Чтение рассказа В. Сухомлинского «Драгоценный колосок», беседа, практическая работа над текстом
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Девиз: «Хлеб всему голова»
Цель:
создание наиболее благоприятных условий для убеждения, утверждения детей, что хлеб достаётся дорогой ценой – трудом сотен людей и относиться к нему надо уважительно и бережно.
Задачи:
Ø на конкретных примерах, литературных произведениях показать, что означает «бережное отношение к хлебу», вызвать желание у детей беречь самим хлеб и объяснять младшим товарищам, как это делать.
Ø Донести до сознания детей, что за каждым куском хлеба стоит напряжённый труд многих людей, выращивающих хлеб;
Ø Учить самостоятельно добывать информацию, демонстрировать перед товарищами, уметь отстаивать свою точку зрения;
Ø Посредством творчества В. Сухомлинского, наглядно-демонстрационного материала усилить эмоциональное воздействие данного мероприятия на сознание обучающихся;
Ø Прививать детям бережное отношение к хлебу;
Оборудование:
Портрет В.О. Сухомлинского, рассказ:
«Драгоценный колосок». Песня «Хлеб - всему голова». Музыка: Н. Кудрина Слова: В. Гундарева 1979г
Ход
1. Вводная часть
Цель: Создание настроя к совместной вербальной деятельности, привлечение к сотрудничеству.
Учитель (Далее У.:)
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
Мнут и катают, в печи
закаляют,
А потом за столом нарезают ножом. (Хлеб)
У.: Ребята, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб». С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. С хлебом встречали дорогих гостей, провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. (Прослушивание песни в исполнении О. Воронец «Хлеб всему голова» припев: Ты запомни, сынок, золотые слова хлеб - всему голова. Музыка: Н. Кудрина Слова: В. Гундарева 1979г
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, вот такой кусочек (Показ иллюстрации), но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро. (Показ иллюстрации).
2. Освещение открытых вопросов по теме, высказывание мыслей и переживаний.
3. Цель: накопление определённой фактической информации.
У.: Посмотрите на эти фотографии. Вот такой кусочек хлеба человек получал на день – 125 граммов. Вот как писал о хлебе поэт Е.М. Винокуров.
«Он (хлеб) кислым был,
ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды»
Е.М. Винокуров
У.: Но не только лихо жилось в блокаду ленинградцам. Все жители нашей родины России испытывали большие лишения. Послушайте, я прочитаю вам рассказ В. Сухомлинского «Драгоценный колосок». (Чтение сопровождается показом иллюстраций)
Это было в чёрные дни фашистского нашествия. Враги убивали и мучили людей, угоняли на рабский труд. Отбирали хлеб и жилища.
До
войны наши колхозники вырастили новый сорт пшеницы. Каждый гектар давал сорок
центнеров. А пришли фашисты — забрали пшеницу. Заболело сердце у старого
колхозника деда Андрея. Пошёл он в поле, на ниву, где раньше росла чудесная
пшеница. Нашёл один-единственный колосок. Поднял его с земли, бережно завернул
в платочек, понёс домой. Положил в сундук: пусть лежит, ждёт освобождения от
фашистского рабства.
Два года томились наши люди в фашистской неволе.
А потом пришло освобождение: Красная Армия разгромила фашистов. Достал дед Андрей колосок чудесной пшеницы, отобрал зёрнышки, посеял их. Осенью собрал три горсти. Опять посеял и собрал полмешка пшеницы. Опять посеял — и колхозу передал десять мешков.
Так спас дед Андрей чудесную пшеницу.
Вопросы:
1. Кто напал на нашу страну?
2. Что отбирали фашисты?
3. Почему заболело сердце у деда Андрея?
4. Что нашёл дед Андрей?
5. Куда положил зерно дед Андрей?
6. В какое время года посадил дед Андрей зерно?
7. Когда собрал дед три горсти?
8. Кто спас пшеницу?
9. Вам понравился рассказ?
10.Что больше всего понравилось?
(Свободные ответы детей, если испытывают затруднения, предложить готовые ответы для считывания на речевых карточках)
4. Индивидуальная работа над основной темой
Цель: организация помощи по умению выбирать правильные ответы, возвращаясь к содержанию текста, уверенно выполнять предложенные задания.
Инструкция к заданиям: Внимательно прочитай предложение и подчеркни выбранный вариант.
1. Фашистское нашествие было:
а) в светлые дни;
б) в чёрные дни.
2. Фашисты отбирали
а) хлеб и жилища;
б) вещи и продукты.
3. Завернул в платочек, положил
а) в комод;
б) в сундук.
4. Люди томились в неволе
а) два года;
б) четыре года.
5. Осенью собрал дед Андрей
а) пять горстей;
б) три горсти.
6. Посеял дед Андрей пол мешка пшеницы, колхозу передал
а) десять мешков;
б) двадцать мешков.
|
|
|
|
Поставь ударение к словам из текста:
Пшеница ____________
Колхозники ___________
Жилище ____________
Бережно ____________
Колосок ____________
Раздели слова из текста на слоги для переноса:
Чёрные, мучили, заболело, неволя, зёрнышки, его, спас.
5. Завершающая фаза (рефлексия, выводы)
У.: Вам понравилась как мы работали? А что больше всего понравилось? Вы всё поняли? (Произвольные ответы детей)
Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г. хлеба, а при тяжелой работе – 800 г.
6. Итог
У.: Почему лёгкого хлеба не бывает? Что считалось большим грехом на Руси? (Произвольные ответы детей)
Выразите свое отношение к уроку с помощью карточек.
(У каждого ученика карточки, на которых записаны слова. Дети подчеркивают слова, которые помогают выразить свое отношение к уроку, далее считывают с карточки)
А теперь предлагаю всем вместе прочитать золотые правила.
1. Береги хлеб, он дорого
достаётся.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Подними брошенный кусок, отдай птицам.
5. Не бросай на пол, на землю хлеб, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Всем спасибо! Все сегодня активно работали, с заданиями справились, молодцы. Желаю дальнейших успехов!
Интернет-источники:
Загадки про хлеб - riddle-middle
riddle-middle.ru/zagadki/otvety/Хлеб
SovMusic.ru - Хлеб всему голова - Советская музыка
sovmusic.ru/download.php?fname=khlebvse
Сухомлинский В.А., Книга о совести.doc
lib100.com/.../_Сухомлинский%20В.А.,%20Книга%20о%20совести.doc
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.