Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Г.П. Щедровицкий
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».
В.А. Сухомлинский
АМО и роль учителя:
Учитель – помощник при серьезных затруднениях, консультант;
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся;
Ученик – полноправный участник учебного процесса;
Источниками информации для обучающихся являются книги, словари, ИКТ.
1. Активные методы начала урока. 2. Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений. 3. Активные методы презентации учебного материала. 4. Активные методы релаксации. 5. Активные методы самостоятельной работы над темой. 6. Активные методы подведения итогов урока.
Классификация АМО
Активные методы начала урокаЦель : положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
"Здороваемся глазами" - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
«Улыбнемся друг другу» - Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
«Добро в ладошках» - Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
«Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья»,
«Гроза - солнце», «Воздушные шарики»,
«Цветные ладошки»
Цель: помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.Учитель предлагает детям попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.
Ожиданий и опасений может быть несколько.
К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и
способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителя и
одноклассников и т.д.Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.
Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют фрукты к ветвям.
После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.
После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.
В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Метод «Инфо-угадай-ка»
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана. в его центре указано название темы.
Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения.
Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь на уроке. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать аспекты темы маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго
раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод « Магазин»
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
(На уроке русского языка)
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Как же это можно сделать?!
Конечно, при помощи активных методов!
Для работы над темой урока можно использовать методы: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы: «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня».
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка». «Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, фломастеры).Проведение:Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).Группы распределяются по автобусным остановкам.
На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.
В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.
Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.
Потом следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.
После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «Ищем клад»
Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.
метод«КЛАСТЕР»
ЧТО?
ПРЕДМЕТ
ЛЮДИ
ОДУШЕВЛЁННОЕ
НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
КТО?
ЖИВОТНЫЕ
НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧИСЛО
ЕД.Ч
МН.Ч
РОД
Ж.Р.
С.Р.
М. Р.
ОНА
МОЯ
ОНО
МОЁ
ОН
МОЙ
ИЗМЕНЕНИЕ
ПО ПАДЕЖАМ
СОБСТВЕННОЕ
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
В.п.
Т.п.
П.п.
Д.п.
Р.п.
И.п.
КТО?
ЧТО?
КОГО?
ЧЕГО?
КОМУ?
ЧЕМУ?
КОГО?
ЧТО?
КЕМ?
ЧЕМ?
О КОМ?
О ЧЁМ?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ЧУВСТВА
имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
АМ закрепления изученного
«Узнай себя»
Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.
«Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да - нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Мини-интервью Работа в парах.
В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».
Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу
«Мухомор»
«Цветик-семицветик»
«Мудрый совет»
«Итоговый круг»
«Ресторан»
«Ромашка»
АМ подведение итогов урока, рефлексия
Метод «Ресторан»
Цель: Получить обратную связь от учеников по прошедшему уроку.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки, приклеивают на
лист и комментируют написанное.
Примечание:
Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Практическая значимость АМО:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого школьника.
Недостатки АМО:
Дети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно
на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе
Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.
Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век 21 – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья Вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.