Применение элементов смешанного обучения в коррекционном классе
Учитель коррекционно-развивающего обучения
МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»
Толстова Ольга Викторовна
Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Основные идеи и факторы успеха в смешанном обучении
В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн обучение, и обучение с участием учителя. Онлайн-среда предоставляет обучающимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу. Обучение с участием учителя – важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Ученикам коррекционных классов необходимо практически постоянное присутствие учителя в классе. Учитель демонстрирует модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений.
Интеграция опыта обучения онлайн и с учителем представляет собой активные формы работы на уроке. Такие активности должны быть ориентированными на практику. Наиболее удобный формат их проведения – в малых группах (работа над проектами, настольные игры и другое). Также возможна коллективная и индивидуальная работа над проектами.
Модели смешанного обучения
Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны.
Перевернутый класс. Самая простая для реализации модель. Она позволяет минимизировать фронтальную работу (учитель объясняет, дети слушают) и позволяет реализовать интерактивные формы работы на уроке. Обучающиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный. В классе происходит закрепление материала и работа с ним. Эта модель смешанного обучения может применяться в школе для учеников, начиная с 3-5 класса.
Ротация станций
Наиболее эффективная модель смешанного обучения в начальной и средней школе. Требует наличия компьютеров или планшетов в классе и использования систем управления обучением (например, Moodle). Все обучающиеся делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса – станции. Станции имеют разные цели: работа с учителем – получение обратной связи от учителя; онлайн-обучение – развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться; проектная работа – применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников.
В течение урока ученики переходят от станции к станции так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп меняется из урока в урок в зависимости от педагогической задачи.
Вместо трёх станций можно организовать две: работа с учителем и онлайн-работа; или четыре: работа с учителем, онлайн-работа, работа над коллективным проектом и индивидуальная самостоятельная работа.
Ротация лабораторий
Модель смешанного обучения, которая предполагает, что часть занятий у обучающихся проходит в обычном классе, а на один урок они перемещаются в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде. В онлайн-среде они могут изучать новый материал, закреплять пройденный, тренировать различные навыки, а также работать над собственным проектом. Если данная модель реализуется в школе, то наиболее эффективным обучение становится, когда учителя создают для детей общее по нескольким предметам онлайн-пространство. Эта модель смешанного обучения подходит для школьников любого возраста при условии, что онлайн-среда адекватна их возрасту. Примеры онлайн-сред для школьников: платформа «Открытая школа»и Академия Хана.
Гибкая модель
Основа гибкой модели смешанного обучения в том, что ученики не ограничены по времени тем или иным видом учебной деятельности. Обучающиеся самостоятельно составляют график работы, выбирают тему и темп, в котором они будут изучать материал. В этой модели по большей части используется онлайн-среда. Учитель работает с небольшими группами или индивидуально с учениками, которым нужна помощь.
Эту модель наиболее эффективна для обучения школьников старших классов, студентов и взрослых, так как требует развитого навыка самоорганизации.
Причины, побудившие применять элементы смешанного обучения в коррекционном классе
Учитывая тот факт, что одной из основных целей обучения детей с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ), интеллектуальными нарушениями, является социализация и воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе, я пришла к выводу, что в процессе обучения таких детей необходимо, не просто учителю применять ИКТ, но и, на сколько это возможно, вовлекать учеников в освоение и применение ИКТ.
С самого начала моей работы с данной категорией детей, я старалась на уроках применять интерактивные тренажеры, учить детей пользоваться ноутбуком, работать мышью и без мыши, работать с тестами и с выбором ответа, и с развернутым ответом.
Во втором классе активно применялись игры «Лунтик учит буквы» «Лунтик учит цифры».
Данные игры помогали детям запомнить звуки, пространственное расположение букв, подбирать слова, начинающиеся с определенного звука, запоминать цифры и т.п. Кроме того, отрабатывались навыки работы на компьютере, координация движений при работе с мышью, коммуникативные навыки (учились договариваться, кто играет следующий, оказывали помощь более слабым ученикам). Также активно применялись и применяются презентации и видеоролики для поэтапного рисования, что способствует улучшению качества понимания инструкции и более четкому ее выполнению.
Активно применяются ИКТ для работы с опорными схемами на уроках чтения и решения задач по логике. Данная работа развивает логическое мышление, установление причинно-следственных связей, запоминание последовательности событий, тренирует память и способствует включению в процесс запоминания максимального количества способов восприятия информации.
Хорошие результаты дал опыт применения на уроках интерактивных тестов, созданных мной с помощью программы «Генератор тестов» TestEdu v1.21. Данные тесты работают офлайн, автоматически подсчитывают результат и показывают допущенные ошибки. При работе с такими тестами, чаще всего привлекается плохо читающий ученик, в обязанности которого входит выбрать правильный ответ, от его выбора зависит полученный результат. Таким образом, ребенок максимально мотивирован на правильное прочтение вариантов ответов и совершение верного выбора (ответы на вопросы дает класс).
Элементы модели смешанного обучения «перевернутый класс» используются перед выходом с дистанционного на очное обучение: дается материал следующего урока (например, по природоведению, основам безопасности жизнедеятельности), а затем обсуждается в очном формате. Данный способ позволяет проконтролировать, кто просматривает видеоуроки, а кто нет, а также еще раз зафиксировать внимание на необходимости работы с материалами, предлагаемыми дистанционно.
Во время дистанционного обучения мной осуществляется съемка коротких видеороликов с объяснением материала, либо работы над ошибками, так как дети привыкают к манере объяснения одного учителя и им бывает сложно воспринимать информацию от другого человека.
Работая на платформе classroom.googl.com, во время дистанционного обучения, я создаю тесты как с выбором одного ответа, нескольких вариантов ответов, так и с развернутым ответом. Большинство ребят хорошо работают с тестами, дают полные ответы. В тестах стараюсь использовать наглядный материал.
При применении дистанционного обучения возникают проблемные моменты, связанные со сложностями самостоятельного усвоения материала. Поэтому, когда дети выходят на очное обучение, я стараюсь научить их получать информацию из видеоуроков, работать с источниками в Интернет.
На уроках в коррекционном классе частично возможно применение элементов модели смешанного обучения «Ротация станций», при наличии телефонов с подключением к сети Интернет.
Например, на уроках изобразительного искусства, прошу детей с помощью телефонов найти тот или иной персонаж, либо видео с пошаговым рисованием. На уроках чтения, биографическую информацию о писателе (фамилию, имя, отчество, годы жизни). На уроках природоведения, просматривая видеоурок, учу детей, останавливая просмотр, отвечать на вопросы. На уроках русского языка и математики, прошу выполнить задание, которое есть в видеоуроке.
Таким образом, отрабатывается понимание инструкции, навык работы с видеоуроками, необходимый при дистанционном обучении, закрепляется услышанный и увиденный материал.
Также данную модель можно применить при работе в группах с элементами соревнований (кто быстрее найдет нужную информацию и т.п.). при осуществлении такой работы будут развиваться и коммуникативные навыки и умение договариваться, что также необходимо данной категории детей.
Преимущества и недостатки смешанного обучения
Смешанное обучение сочетает в себе достоинства дистанционного и традиционного методов обучения и имеет множество преимуществ:
Обучение лицом к лицу дает возможность взаимодействия учеников и преподавателя, а также учеников между собой. В процессе совместной учёбы создается благоприятная образовательная среда, настрой на достижение результата, мотивация к учёбе. Участники процесса обучения мгновенно получают обратную связь, обсуждают материал, задают вопросы.
Совместное обучение и взаимодействие обучающихся не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект учащихся.
С точки зрения онлайн-обучения, смешанная модель предоставляет большую свободу для обучающихся: они могут сами выбирать материал, темп, время и место обучения.
Преподаватель обладает большей свободой в представления учебных материалов, контроле и оценивании. Сокращается время на проверку успеваемости, за счёт того, что тестирования можно выполнять онлайн.
Одним из препятствий внедрения смешанного обучения может быть низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) у обучающихся и преподавателей. Кроме того, разный уровень владения ИКТ может затруднить процесс групповой работы. Другой сложностью может оказаться техническое обеспечение места, где проходит обучение. Кроме того, смешанное обучение требует постоянной технической поддержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.
Использованные источники информации:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смешанное_обучение
2. Тест по чтению «Обобщение по теме «Ребятам о зверятах»» https://infourok.ru/test-po-chteniyu-obobschenie-po-teme-rebyatam-o-zveryatah-klass-vid-po-uchebniku-syu-ilinoy-a-a-bogdanovoy-m-prosveschenie-3433799.html
3. https://infourok.ru/user/picina-olga-viktorovna1
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.