Приложения к проекту«Использование фразеологизмов в речи»

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала приложения.doc

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

АНКЕТА

 

ФИО______________________________________________, _______________

 

Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи. Они служат, как и отдельные слова, для обозначения, предметов, признаков, действий, состояний. Поэтому фразеологические обороты можно соотнести с определёнными частями речи.

 

Знаете ли Вы фразеологизмы?

 

1. Раскройте смысл каждого фразеологического оборота, подбирая синонимы (слова или другие фразеологизмы, схожие по значению):

            ОБРАЗЕЦ:    Валять дурака – бездельничать; лодыря гонять, бить баклуши.

 

Мутить воду –  _________________________________________________________________

Мухи не обидит –  ______________________________________________________________

Мотать себе на ус –  _____________________________________________________________

Медведь на ухо наступил –  ______________________________________________________

Обводить вокруг пальца –  ______________________________________________________

Кот наплакал –  _________________________________________________________________

Очертя голову –  ________________________________________________________________

Мурашки бегают по спине –  _____________________________________________________

 

2. Вставьте на месте пропуска то слово, которое должно быть внутри фразеологического оборота. Выберите один правильный вариант из подсказок в скобках.

 

Быть на _____________ (пятом, седьмом, девятом, тринадцатом) небе.

Быть не в своей _______________ (ложке, раковине, школе, тарелке).

Быть одетым с ______________ (ножа, топора, иголочки, ниточки, катушки).

Быть под _________________ (башмаком, телевизором, машиной, стулом).

Быть не ко _______________ (дворику, дворнику, двору, добру).

Быть не из робкого _______________ (начала, общества, коллектива, десятка).

Быть на ____________ (супружеской, левой, правой, дружеской) ________ (руке, голове,

ноге, горе).

Быть между ___________(бочкой, молотом, доской, сеткой) и ____________(наковальней, селёдкой, мелом, тряпкой).

 

3. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправь их. Ошибкой может быть неправильное слово, которое нужно заменить, лишнее слово.

 

 

Стреляный калач.

Тёртый воробей.

Изобрести Америку.

Красному яблоку негде упасть.

Ни в городе баян, ни в селе Селифан.

 

4. Что Вы знаете о происхождении или появлении в языке некоторых фразеологизмов? Напишите кратко, из какого исторического сюжета или мифа произошел фразеологический оборот.

Ахиллесова пята. ____________________________________________________________

_________________________________________________________ ____________________

Сизифов труд. ______________________________________________________________

_________________________________________________________ ____________________

Троянский конь. ____________________________________________________________

_________________________________________________________ ____________________

Потёмкинские деревни. _______________________________________________________

_________________________________________________________ ____________________

 

 Приложение 2

 

Примеры игровых заданий

 

1. Вспомните по одному слову и произнесите (запишите) фразеологизмы:

Коврижки, червячок, аршин, баклуши, канитель, тютелька, орешек, ящик.

2. Подчеркните фразеологизмы, подходящие друг другу по значению:

Курить фимиам, бить баклуши, точить лясы, считать ворон, искать иголку в стоге сена, искать вчерашний день, чесать язык, не чуять ног под собой, переливать из пустого в порожнее.

3. Подберите к фразеологическому обороту семи пядей во лбу синоним из предложенных ниже слов: толстый, лысый, доверчивый, умный, злой, отважный, добрый, застенчивый.

4. Уберите лишнее выражение, которое не является устойчивым: Лукуллов пир, мартышкин пир, пир горой, пир на весь мир.

5. Где четвёртый лишний из фразеологизмов: бочка Данаид, сизифов труд, мартышкин труд, брать на себя труд?

6. Объясните, что обозначают следующие фразеологические обороты: сардоническая улыбка, американская улыбка, китайская улыбка, улыбка Авгура (авгуров).

7. Как правильно сказать (выберите три варианта): поживать в лаврах, пожевать лавры, почивать на лаврах, пожинать лавры, прожигать лавры, прожевать плоды, пожинать плоды, пожалеть плоды, пожирать плоды, прожигать плоды, пожирать лавры?

8. Чему нельзя давать волю? Кулакам, рукам, голове, сердцу, языку, животу.

9. Вычеркните один ошибочный вариант: во всю глотку, прыть, Ивановскую, книгу, силу, ширь.

10. Составьте из предложенных слов фразеологизмы, где будет обязательно существительное голова. Какие два слова вы не включили в свой список и почему? Варит, вскружилась, забита, идёт кругом, на плечах, на шее, еловая, дубовая, дырявая, пустая, светлая, шальная, волосатая.

11. К какой части головы человека относятся прилагательные, с помощью которых можно составить знакомые фразеологизмы: колоть, мозолить, отводить, продирать, прятать, пялить, резать, смежить?

12. С каким глаголом русского языка сочетаются слова в колею, во вкус, в милость, в положение, в роль, в русло, в строй?

13. Почему фразеологический оборот иерихонская труба полезно изучать на уроках

- истории,

-музыки,

- физики?

14. Что обозначает устойчивое латинское выражение Alma mater?

15. Объясните значение слов, в которые или которыми можно бить: бить баклуши, бить в набат, бить рынду, бить челом.

16. Какие из устойчивых оборотов лучше не употреблять в официальной обстановке (на экзамене, на уроке, на лекции и т.п.): метать бисер, выносить сор из избы, вылететь в трубу, волосы дыбом становятся, вставать с петухами, приложить руку, пробный шар, припирать (кого-либо) к стенке.

17. Распределите составленные с ключевыми словами фразеологизмы на две группы – что может быть первым, а что последним: … крик моды, … блин комом, … капля, … спица в колеснице, … ласточка.

18. С каким историческим временем (событием) связано выражение пиррова победа?

19. Кем ты хочешь быть? Составь список фразеологизмов, которые относятся к твоей будущей профессии.

20. Вспомните фразеологизмы, которые относятся к студенческой  жизни.