Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Приложение как разновидность определения»
Цели урока: расширить представления об определении; дать понятие о приложении, развить смысловое понимание и смысловое видение приложения; научить различать виды приложений; научить определять условия постановки дефиса в приложении; развивать интерес к русскому языку через этимологию, фразеологию. Воспитание духовности, чувства уважения к стране, язык которой изучаем, чувства гордости за свои лучшие личностные качества.
Отработка навыка выразительного чтения.
Ход урока
1. Оргмомент.
В. Слово учителя
Запишите число, тему и имя нашего урока. Да, да вы не ослышались именно имя. Тема: «Приложение как разновидность определения». Имя нашего урока: «Песни России» Почему я выбрала такое приветствие, и такое имя Вы подумаете и скажете в конце урока.
А пока …
1. Фразеологическая разминка: К слову необходимо подобрать фразеологизм.
мало – кот наплакал
запомнить – зарубить на носу
умный – семи пядей во лбу
совестливый, непохожий на других – белая ворона
обманывать – лапшу на уши вешать
ничего не делать – плевать в потолок
мало – с гулькин нос
громко кричать – во всю Ивановскую
работать плохо – спустя рукава
2. Лингвистическая разминка
Выполните задание .
Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика( согласованные и несогласованные определения)
1.Дальняя роща 2.второй час 3.привычка смеяться 4.девочка лет шести 5.бег наперегонки 6.в нашем доме 7.выученный урок 8.гнездо на ветке 9.птенец перепелки. главн…я река.
Согласованные определения Несогласованные определения
1 , 2, 6, 7 3, 4, 5, 8, 9 )
Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.
Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.
(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)
Г. Вывод: 1. Всегда ли можно образовать синонимические словосочетания??
3. Переход к изучению новой темы.
А. Вопросы на повторение.
1. К какой части речи относится зависимое слово в данных словосочетаниях?
2. Каким членом предложения будет являться зависимое слово?
3. Что называется определением?
4. Изучение новой темы
Работа с теоретическим материалом учебника.
Прочитаем правило Запись правила. Объяснение учителя.
Что обозначает приложение? |
Пример |
Возраст |
Сторож-старик |
Признак, качество предмета |
Парень-красавчик |
Национальность |
Тувинцы-добровольцы, девочка-узбечка |
Профессия |
Сосед-плотник |
Родство |
Сестра Лиза |
Звание |
Майор Егоров |
Географическое название |
Река Волга |
Название книг, газет, журналов. |
Журнал «Мурзилка» |
Названия машин, паразодов, заводов (собственное имя) |
Пароход «Смурый» |
Знаки препинания при приложениях. Приложения в некоторых случаях пишется через дефис, в некоторых без дефиса. Рассмотрим правило.
Дефис ставится |
Дефис не ставится |
1) Названия научных терминов. Бабочка-капустница, Рак-отшельник |
1) одно - родовое, другое – видовое. Дерево береза Цветок ромашка |
2) Названия специальностей Врач -терапев Учитель-филолог Водитель-комбайнер |
2) Собственное слово после определяемого слова. Река Москва Гостиница Монгулек |
3) Возраст, национальность, родство Девочка-подросток. |
|
4) Собственное слово перед определяемым словом. Москва-река |
Приложение дает второе название предмета. Приложение придает выразительность речи и часто писатели и поэты используют приложения.
Приложения, которые означают общие названия, могут указывать на:
· профессию (водитель Николай);
· род занятий (студентка Ольга);
· возраст (дед Иван);
· национальность (украинка Оксана).
Приложения могут быть собственными названиями:
· городов (город Львов);
· сел (село Липовка, Левенка);
· рек (река Иргиз) и др.
Приложение может объяснять и главный член предложения (Какой я дедушка? Я солдат-ветеран ., и второстепенный (И окутывала нежная тень славный поселок Духовницкое
Собственные имена людей приложениями не бывают: учительница Анна Петровна; дядя Семен.
Приложение бывает нераспространенное, выраженное одним словом (город-сад), и распространенное, выраженное стойким словосочетанием (спектакль «Сорочинская ярмарка»).
5. Работа с учебником. Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.