Интегрированный, обобщающий урок
Тема: «Золотой колосок»
Краткая аннотация:
Для реализации поставленных задач на данном уроке используются ИКТ (информационно-компьютерные технологии), с помощью которых лучше решаются вопросы мотивации познавательной деятельности у детей с дефицитарным развитием, поддержки интереса в процессе всего урока, закреплению усвоенного ранее речевого материала, восприятию нового материла. Структура содержания данного мероприятия соответствует интегрированию уроку. Поэтапное изложение материала, закрепление, усвоение. Используются игровые упражнения на развитие речевой деятельности, операций мышления (анализ и синтез), обобщение, развитие вербального мышления, памяти, что является предупреждением усталости. Урок заканчивается на мажорной ноте, дети закрепляют правила обращения с хлебом – главным продуктом питания, самостоятельно оценивают свою деятельность.
Автор: Моисеева Р.И. – учитель начальных классов
Возраст учащихся: Обучающиеся начального звена 2-3-4- 6 «б» классы (слабослышащее отделение)
Место проведения: компьютерный класс
Девиз: «Хлеб – всему голова»
Цель:
Ø Понимание и убеждение в том, что хлеб достаётся дорогой ценой, это полезный продукт и к нему надо бережно относиться.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о хлебе, хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб;
2. Развивать вербальную деятельность, способность к размышлению, умению делать выводы.
3. Донести до сознания детей, что за каждым куском хлеба стоит напряжённый труд хлеборобов, и многих других людей;
4. Раскрыть смысл слов: «Хлеб – драгоценность, им не сори»;
5. Усилить эмоциональное воздействие данного мероприятия посредством наглядно-демонстрационного материала.
6. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих, бережное отношение к этому дару природы.
Оборудование: демонстрационный материал: колосья пшеницы, мука, тесто, хлеб. Речевые карточки: румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, жатва, мяч.
Компьютер;
Проектор;
Гербарий злаков;
Выставка мучных и хлебных изделий;
Выставка книг о хлебе и хлеборобах.
Методы и приёмы: словесный: беседа, рассказ, загадывание загадки, приём беглой коррекции, сопряжённое, отражённое проговаривание.
Наглядный материал: рассматривание картины колосков пшеницы, зёрен пшеницы, мука, зерно пшеницы, тесто, булка пшеничного хлеба.
Предшествующая работа по классам, беседы на темы:
«Про колосок и хлеба кусок».
«Кто для нас хлеб создаёт».
«Путешествие колоска».
«К хлебу все имеют отношение».
«Сбор урожая хлеба».
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме «Хлеб – всему голова»; рассматривание колосьев пшеницы; изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Цель предшествующей работы: создание условий для осмысления того, что хлеб является ежедневным продуктом, необходимым для здоровья человека. Рассказать откуда берётся хлеб, кто его выращивает и печёт.
Ход урока:
1. Организационный момент (Слайд №1)
Учитель (далее У.) Дорогие ребята, сегодня я познакомлю вам с мальчиком. Этот мальчик на соломинке стоит и усами шевелит. Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. (Слайд №2)
(Рассматривание колоса, учитель разминает в ладони колосок и показывает детям зёрна пшеницы).
Дети (далее Д.) (Слайд №3)
(хоровое считывание)
У. А теперь предлагаю всем дружно прочитать.
Д. Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
У. Это Золотой Колосок. Ребята, на чём стоит Золотой Колосок?
Д. На соломинке.
У. А теперь внимательно послушайте загадку (Слайд №4)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
Д. Золотой Колосок. (Слайд №4)
У. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился. (Показ зерна на ладони).
Из зерна в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он, под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
2. Введение в тему, мотивация познавательной деятельности: «Беседа о хлебе» (Слайд №5)
У. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д. О хлебе
Разработка речевого аппарата.
У. Чтобы правильно и понятно для всех говорить, давайте разработаем наш язычок. Сейчас хором будем читать чистоговорки (Слайд №5)
Ок-ок-ок – горячий пирожок.
Он-он-он – свежий батон.
Арь-арь-арь – дядя Миша – пекарь.
У. Давайте все вместе скажем девиз: «Хлеб – всему голова!».
Только знаете ли Вы
Как попал хлеб на столы?
Этот труд нам всем незрим
Путь его мы проследим.
Да, сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб… Вот такое коротенькое, но ёмкое слово. Вам интересно знать, сколько лет Колоску? Сколько лет хлебу? Может быть, вы знаете, сколько лет хлебу? (Слайд №6)
Д. Нет.
У. Я скажу вам, но сначала давайте вспомним свой возраст. Аня, скажи, сколько тебе лет? А тебе Паша, сколько лет? Сейчас нам Алёна назовёт свой возраст. Ребята, а вот хлебу 15 000 лет. Сначала люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
У. Витя, что есть у тебя?
- У меня есть голова, руки, ноги, туловище.
У. А что есть у Колоска? (Слайд №7)
Д. Усики, зерно, стебель.
У. Ещё у Колоска есть корешки, они в земле, вы их увидите позже.
Где живёт человек?
Д. В доме, в хижине, в юрте, в яранге, в тереме, во дворце.
У. А где живёт Колосок? (Слайд №8)
Д. Колосок живёт в поле под открытым небом.
У. Конечно, совершенно верно, солнце согревает, дождик поливает, земля-матушка питает. Чтобы жить и радоваться жизни, человек должен принимать пищу и иметь хороших и верных друзей. Чем питается человек? Есть ли у вас друзья?
(произвольные ответы детей)
У. Как вы думаете, чем питается Колосок? Есть ли у Колоска друзья?(Слайд №9)
Д. Пьёт водичку, когда поливает дождик, греется на солнышке, дышит воздухом, из земли берёт микроэлементы.
У. Солнце, воздух, вода и земля – это и есть друзья Колоска.
Послушайте историю про Золотого Колоска и его друзей.
Рос в широком полюшке ЗОЛОТОЙ КОЛОСОК. Матушка-земля кормила его корни и стебель влагой и силой; Солнышко любило его сильно-сильно, дарило ему не только нежность, но и согревало его золотистую головку теплом. От этой нежности, заботы и любви тянулся колосок все больше и больше к СОЛНЫШКУ и голубому небу. С неба падал на землю Дождик и поил Колоска чистой водой, поэтому рос Колосок не по дням, а по часам, наливался румянцем и набирался силой. А ещё был у Колоска Ангел-хранитель. Когда сердитая туча закрывало солнышко, Ангел-хранитель всегда был рядом, охранял его. Довольно скоро Колосок, любимый ласковым Солнышком, охраняемый Ангелом-хранителем и вскормленный плодородной землей набрался цвета золотисто-стального, стал сильным и крепким-крепким. Свою силу он подарил человеку.
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знают земля, солнышко, воздух да вода…
Мне интересно знать, где ваши мамы покупают хлеб? Ведь хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке!(Слайд №10)
Д. В магазине.
У. Откуда берётся хлеб, который каждый день покупаем в магазине? Где растет хлеб? (Слайд №11)
Д. В поле.
У. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют! А какой он хлеб?
3. Основная часть. Дидактическая игра «А какой он, хлеб?» (Слайд №12)
(Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и подбирают определения к существительному хлеб, например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, при затруднениях считывают с карточек слова)
У. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. А почему мы едим хлеб каждый день и он нам не надоедает? Оказывается, потому, что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Хлеб бывает разный, душистый, витаминный, горячий, ароматный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
4. Работа по теме: «Откуда пришёл хлеб?» (Слайд №13)
У. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Д. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много сил: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай.
У. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Д. Да хотим.
У. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведёт его?
Д. Тракторист.
У. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.
5. Динамическая пауза «В землю зёрнышко попало» (Слайд №14)
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
6. Работа по теме: «Волшебное превращение зерна» (Слайд №15)
У. Ну вот зёрна созрели. Выросло много-много колосков, их целое поле. Начинается жатва.
(Дети повторяют слово хором и индивидуально, считывают с речевой карточки).
У. На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? Д. Комбайнёр.
У. Что же делает комбайн?
Д. Собирает колосья.
У. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
У. Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Слайд №16)
Д. Хлеборобы
У. Посеяли
хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Зерно везут на мельницу (показ зерна на блюдечке) (Слайд №17)
Зерно перемалывают в муку (показ муки на блюдечке) (Слайд №18)
Замешивается тесто (показ теста на блюдечке) (Слайд №19)
Специальная машина перемешивает тесто до получения однородной массы. Затем тесту нужно дать постоять, тогда оно созреет, станет пышным и воздушным.
Да, не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
У. А как приготовить тесто? Что для этого нужно? (Слайд №20)
Д. Яйца, мука, дрожжи, вода, соль.
7 Динамическая пауза «Каравай» (Слайд №21)
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
8. Работа по теме «Волшебное превращение зерна»
У. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Тесто раскладывают по формам. (Слайд №22)
Формы с тестом попадают в печь (Слайд №23)
Хлеб готов (Слайд №24)
(Дети пробуют готовый хлеб)
У. Вот он Хлебушко душистый, с хрустом, корочкой витой,
Вот
он… тёплый, золотистый, словно солнцем залитой.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём - земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём...
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Автор: С. Погореловский
У. Какой хлеб? Назовите его свойства.
Д. Хлеб никогда не приедается, имеет удивительный запах, у него аппетитный вкус.
(Произвольные ответы детей)
У. Когда хлеб испёкся, его грузят на машины и везут в магазины.
Много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился и относится к хлебу. Давайте хором дружно скажем девиз нашего урока: «Хлеб – всему голова». Ребята, а какие ещё пословицы о хлебе вы знаете?
(Если дети затрудняются самостоятельно произнести пословицы, они считывают с экрана)
Д. Был бы хлеб, а зубы сыщутся. (Слайд №25)
У голодного хлеб на уме.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Без хлеба нет обеда.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Будет хлеб – будет и песня.
Плох обед, когда хлеба нет.
Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
У. Люди очень бережно относятся к хлебу, почитают его, лелеют, как мать своё дитя, потому что хлеб – посол мира и дружбы.
Хлеб батюшка, хлеб кормилец остаётся самой большой ценностью. Он дороже золота. С хлебом встречают гостей. Всегда о хлебе говорят с любовью, ласково.
9. Игра «Доскажи словечко» (Слайд №26) (развитие мыслительной деятельности)
(Как можно сказать по другому, ласково?)
Это большое поле, а маленькое - полюшко
Это колос, а это маленький (колосок)
Это зерно, а это маленькое (зёрнышко)
Это стебель, а это маленький (стебелёк)
Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (пшеничный)
Вот так ласково люди говорят о хлебе.
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение)
Хлеб - …(всему голова).
Хорошо трудиться – …(хлеб уродится).
Что посеешь, …(то и пожнешь).
У. Ну вот, наша встреча с Золотым Колоском подошла к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Вспомните правила бережного обращения с хлебом. (Слайд №27)
Д. Бережно, съедать весь до конца, хлеб выбрасывать нельзя!.
Д. Хлеба надо брать столько, сколько съешь
Д. Хлеб надо всегда доедать
Д. Хлеб нельзя бросать на пол
У.
Хлеб
наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
10. Заключительная часть. Рефлексия.
Что вы делали на уроке? С кем вы сегодня познакомились? Вам понравился Золотой Колосок? Как надо относиться к хлебу? Почему?
11. Итог занятия. Чтение стихотворения «Руки человека»
У. Предлагаю вам оценить свою работу.
(Дети с помощью флажков красного, зелёного и жёлтого цвета оценивают работу на уроке).
Вы сегодня молодцы! Все работали отлично, старались понятно и правильно говорить.
Вспомните, кому Колосок говорил спасибо?
Д. Солнышку, дождику, земле, рукам.
(Заранее подготовленные дети по очереди считывают речевой материал с экрана).(Слайд №28)
1-ый реб. «Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
2-ой реб. Спасибо земле, что была моим домом,
3-ий реб. И сильным рукам, моим старым знакомым.
4-ый реб. Я помню, как руки трудились упорно,
5-ый реб. Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,
6-ой реб. А нынче они урожай уберут.
7-ой реб. Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!»
12. Домашнее задание. «Наставления» (Слайд №29)
У. Если в доме хлеб и соль, в доме хлебосольно.
Угощать гостей изволь, будут все довольны!
А вот Колосок даёт вам свои наставления.
(Хоровое считывание с экрана)
Хлеб мой берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб мой уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
У. С вами прощается Золотой Колосок и говорит спасибо за внимание! (Слайд №30)
Ребята, вам понравились наставления Колоска? Дома возьмите жёлтую и зелёную бумагу, и сделайте Золотой Колосок. А кто хочет, вместе с мамой и бабушкой может испечь хлебобулочные изделия. Обязательно расскажите родителям о встрече с Колосом, повторите пословицы и загадки, а также правила обращения с хлебом. Желаю творческих успехов! Вручение грамот.
13. Интернет-источники:
2. 294 - МБДОУ "Золотой колосок" - ds22s .. Similar More sizes
3. luxfon.com_639.jpg luxfon.com
4. 1283249466_wheat‑5.jpg rylik.ru
5. DSCN3120.jpg zolotiekoloski.su
6. 114_.jpg fotokto.ru
7. 189967_original‑600x282.jpg ferma63.ru
8. 650366326.jpg zastavka.at.ua
9. 189967_original.jpg ferma63.ru
10. Kolosochek_DSC04348.JPG obraz.volganet.ru
11. Загадки о растениях полей и лугов: колос, подсолнух, пшеница ...www.kostyor.ru/student/?n=331 - Translate this page
12. Images for хлеборобы картинки Report images
13. Классный час 3 класс «Его Величество – Хлеб» Лоось Л.А.
14. Литературно-музыкальная композиция "Хлеб – всему голова ...festival.1september.ru/articles/603458/ - Translate this page
15. Добрый Сказочник - Хлеб - всему голова skazochnikonline.ru/index/khleb_vsemu.../0-3151 - Translate this page
16. Праздник для учеников 1-4-х классов "Хлеб - всему голова ...
www.prodlenka.org/.../prazdnik-dlia-uchenikov-1... - Translate this page
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.