Применение элементов формирующего оценивания на уроках математики
Кирилюк Светлана Александровна,
учитель математики МБОУ СОШ № 24
или1. Рисунок занимает ¾ листа – 1 балл2. Отмечены все части тела бабочки (Голова 1 балл, усики (ведь бабочка может быть изображена и профиль и в анфас) – 1 балл, тельце – 1 балл, крылья – 2 балла, 6 лапок – 1 балл, 3. использовано не менее 3 цветов – 1 балла)
| Полный лист | Заполнен на половину -2 балла | Заполнен на треть листа – 1 балл |
Цветовая гамма | Более 4 цветов – 3 балла | 2-3 цвета- 2 балла | 1 цвет – 1 балл |
Количество частей тела | Более 5 частей – 3 балла | 3-4 части – 2 балла | 1-2 части- 1 балл |
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии по поводу их деятельности.2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
1. Наблюдение
2. Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия и просит учащихся высказать свое согласие или несогласие
3. Мини – тест, математический диктант.
4. Формативный тест.
5. Формативный опрос. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
Формирующее оценивание позволяет учителю:- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; - сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;- Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний
Формирующее оценивание для обучающихся:
- видит свой учебный прогресс,
- чувствует ответственность за свою учебную работу,
- стремиться выполнять ее качественно,
- понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
- формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,
- может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
- готов к учебе на протяжении всей жизни.
Ключевые характеристики формирующего оценивания
оценивание встроено в процесс преподавания и учения; предполагается обсуждение учебных целей с учениками; оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Приёмы и методы, которые можно применять на уроках.
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Приём «Двойная рефлексия»
Приём «Поиск ошибки»
Приём «Рассуждение по алгоритму»
Приём «Если бы я был учителем»
Приём «Перевод информации»
Приём «Одноминутное эссе»
Приём «Цепочка заметок»
Приём «Самооценивание»
Метод «Карта Понятий»
Метод «Составление тестов»
Виды формирующего оценивания, способствующих активизации работы учащихся на уроке:
1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки. Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего работу);
2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку);
3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в течение урока баллы (На уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать, чтобы получить "5" или "4)
Инструментарий для коррекции по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» по классификации Б.Блума
Знание С О.Э. | Понимание С. О.Э. | Применение С. О.Э. |
Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:
- ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
- получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
- получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
- овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Виды оценочной деятельности
Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не только с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания.
Самооценивание – это не только оценивание своей работы учеником, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения.
Взаимооценивание способствует не только формированию умения контролировать, но и воспитывает такие качества, как честность и правдивость, коллективизм.
Периоды умственного развития ребенка по Ж.Пиаже
• 1 период сенсомоторный (от 0 до 2 лет)
• 2 период конкретных операций (от 2 до 12 лет)
Дооперационный (от 2 до 6 лет)
Операционный (от 7 до 11 лет)
• 3 период формальных операций ( от 12 до 15 лет)
Примеры мотивирования к учебной деятельностиТема «Прямоугольный параллелепипед» можно предложить школьникам следующую задачу:Рулон обоев имеет ширину 50 см и длину 10 м. Необходимо оклеить стены в комнате, размер которой 3*4*2,5 м. Общая площадь окна и двери 4м2. Сколько рулонов обоев нужно купить?
Урок по теме “Признаки делимости”Начинать урок можно так: «А знаете, ребята, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делится ли ваше названное число на 2,3,4,5,6,9,10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел».
Для проверки достижения цели учитель в конце урока использует технику формирующего оценивания, предлагает учащимся выполнить мини-тест, предполагающий выбор правильного ответа из пяти предложенных ответов.1. По какой из нижеприведенных формул вычисляется площадь круга? (а) πR (б) 2πR (в) πR2 /2 (г) πR2 (д) 2πR2 2. Какой из нижеприведенных вариантов, является ответом на вопрос: «Площадь круга с радиусом 3 см равна ...» (а) 3π (б) 6π (в) 4,5π (г) 9π (д) 18π
Цели обучения ученикам можно объяснить различными способами.
Пример: Тема урока: Площадь круга. Цель урока: Ученики будут знать определение «КРУГ» и формулу вычисления площади круга; Ученики смогут решать задачи с использованием данной формулы
Способ 1 | Способ 2 |
Наименование продукта | Тверь | Липецк | Барнаул |
Пшеничный хлеб (батон) | 11 | 12 | 14 |
Молоко (1 литр) | 26 | 23 | 25 |
Картофель (1 кг) | 9 | 13 | 16 |
Сыр (1 кг) | 240 | 215 | 260 |
Мясо (говядина) (1 кг) | 260 | 280 | 300 |
Подсолнечное масло (1 литр) | 38 | 44 | 50 |
ОЦЕНКА ВЫЧИСЛЕНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
2. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным на начало 2010 года)
Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг картофеля, 1,5 кг говядины, 1 л подсолнечного масла.
В ответ запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе (в рублях).
Выбор оптимального варианта
1. В магазине вся мебель продаётся в разобранном виде. Покупатель может заказать сборку мебели на дому, стоимость которой составляет 10% от стоимости купленной мебели. Шкаф стоит 3300 рублей. Во сколько рублей обойдётся покупка этого шкафа вместе со сборкой?
2. На бензоколонке один литр бензина стоит 32 руб. 60 коп. Водитель залил в бак 30 литров бензина и купил бутылку воды за 48 рублей. Сколько рублей сдачи он получит с 1500 рублей?
3. Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков за воду платили 800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 300 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся?
Уважаемый коллега! Предлагаемые вопросы позволят вам еще раз обратить особое внимание на основные идеи. Ответьте на поставленные вопросы. Обсудите свой вариант ответа с коллегами.
1. Для формирования и поддержания мотивации учащихся к целенаправленному учению необходимо
а) акцентировать внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках
б) угрожать отметкой
в) проверочные работы должны способствовать познанию, а не внушать страх
2. Перечислите три фактора, повышающих мотивацию учащихся: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
3. Какое из нижеприведенных утверждений не является верным?
а) познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию
б) использование на уроках элементов занимательного характера позволяет значительно повысить интерес учащихся к предмету
в) следует использовать один и тот же прием постоянно
Формирующее оценивание и функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Формируя навыки формирующего оценивания и функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:
• усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;
• технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.