса http://tepka.ru/tehnologiya_7/3.html
· Признаки доброкачественности мяса http://oproduktah.com/chem-pitatsya/myaso/priznaki-dobrokachestvennosti-myasa.html
· 10 интересных фактов о мясе http://pikabu.ru/story/10_interesnyikh_faktov_o_myase_3821192
· Мясной фарш. https://kedem.ru/schoolcook/basis/myasnoj-farsh/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.