Применение активных методов обучения на уроках естественнонаучного цикла, как система формирования ключевых компетентностей у учащихся с нарушениями слуха (из опыта работы)
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томск
Копылова Ольга Николаевна,
учитель высшей квалификационной категории
Что такое технология АМО?
Активные методы обучения
(АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Технология амо по содержанию
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на :
практической направленности, игре, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях (диалоге, полилоге), использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Технология амо по структуре
Всё образовательное мероприятие (ОМ) делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы: инициация (приветствие, знакомство) вхождение или погружение в тему (определение целей урока) определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).
Фаза 2. Работа над темой
Этапы: закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы: эмоциональная разрядка (разминки) подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Классификация АМО
Дидактические цели занятия | Примеры АМО |
Обобщение ранее изученного материала | Групповая дискуссия, Угадай-ка |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала | Мозговой штурм, деловая игра |
Развитие способности к самообучению | Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций |
Повышение учебной мотивации | Деловая игра, ролевая игра |
Отработка изучаемого материала | Тренинги, Моделирование практической ситуации |
Применение знаний, умений и навыков | Баскет – метод, Творческие задания |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Групповая дискуссия, Лекция с заранее запланированными ошибками |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта. Развитие навыков работы в группе | Метод проектов |
Развитие навыков принятия решений | Анализ практических ситуаций, Баскет-метод |
Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя и т.д.
Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:
1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).
Примеры Видов АМО :
«Прогноз погоды»
Цель: определить ожидания и опасения от предстоящего урока.
"Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
«Построение модели».
«Инфо-карусель»
Цель: предоставление нового материала, анализ материала в малых группах, оживление внимания учащихся.
«Кластер»
Цель: концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
«Восстанови рассказ»
Цель: Проработать содержание новой темы. Изучить новый материал, продолжить развивать ЗУН и многие другие.
Вывод: В результате использования активных методов в биологии повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция.
Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.