Приложение к мастер-классу "Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка"
Оценка 4.6

Приложение к мастер-классу "Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка"

Оценка 4.6
docx
08.03.2023
Приложение к мастер-классу "Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка"
приложение мастер-класс.docx

Приложение

I  МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА

Рифмованный алгоритм «Ь после шипящих»

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

      А в кратких прилагательных

      Его нет никогда.

Существительное – много,

Существительное – мой

Знак не нужен никакой.

     А подставь она, одна

     Мягкий знак пиши всегда.

1 группа.

Задание: вставьте пропущенные буквы, прочитайте текст выразительно.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ_ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

2 группа.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ_ (_) Не пряч_тесь (_) от природы,  выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег,  проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

II БУКВЫ Е –И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Рифмованный алгоритм  «Буквы Е - И  в корне с чередованием»

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
                        Если после корня — А,
                        В корне будет И всегда.
                        Вот пример, запоминай:
                        Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Задание: «Найди третье лишнее»

1)     соб__рать,  зам__рло, отп__рать;

2)     уп__раться, прот__реть, ум__рло;

3)    подб__рала, отд__рали,  взап__рти.

III БУКВЫ Ы-И ПОСЛЕ Ц

Рифмованный алгоритм  «Буквы Ы-И после Ц»

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем  -ИЯ.

Да и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву И

А в концовках –ЦЫН,-ЦЫЙ,-ЦЫ

     Пишем только букву Ы.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ЦЫГАН  НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫПЛЕНКУ ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ».

Задание: выпишите слова в два столбика: 1 – с ЦЫ, 2 – с ЦИ

Ц…ркуль, немц…, ц…фра, ц…трус, ц…почки, огурц…, ц…ганка, ножниц…, ц…рк, ц…ферблат, ц…плячий.

 

IV ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ  ГЛАСНЫЕ О-А В КОРНЕ –МАК- -МОК

Рифмованный алгоритм  

Что-то в жидкость погружаешь —

           Пишешь мак - макнуть, макаешь.

Если ты насквозь промок,

Значит, в корне пишешь мок-.

 

Задание: вставьте пропущенные гласные в словах.


вым…кнуть под дождём

м…кнуть в воду

пром…кательная бумага

обм…кнуть сухарь в чай

непром…каемый плащ

м…чёные яблоки

постепенно нам…кает

см…чить губы

пром…чить ноги

м…кать хлеб в молоко

обм…кнуть перо в чернила

нам…чить рукав

разм…кать в воде

зам…чить бельё

 



 

Приложение I МЯГКИЙ ЗНАК

Приложение I МЯГКИЙ ЗНАК

Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква

Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква

пром…кательная бумага обм…кнуть сухарь в чай непром…каемый плащ м…чёные яблоки постепенно нам…кает см…чить губы пром…чить ноги м…кать хлеб в молоко обм…кнуть перо в чернила нам…чить…

пром…кательная бумага обм…кнуть сухарь в чай непром…каемый плащ м…чёные яблоки постепенно нам…кает см…чить губы пром…чить ноги м…кать хлеб в молоко обм…кнуть перо в чернила нам…чить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023