МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Применение ИКТ на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
2019
Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций ХХI века. Поэтому обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетентностей, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.
Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ученика повышенного интереса к предмету. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
¾ повысить темп урока;
¾ увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
¾ проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
¾ углубить степень отработки практических умений и навыков;
¾ вести дифференцированную работу с каждым учеником;
¾ выявить пробелы в его грамотности;
¾ выработать умение составлять алгоритмы.
Но это, как говорится, преамбула. А каким образом можно использовать ИКТ в подготовке учащихся к итоговой аттестации?
Даже при той скудной материальной базе по информатизации школы ИКТ можно призвать на помощь при подготовке к итоговой аттестации.
ИКТ можно использовать как при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку, так и при написании сочинения-рассуждения. Одной из самых распространенных форм такой подготовки считаю показ компьютерных презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point. Их основная функция – служить наглядным материалом. Презентации к консультациям и урокам по подготовке к ОГЭ несложно приготовить самому или воспользоваться готовыми, найти которые можно на любом образовательном сайте. Мною разработаны презентации Microsoft PowerPoint по различным темам школьной программы: «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи», «Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий», «Структура написания сочинения-рассуждения» и другие. Они используются полностью или фрагментарно на уроках в среднем звене и в старших классах, а также при проведении консультаций. Данный вид ИКТ имеет много положительных аспектов, при правильном использовании, конечно, - это и воздействие на разные сферы восприятия, и стимул к аналитической деятельности детей, экономия времени учителя и учащихся.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Интернет-тестирования способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.
На собственном опыте убедилась, что очень эффективна работа школьников с различными электронными тренажерами. Выполняя тест, ученик может воспользоваться подсказкой, контролировать время выполнения заданий, а сразу по завершению тестирования получить оценку и увидеть количество допущенных ошибок.
Сегодня интернет есть в каждой школе и во многих семьях. Многие учащиеся зарегистрированы на различных образовательных порталах, где проходят онлайн-тестирование в формате реального времени.
Готовиться к экзаменам можно и нужно разными способами. Например, чередовать тесты из книжек с онлайн-тестами. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ», а также такие сайты , как
1. Решу ОГЭ
Это самый известный сайт по подготовке к ОГЭ, которой существует! Интерфейс легкий и приятный. Ресурс поможет подготовиться не только к ОГЭ по обязательным предметам, но и по дополнительным. Для того чтобы пользоваться сайтом, нужно зарегистрироваться. Есть функция отправления заданий учителю.
2. Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Здесь можно научиться писать сжатые изложения, анализировать прочитанный текст, тренироваться писать сочинения-рассуждения и выполнить тесты в формате ОГЭ. Есть функция скачивания текста, теория и задания.
3. Тесты ОГЭ
На этом сайте можно пройти экзамен в форме экзамена ОГЭ. Перед экзаменом вы узнаете, что вам для него нужно и какие правила. Кроме тестов в формате ОГЭ, ЕГЭ есть тесты по школьной программе.
4. Подготовка к ОГЭ 2020
На сайте вы найдете разбор демоверсии, алгоритма решения заданий по всем предметам. По русскому языку разбор каждого задания подробный, а по другим предметам такого нет.
В заключении хотелось бы отметить: задача педагога на современном этапе заключается в том, чтобы использование ИКТ стало хорошим подспорьем в работе, но не заменило и не вытеснило учителя с его «живым словом».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.