муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»
«Прилетайте в гости к нам!»
Лукьянчикова Светлана Николаевна,
старший вожатый, учитель географии
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Актуальность проекта:
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Современная концепция школьного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей.
Если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с раннего школьного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.
Экологический проект по охране птиц зимой рассчитан на обучающихся (1- 6 классов) и направлен на развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
В процессе работы над проектно – исследовательской деятельностью ребятам предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Данный проект носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические знания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Зима – суровое и трудное время года для многих зимующих птиц. Особенно трудно приходится пернатым в конце зимы. И не от сильных морозов, вьюг и метелей гибнут птицы, а от голода. Человек в силах помочь птицам, зимующим в нашей местности, организуя для них «Птичьи кафе».
Обучающиеся детского объединения «Республика “Юные россияне”», с удовольствием провели акцию «Покормите птиц зимой!»
Новизна:
Новизна проектно – исследовательской деятельности заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Проблема:
К концу зимы птицам всё труднее добыть себе корм, потому что его всё меньше остаётся в природе. А до лета ещё далеко. Для того чтобы птицы пережили зимние стужи и метели и радовали нас весной и летом, необходимо вести подкормку.
Цель проекта:
Привлечь внимание обучающихся и их родителей к природоохранной деятельности, научить участников проекта ее организовывать. Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к ним, воспитывать заботливое отношение, желание помочь им в трудных зимних условиях, подкармливая их. Воспитание ответственного отношения к природе, к "братьям нашим меньшим”.
Задачи проекта:
1. Расширить представление о зимующих птицах нашего региона, их образе жизни, о связи в окружающей среде, роли человека в жизни птиц.
2. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, к природе в целом, формирование созидательного отношения к миру.
3. Разработать природоохранную акцию «Покормите птиц зимой!» «Скворечник!».
4. Познакомить детей с видами кормов, способами и правилами подкормки птиц.
5. Организовать регулярную подкормку птиц.
6. Организовать систематическое наблюдение за птицами.
7. Учить детей анализировать собственную деятельность и презентовать итоги деятельности общественности.
8. Развивать творческие способности;
9. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации.
10. Воспитывать экологическую культуру, внимательное и бережное отношение к живой природе родного края, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Гипотеза:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц, делая кормушки и скворечники, помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и встречать их весной, то можно сохранить их численность.
Ожидаемые результаты:
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Содержание: работа по проекту проводится в зимний период времени года.
Участники проекта: обучающиеся 1-6 классов.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Срок проведения – ноябрь.
2. Основной (практический) этап.
Срок проведения – декабрь - февраль.
3.Заключительный этап.
Срок проведения – март-апрель.
План проведения:
1 Обсуждение целей и задач.
2. Наблюдение за поведением птиц.
3. Изготовление кормушек из разного материала.
4. Развешивание кормушек около школы и домов участников проекта.
5. Наблюдение за поведением птиц на кормушках
Формы работы:
Познавательная деятельность
Художественно – трудовая деятельность
1. Подготовительный этап:
- Изучение методической литературы:
«Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.,
«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.,
«Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.,
- просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Лесные птицы ".
- подборка загадок, пословиц, поговорок, примет, стихов и интересной информации о птицах
- привлечение родителей для изготовления кормушек и скворечников.
2. Основной этап:
Осуществление мероприятий по выполнению проекта.
- проведение занятий познавательного цикла;
- «Привлечение птиц на территорию школы»;
- природоохранная акция «скворечник»
В ноябре обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями было решено организовать работу над проектом «Покормите птиц зимой!»
Обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности.
Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с детьми изучали информацию в Интернете, в познавательной литературе о зимующих и перелётных птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки.
Из различных информационных источников дети узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края, в конце ноября обучающимся было дано задание изготовить кормушки, при непосредственном участии родителей и развесить их на территории школы, вблизи своих домов, вести наблюдения и систематически обслуживать кормушки.
Обучающиеся совместно с родителями изготовили кормушки из разного материала: Абакумова Вера, Цуканов Захар, Славкова Екатерина, Белкина Елизавета с папами сделали деревянные кормушки, которые будут служить пернатым не один год.
Лукьянчиков Артём, Алёшина Екатерина сделали свои кормушки из больших пластиковых бутылок.
Далее, с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья, чтобы было удобно их обслуживать. Часть кормушек обучающиеся вывесили вблизи своих домов.
Наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но дети видели, что к нашим кормушкам прилетают воробьи, синички, видели снегиря.
Сначала никто не прилетал к кормушкам. Дети, конечно, очень огорчались, но им объяснили, что птицам нужно время, чтобы привыкнуть и освоиться. Первыми на гостинцы прилетели самые смелые - воробьи.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Питается воробей всевозможными семенами, также ягодами и плодами, не отказывается от насекомых. Они охотно поедали всё, что им приносили. Воробьи прилетали стайками.
Потом появились синички. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. Синичкам очень понравилось свежее сало и кусочки фруктов, сначала они прилетали по 2-3, а потом дружною гурьбой.
Дети через беседы, различные познавательные занятия, наблюдения узнали очень много о птицах, живущих в нашей местности. Во время наблюдения за птицами было сделано много рисунков, фотографий.
(Работу выполнил Лукьянчиков Артём)
На ветках рябины устроил столовую снегирь. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
2.
3. Заключительный этап:
ДЕКАБРЬ
Периоды наблюдений (даты) |
Температура |
Какие птицы прилетали |
Кол-во птиц |
Вид корма |
Результаты наблюдений |
01.12. – 09.12.2017 |
От 0 до +7, дождь, снег |
Воробьи Синицы |
14 7 |
Крошки белого хлеба, семена подсолнечника |
Корм в кормушках был съеден полностью |
11.12. – 16.12.2017 |
От +3 до +8, дождь |
Синицы Голубь |
14 1 |
Сало, греча |
Из окна класса нашей школы видели голубя. Будем подсыпать корм на дорожку пришкольной территории |
18.12. – 23.12.2017 |
От 0 до -2, дождь, снег |
Воробьи Синицы |
Много 18 |
Овёс, семена подсолнечника |
Нашли в интернете информацию о том, что нельзя давать птицам пшено. В отличие от проса оно лишено оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ |
25.12. -30.12.2017 |
От 0 до +4, Дождь, снег |
Синицы |
24 |
Пшеница, несолёное сало |
В кормушки прилетают в основном синицы |
ЯНВАРЬ
Периоды наблюдений (даты) |
Температура |
Какие птицы прилетали |
Кол-во птиц |
Вид корма |
Результаты наблюдений |
15.01 – 20.01.2018 |
От -1 до -9, снег |
Воробьи Синицы |
13 16 |
Пшеница, несолёное сало |
После каникул кормушки были полностью опустошены |
22.01. -27.01.2018 |
От -4 до -9, пасмурно |
Синицы |
24 |
Сало, греча |
Прилетают больше синицы, ждём в гости снегирей |
29.01. – 03.02.2018 |
От 0 до -4, дождь, снег, пасмурно |
Воробьи Синицы |
Много 21 |
Овёс, семена подсолнечника |
Синицы наши постоянные гости |
ФЕВРАЛЬ
Периоды наблюдений (даты) |
Температура |
Какие птицы прилетали |
Кол-во птиц |
Вид корма |
Результаты наблюдений |
05.02. – 10.02.2018 |
От -2 до -9, пасмурно |
Воробьи Синицы
|
Много 17
|
Крошки белого хлеба, семена подсолнечника |
Корм в кормушках был съеден полностью |
12.02. -17.02.2018 |
От -3 до -8, пасмурно, снег |
Синицы |
26 |
Сало, греча, Семена подсолнечника, сало, овёс |
Ежедневно, принося различный корм, птиц прилетает все больше и больше, а также появляются и новые друзья. |
19.02. – 24.02.2018 |
От -2 до -8, пасмурно |
Воробьи Синицы
Снегирь |
Целая стайка 20 1 |
Овёс, семена подсолнечника |
Наконец – то дождались снегиря, но на кормушку не садился, приземлился на рябину, такой красавец. |
26.02. -03.03.2018 |
От -10 до -13, снег, пасмурно |
Синицы Голубь |
19 1 |
Пшеница, несолёное сало |
Постоянные гости это наши дорогие синички, которые знают, что ежедневно им будет свежий корм, очень они любят семечки. |
МАРТ
Периоды наблюдений (даты) |
Температура |
Какие птицы прилетали |
Кол-во птиц |
Вид корма |
Результаты наблюдений |
05.03. – 10.03.2018 |
От -4 до -7, Пасмурно, снег |
Воробьи Синицы |
Много 15 |
Крошки белого хлеба, семена подсолнечника |
Корм засыпало снегом. Старый корм высыпали на снег, а новый засыпали |
12.03. - 17.03.2018 |
От -1 до -8, Снег, пасмурно |
Синицы Воробьи |
28 Целая стайка |
Сало, греча |
Ждём новых гостей |
Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Итоги реализации проекта:
-узнали много нового о птицах;
- изготовили для них и развесили на территории школы 10 кормушек;
- весь прошедший период мы наблюдаем на кормушках птиц – воробьи, синички, снегири, голуби, которым мы помогли в трудное холодное время.
Также мы узнали, какой корм предпочитают наши птицы: голуби и воробьи - крошки белого хлеба и батона, а синицы – сало, семечки; пшеницу и сухофрукты едят все птицы. Воробьи прилетают на кормушку стайками, а синички - по 2-3, иногда и целой стаей.
Реализуя данный проект, обучающиеся смогли стать частичкой большого дела – участниками акции «Покормите птиц зимой!»
Очень важно, чтобы дети после таких мероприятий больше ценили, любили и берегли всё живое вокруг. Умели не только пользоваться природным богатством, но и сохранять его, осознавать последствия своих действий.
Практическая значимость работы состоит в экологическом воспитании обучающихся, в сохранении видового разнообразия и численности птиц, практическое содействие к проблемам защиты пернатых.
Скачено с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.