"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс
Оценка 4.8

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
4 кл—11 кл +1
17.04.2018
"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: Познакомить ребят с понятием блокада; Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы. Оборудование: Призентация. Звучит тихая музыка (Э. Григ “Смерть Озе”). Слайд “У вечного огня”. Ученик 1. Вечный огонь! Незаживающая боль! Немеркнущая память! Вечный символ бессмертия! И море цветов! Учитель. Молчат дети, в молчании стоят люди. Кажется, что все онемело. Здесь, перед вечным огнем склонили и обнажили головы. (музыка не умолкает, звучит тихо). К вечному огню однажды приблизился слепой человек. С тростью в руке он медленно подошел. Люди расступились, а слепой опустился на колени, положил трость рядом с собой, поднял руки и громко произнес: “Друзья! Дорогие мои друзья! Я пришел к Вам!” Потом он поцеловал холодный мрамор и закончил: “Друзья мои, я пришел к Вам поговорить, поцеловать Вас!” Плачет слепой, заплакали люди. (Музыка замолкает). Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 65 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более 20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят, скорбят и кланяются их подвигу. Ведь (читаю слова В. Распутина на доске) “сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”. Каждый год сотни людей приходят к Вечному огню, чтобы почтить их память. В нашей стране немало мест, сохранивших память о Великой Отечественной войне в Москве, Бресте, Сталинграде, Хатыни. А сегодня мы поговорим о Ленинграде. Вы знаете, что сейчас он называется Санкт-Петербург. 27 января 2009 года исполнилось 65 лет со дня освобождения города от фашистских захватчиков. В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны. (Звучит голос Левитана о начале войны.) На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города. К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.
10.docx
"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4­й класс «Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может:  Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». А. Митяев Цель:  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.  Задачи:  1. Познакомить ребят с понятием блокада;  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического  творчества;  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в  период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с  помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.  Оборудование: Призентация.  Звучит тихая музыка (Э. Григ “Смерть Озе”). Слайд “У вечного огня”. Ученик 1.  Вечный огонь! Незаживающая боль! Немеркнущая память! Вечный символ бессмертия! И море цветов! Учитель. Молчат дети, в молчании стоят люди. Кажется, что все онемело. Здесь, перед  вечным огнем склонили и обнажили головы.  (музыка не умолкает, звучит тихо). К вечному  огню однажды приблизился слепой человек. С тростью в руке он медленно подошел. Люди  расступились, а слепой опустился на колени, положил трость рядом с собой, поднял руки и громко произнес: “Друзья! Дорогие мои друзья! Я пришел к Вам!” Потом он поцеловал  холодный мрамор и закончил: “Друзья мои, я пришел к Вам поговорить, поцеловать Вас!”  Плачет слепой, заплакали люди. (Музыка замолкает). Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем  яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 65 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более  20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят,  скорбят и кланяются их подвигу. Ведь (читаю слова В. Распутина на доске) “сколько в  человеке памяти, столько в нем и человека”. Каждый год сотни людей приходят к Вечному огню, чтобы почтить их память. В нашей  стране немало мест, сохранивших память о Великой Отечественной войне в Москве,  Бресте, Сталинграде, Хатыни. А сегодня мы поговорим о Ленинграде. Вы знаете, что  сейчас он называется Санкт­Петербург. 27 января 2009 года исполнилось 65 лет со дня  освобождения города от фашистских захватчиков.  В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно,  И ею с тобой мы сильны.  (Звучит голос Левитана о начале войны.)  На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял  Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства ­ Москву.  Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города. К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник  Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов ­  истребителей охраняли небо Москвы. (под звучание музыки «Священная война» говорит учитель) Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их  пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных  детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы  людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война ­ самое страшное событие, которое только может случиться как в  жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей. Ученик 2. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел этот город вместе с его  жителями уничтожить, стереть с лица земли. Для осуществления этого варварского плана  гитлеровское командование бросило Ленинграду более 40 отборных дивизий. Город был  окружен, блокирован гитлеровцами. Из окруженного города нельзя было выехать ни на  поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может. Все пути к нему на суше были  захвачены фашистами. Город окружен врагами со всех сторон. Это значит, что он в  блокаде.  Ученик 3. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был  превращен в город­крепость! 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы  мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю, но не сдались! Учитель. 900 блокадных дней люди жили практически без пищи, без воды, без света и без  топлива. На их головы сыпались бомбы и снаряды! Голодные, измученные, едва  передвигавшие ноги от слабости, они находили в себе силы делать оружие, варить сталь,  ремонтировать танки, тушить пожары, одним словом, бороться! 900 дней с врагом  боролись не только взрослые, но и дети.  Ученик 4. Более 15 тысяч юных ленинградцев награждены медалью “За оборону  Ленинграда”. Так как город был блокирован, поэтому к испытанию огнем прибавился и  голод. Враги надеялись сломить сопротивление жителей. Страна помогала Ленинграду в  его героической борьбе. Единственным “окном”, соединявшим Ленинград с “большой  землей”, было Ладожское озеро. Переправляться по нему было очень рискованно,  невероятно трудно, но другого выхода не было. Поздней осенью Ладога замерзла и эта  единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по льду  проложили автомобильную трассу. Эту дорогу ленинградцы назвали “дорогой жизни”.  Скольких людей она спасла от смерти! Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны машин, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду  уходили машины с грузами, люди. Но, несмотря на это, шоферы мужественно продолжали  вести машины в осажденный город, доставляя продукты, вывозили людей. Вот как об этом  рассказывала Ольга Берггольц. Ученик 5.  И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на пять минут – пустяк, Поломка эта – не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь – опять сведет Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасет 16 тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он  Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарни до зари! 16 тысяч матерей пайки получат на заре –  125 блокадных грамм С огнем и кровью пополам. Учитель. В городе была установлена самая низкая норма хлеба – 250 граммов на карточку  рабочего (показываю) и 125 граммов (показываю) служащим и иждивенцам. Да и что это  был за хлеб, который выпекали с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. Готовили из столярного клея холодец. По городу шла смерть. Люди  падали от слабости на улицах. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не  было сил похоронить умерших. Сотни семей вымирали от голода...” Мне хочется вам рассказать об одной такой семье. В Ленинграде жила семья Савичевых.  До войны в ней было 9 человек. Все они жили в одном доме. А в годы блокады за несколько месяцев этой семьи не стало. Об этом узнали, когда прочли записную книжку самого  маленького члена этой семьи – Тани. В доме было очень холодно, в окнах не было стекол,  на улице тридцатиградусный мороз, а девочка почти такая же, как и вы, каждый день  писала. Послушайте, как об этом рассказывает поэт. (На экране высвечиваются страницы  дневника Т. Савичевой). Ученик 6.  Эта тонкая тетрадка Стоит многих толстых книг. Пионерка – ленинградка, Потрясает свой дневник! Таня Савичева, Таня, Ты в сердцах у нас жива. Затаив на миг дыханье, Слышит мир твои слова. Женя умерла 28 декабря в 12 ч 30 минут 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 ч ночи 1942 г. Ученик 7. Ленинград в тисках блокады У ворот лютует враг. Рвутся бомбы и снаряды, Дует стужа, давит мрак.  От коптилки не согреться, И ни крошки, ни глотка, И выводит кровью сердце На страницах дневника: Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г.  Смолк зловещий гул орудий, Пронеслась войны гроза, Но все также память людям Обожгут сердца слова: Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7 ч 30мин утра 1942 г. Ученик 8. Будьте бдительными, люди! Люди, вслушайтесь в дневник! Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Учитель. Девочку удалось эвакуировать. Ее увезли в Горьковскую область с детским  домом. Но крайнее истощение и нервное потрясение сломили ее, вскоре она умерла. Ученик 9.  Это – всем живущим в назиданье, Чтобы каждый в суть явлений вник. Время возвышает образ Тани И ее доподлинный дневник. Над любыми в мире дневниками  Он восходит, как звезда с руки. И гласят о жизненном накале 42 святых его строки. Это смертный приговор убийцам, Это боль, которая клубится. Это сердце, что летит сюда. Учитель. Нам сейчас не просто представить себе город, который выстоял без света, хлеба и тепла. Город, который не успел эвакуировать всех детей в тыл. А какими словами передать  состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку, дедушку, брата или сестру.  Очень часто на улицах Ленинграда были и такие случаи. Ученик 10.  На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти. В глазах расширенных истома, И щеки белые, как мел. Где твоя, мальчик, мама? ­ Дома. ­ А где твой дом, малыш? ­ Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет. Ученик 11.  Девчонка с ведерком пустым Чуть движется... А за Невою Клубится пожарища дым. А там меж сугробов горбатых, Где трудно и взрослым шагать, На саночках узких ребята Везут свою мертвую мать. Учитель. У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии,  не могли назвать адрес. Но, несмотря ни на что, город жил! В осажденном Ленинграде  работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов. 39 ленинградских школ  не прекращали занятия! Даже в такое тяжелое время дети хотели учиться. Каждое утро по  сугробам в лютую стужу голодные, часто попадая под обстрелы, пешком, идя 5­6 км, они  шли из холодных квартир в такие же классы. В то время среди ребят был распространен  девиз: “Пятерка – снайперский выстрел врагу!” Каждый из тех, кто учился или учил, в те  дни чувствовал себя на боевом посту. Учитель. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что  замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел  выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики  умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке. Ученик 12.  Девчонка руки протянула И головой – На край стола. Сначала думали – Уснула. А оказалось, умерла... Никто не обронил ни слова Лишь хрипло,  Сквозь метельный стон, Учитель выдавил,  Что снова уроки –  После похорон. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ ­ в январе 1943 года  прорвать блокаду!  13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение  наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского  фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию  по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию,  отбросили оккупантов на 650­1000 километров от Ленинграда, освободили более 800  городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа  торжественного салюта.  Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало… Казалось, что все небо грохотало,  Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград. Гремел неумолкаемо салют Из боевых прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский) Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пестрыми цветут А ленинградцы тихо плачут Ни успокаивать пока Ни утешать людей не надо Их радость слишком велика ­ Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, Но Боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол­Ленинграда не поднялось Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)  Мы чашу горя выпили до дна. Но враг не взял нас никаким измором И жизнью смерть была побеждена И победили человек и город! Год сорок второй… Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим,  Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов) Минута молчания Учитель. Почти 700 тысяч ленинградцев погибло во время блокады. 470 тысяч из них  погребено на Пискаревском кладбище. (Видеозапись “Пискаревское кладбище”).  Многие могилы без имен. В любое время года здесь лежат цветы: на братских могилах, у  Вечного огня, возле гранитной стены с выбитыми на ней словами: “Никто не забыт и ничто  не забыто!” А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник  “Цветок жизни” (показываю его иллюстрацию). Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом  дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!” Зимой, например, вся поляна в снегу, а цветок стоит. Он растет во все времена года. Это  вечный цветок жизни.  Проходят годы. Вот уже и вы повзрослели. И я надеюсь, что и ваши сердца, ребята, не  останутся равнодушными к тем, кто отдал свои жизни ради нас с вами. Кто погиб, защищая  вечный огонь жизни. «Прикоснись сердцем к подвигу» Урок мужества  4 класс.

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу". Урок мужества. 4-й класс

"Прикоснись сердцем к подвигу".  Урок мужества. 4-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018