Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
Оценка 4.7

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Оценка 4.7
docx
05.12.2019
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
Статья Счастливцева.docx

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Счастливцева Татьяна Валериевна

МБОУ СОШ с УИОП № 38 им. Е.А. Болховитинова

 

Для человека не существует более чудовищного

наказания, чем быть предоставленным в обществе

 самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
                                                У. Джеймс

 Не навреди – главный принцип инклюзивного образования. Значит и задачей учителей является убеждение в своей готовности перехода на новый уровень, к которому, возможно, они сами не готовы.

           Инклюзия в образовании — дело достаточно новое.  Поэтому сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Есть школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование, они обучают всех, и делают это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и для воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.  

Основным принципом инклюзивного образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц (пандусы, лифты, специально оснащенные туалеты, кресла, стулья, парты, образовательные программы и т.д.).      

Во всём мире и в нашей стране, в частности, всё более размытой становится граница между очным и дистанционным образованием на основе современных электронных, в том числе онлайн-, технологий. В зависимости от степени использования онлайн-технологий в процессе обучения различают традиционное обучение (без использования электронных технологий), традиционное обучение с веб-поддержкой, смешанное обучение, полное онлайн-обучение, более 80% которого проходит дистанционно. Необходимость реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий подчёркивается также в документах Министерства образования и науки Российской Федерации [1; 2].

Электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) являются неотъемлемым атрибутом дистанционного образования. В самом общем понимании ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Принципиальным отличием ЭОР от цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) является наличие в первых компонента интерактивности.

На мой взгляд, ЭОР в обучении– это продукт, который содержит определённую информацию, представленную в электронной форме, цель использования которой – формирование коммуникативной компетенции обучающегося. Преимущества использования ЭОР в учебном процессе для обучающихся с ОВЗ:

1)         личностная ориентированность. ЭОР позволяет обучающимся выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также самостоятельно устанавливать темп обучения;

2)         интерактивность. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, и современные варианты ЭОР позволяют обучающемуся и учителю взаимодействовать в разных формах, а также значительно ускорить процесс поиска информации;

3)         повышение мотивации изучения предмета. В наш век информатизации работа с использованием ЭОР позволяет сделать уроки менее однообразными, более интересными для обучающихся;

4)         вариативность. Пользователь ЭОР становится, по существу, соавтором учебного курса, для чего ему предоставляются две возможности: выбрать понравившийся вариант того или иного ресурса, подготовленного преподавателем, или сделать модуль (часть модуля) самостоятельно для локального или общего пользования.

С учётом индивидуальных особенностей обучаемых модули содержат вариативную информацию. Варианты могут отличаться друг от друга следующими признаками:

глубиной изложения материала (например, полный текст лекции или краткий конспект); характером учебной работы над материалом (например, подготовка учащихся к выполнению проекта или к письменной работе по теме);

технологией представления учебных материалов наличием специальных возможностей (например, модули, разработанные для слабослышащих или слабовидящих);

способом достижения учебной цели (например, в ходе работы над текстом или в лингафонной лаборатории);

формой взаимодействия пользователя ЭОР с образовательным учреждением (полное дистанционное обучение или частичное проведение работы в очной форме).

Основными показателями качества ЭОР являются следующие:

достаточность и методическая проработанность представленного учебного материала;

интерактивность как свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами ЭОР;

мультимедийность как свойство, определяющее количество и качество форм представления информации, используемых в ЭОР;

модифицируемость как свойство, определяющее возможность и сложность внесения изменений в содержание и программные решения ЭОР [1].

Изучив информацию на предмет использования в образовательном процессе ЭОР, я пришла к следующим выводам:

1)         информационная образовательная среда охватывает все категории лиц, имеющих непосредственное отношение к школьному обучению (в том числе и обучающихся с ОВЗ);

2)         все школы имеют официальные сайты с представленными основными ЭОР, которыми могут свободно пользоваться как учащиеся школ, так и все желающие;

3)         каждый ученик и родитель имеет индивидуальный доступ к официальной странице в рамках «Электронного образования», где имеет возможность не только отслеживать результаты обучения в электронных дневниках, но и использовать ЭОР школ.

Таким образом, школы не остались в стороне от глобальной информатизации современного общества. Наиболее наглядно этот процесс отражен в паспортах программ информатизации муниципальных общеобразовательных учреждений.

В соответствии со Всеобщей Декларацией Прав Человека ООН (1948 г.) образование является необходимой предпосылкой для поддержания демократии, средством обеспечения стабильности в мире, а также соблюдения прав и свобод человека в целом. Поэтому в условиях перехода к информационному обществу, основанному на знаниях, требования к образованию значительно возросли.  В последние годы обеспечение доступности ЭОР для людей с особыми образовательными потребностями становится общемировой тенденцией. Растет понимание того, что ЭОР – это не только важный инструмент социальной интеграции людей с особыми образовательными потребностями, но и растущий образовательный ресурс, значительно увеличивающий потенциал личности на основе свободного доступа к знаниям и информации. Обеспечение равного доступа к качественному образованию – это право, признанное Конвенцией ООН о Правах Инвалидов. Первостепенной задачей современного общества становится создание условий, при которых люди с особыми образовательными потребностями могли бы получать качественное и конкурентоспособное образование, для того чтобы полноправно участвовать в экономической, культурной и социальной жизни своей страны. Одним из ключевых направлений деятельности становится эффективное использование ЭОР для обеспечения доступного образования: они предоставляют доступ к информации и знаниям, предлагают различные способы коммуникации, расширяя возможности обучения и самообучения. Для облегчения доступа к информационным ресурсам и технологиям используются так называемые вспомогательные технологии. Так, людям с нарушениями зрения требуются специальные устройства и программы для того, чтобы переводить текст в альтернативный формат (программы чтения с экрана, клавиатуры, дисплеи и принтеры Брайля). ЮНЕСКО всецело поддерживает использование ЭОР как эффективного средства обеспечения доступа всех людей, в том числе с особыми потребностями, к образованию, культуре и науке.

    Кроме значимых международных документов, содержащих рекомендации по политике и целям применения ЭОР в инклюзивном образовании (Декларация принципов и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества содержат ряд обязательств по развитию информационного общества, обеспечивающего равный доступ для всех; Рекомендации ЮНЕСКО по инклюзивному образованию: доступ к образованию для всех (2005 г.); Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования (2009 г.)  во многих странах существует внутреннее законодательство, согласно которому отказ в доступе к услуге, в частности, к образованию, в том числе и с особыми потребностями – это нарушение закона. Также во многих странах существуют специальные законы о предоставлении образования инвалидам.

Специфика применения ЭОР для обучения людей с особыми образовательными потребностями определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований. Не все доступные сегодня средства ЭОР могут быть использованы в коррекционно-развивающем процессе, применение же некоторых из них приобретает определенные особенности. При создании инфраструктуры для инклюзивного образования необходимо осуществить тщательный мониторинг познавательных и психофизиологических потребностей пользователей.

Существует несколько вариантов проведения урока с ЭОР: учебное занятие с мультимедийной поддержкой, учебное занятие с компьютерной поддержкой (тестирование, тренинг), учебное занятие, интегрированное с информатикой, традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов. [3]

 

Список литературы:

 

1.     Единые требования к электронным образовательным ресурсам [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. М., 2011. 48 с. URL: http://kpfu.ru/docs/F939875832/et.pdf

2.     Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России № 2 от 9 января 2014 г. URL: http://минобрнауки.рф/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6045

3.     Информационно- коммуникативные технологии для детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие В 2х ч. Ч.1/ сост. В.Э. Гоманович, В.В. Радыгина, И.И. Раку; науч. ред.: С.М. Кайсын, Т.И. Мороз- Минск, МГИРО, 2014-122с.

 

 

 

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2019