Урок трудового обучения «Хлебный колосок»
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Цель: привитие детям любви к труду, бережного отношения к хлебу, ведь с этого и начинается воспитание любви к Родине.
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с историей появления хлеба, его питательными свойствами, технологией производства в былые времена;
Воспитательные: воспитание нравственного отношения к хлебу; уважительного отношения к профессии хлебороба (учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его вырастившим).
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения анализировать, делать выводы.
Предварительная работа: чтение загадок, стихов, пословиц, поговорок о хлебе. Выставка рисунков в рекреации школы «Всё о хлебе», чтение рассказов В. Сухомлинского: «Моя мама пахнет хлебом», «Как из зёрнышка вырос колосок», слушание песни о хлебе «На полях родной страны хлебный колос зреет…»
Оборудование урока: репродукции картин художников: М.К. Пимоненко «Жатва», Т. Яблонская «Хлеба». Выставка хлебобулочных изделий, речевые карточки содержащие пословицы и поговорки о хлебе, рисунки с изображением этапов уборки зерна и получения хлеба, сельскохозяйственной техники, электрическая домашняя хлебопечка. Проекционное мультимедийное оборудование для показа иллюстративного материала.
Ход
(под звуки музыки «На полях родной страны…» дети занимают места,
на партах лежит весь необходимый для урока материал)
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.
Учитель (Далее У.): Ребята, садитесь как вам удобно. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке труда, отгадайте загадку.
На соломинке стоит и усами шевелит. Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. (Колосок) Сегодня мы с вами сделаем такой красивый колосок.
Посмотрите, какой пшеничный колосок. (Показ пшеничного колоса)
Что есть у колоска?
Дети (далее Д.): Соломинка, усики, зёрна
У.: Ребята, сегодня у нас необычный урок, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Д.: О хлебе.
У.: Прежде, хочу предложить вашему вниманию Картину Т. Яблонской «Хлеба». Эта картина покорила сердца зрителей, принеся художнице всесоюзную славу и поставив её в один ряд с первостепенными мастерами того времени. В тяжёлые послевоенные годы, когда все вокруг оплакивали умерших, Татьяна Яблонская написала картину – гимн. Гимн труду, достатка, народа. На этой картине она изобразила счастливых крестьянок, что собирают зерно, ведь в послевоенные годы вся тяжёлая работа легла на женские плечи. Яблонская не на словах знала, какая это тяжёлая работа, и была в восторге, что труженицы не замечают усталости, счастливы, что наконец воцарился мир.
Другой художник М.К. Пимоненко показал на своём полотне как жали люди рожь. Не было комбайнов, тракторов, люди всё делали вручную – и бросали в землю зерно, а затем убирали, это был очень тяжёлый труд.
Вспомним игру «В землю зёрнышко попало». Предлагаю поиграть.
В землю зёрнышко попало, (присесть)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встать)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (руки поднять вверх)
Садитесь удобно, сейчас я хочу рассказать вам маленькую, интересную сказку. Написала эту сказку Карвацкая Софья, кода училась в 9-огм классе.
(Сказка адаптирована для более лёгкого восприятия слабослышащими детьми)
Лежало на дороге маленькое Зёрнышко. Ему очень хотелось прорасти и стать золотым колоском. Шёл мимо человек.
- Если ты посадишь меня в землю, будешь ухаживать, то я не оставлю тебя голодным зимой.
Человек посадил Зёрнышко, оно дало росток, и превратилось в Золотой Колос.
А потом пришла Зима. Голод пришёл на землю.
А Человек, собрав Золотые Колосья, смолол их в муку и испёк первый в мире Хлеб.
Сдержало Зёрнышко своё обещание: всю зиму кормило Человека. И дожил Человек до весны.
С тех пор и почёт, и слава, и любовь всеобщая кормилицу нашему - Хлебу!
У.:
О чем говорится в сказке? (Произвольные ответы детей.)
У.:
Правильно о том, как человек выращивает хлеб. (Ответы детей.)
Вот мы и поговорим сегодня о хлебе, а главное сделаем золотой колосок, тот который помог человеку голодной зимой.
(Показ образца).
Историческая справка
У.: Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет? Века… В музее Цюриха есть удивительный экспонат — окаменелый кирпичик. Считается, что это самый древний образчик хлеба. Он был выпечен 6 тысяч лет назад. В музее Нью-Йорка хранится каравайчик, возраст которого 3400 лет. Самый древний памятник пекарю стоит в Риме. В Музее обороны Ленинграда хранится тонкий кусочек хлеба — блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% блокадного хлеба — это жмых, трава, древесная стружка, отруби и лишь 20% муки.
Для работы нам понадобится цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, желание, старание, умение.
(Под песню «На полях родной страны…» дети выполняют работу, процессе работ оречевляют свои действия на вопросы педагога)
У.: Что ты делаешь? (Я сгибаю бумагу, наношу клей, выкладываю детали и т.д.)
(Дети выполняют работу, самостоятельно оценивают)
Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важное место в жизни человека. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней. Он является вечным продуктом и самым надёжным в борьбе с голодом, болезнями и преждевременной старостью.
(Далее каждый ребёнок выходит со своим колоском и считывает речевой материал с карточки)
Алёна М.:
Утрами хлебный запах льётся,
Бегут буханки по лоткам,
Я знаю, как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Надежда С.:
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете,
Во все века был трудным хлеб…
Данила И.:
Вот хлеб – высок, румян и
свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Екатерина К.:
Не забывай же никогда.
Какого стоило труда,
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под черно,
Чтоб в колос выбилось оно.
Ксения М.:
А жатва, если зной иль
град?!
Их много – всяческих преград –
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два.
Народной мудрости слова:
Дмитрий Ч.:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Дома вы должны были найти и выучить пословицы о хлебе.
(Дети рассказывают пословицы)
Не гляди
в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу
ближе.
Пот на спине — так и хлеб на столе.
Рано вставать — много хлеба добывать.
Плох обед, коли хлеба нет.
Будет хлеб – будет и обед.
Не трудиться — хлеба не добиться.
У.: Молодцы! Хорошо справились с домашним заданием.
Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете ещё?
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без хлеба и у воды худо жить.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба не обедают.
У.: Что нового вы узнали сегодня на занятии?
У.: Вот и подошёл к концу урок. Что вам больше всего запомнилось? (Произвольные ответы детей)
Какова главная идея урока? (Хлеб — наше богатство. Беречь хлеб — долг каждого человека!) Вам понравились ваши колоски? Если ваш колосок выполнен аккуратно, поместите его на правую сторону доски, если какие-то видите помарки, недочёты – на левую сторону доски.
У.: Ребята сегодня вы много нового узнали о хлебе. На прощание я хочу вам пожелать:
Хлеб берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья! А сейчас приглашаю всех на
чаепитие.
nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/skazka-o-pervom-khlebe Сказка о первом хлебе. Опубликовано 24.07.2012 - 0:34 - Татьяна Николаевна Кузнецова. Автор: Карвацкая София. Ученица 9 класса ...
vkmonline.com/minusovki/minusfile/105897/
znayka.net/poslovicy/o-hlebe/
Польові роботи в картинахblog.i.ua - 800 × 498 - Другие размеры
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.