Применение информационных технологий на уроках теоретического и производственного обучения по профессия по профессиям торгово-кулинарного профиля
Повышение эффективности современного образования во многим связано с использованием информационных технологий, в том числе технологий мультимедиа. Применение данной технологий позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия обучающегося, что способствует лучшему усвоению учебной информаций. В образовательном процессе по профессиям торгово-кулинарного профиля в Новоуренгойском профессиональном училище используются информационные технологии, позволяющие эффективно осваивать профессиональные и ключевые компетенции. Для этого создается электронный учебно–методический комплекс, который содержит:
· Видеоклипы с наглядными примерами проведения практических работ;
· Иллюстративный материал, включающий в себя технологии приготовления блюд;
· Каталог продуктов с описанием, товароведной характеристики сырья;
· Каталог продуктов с описанием, плана технологических операций;
· Каталог технологических схем приготовления различных видов теста;
· Статьи и лекции по теоретическому обучению;
· Тестовые задания по темам лекций;
· Советы технологов.
Применение данного образовательного комплекса на уроках теоретического и производственного обучения осуществляется через включения в учебный процесс медиатехнологий обучения, ориентированных на реализацию определенных педагогических целей, в частности формирования информационно-коммникативных компентеций. Это способствует активатизации деятельности учащихся на занятиях, позволяет учащимся наглядно увидеть процесс практического выполнения работ, познакомиться с современными перспективными технологиями, проверить свои знания, использовать статьи при выполнении курсовых, исследовательских и дипломных работ.
Для форматирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся Новоуренгойского профессионального училища по профессиям торгово-кулинарного профиля используются информационные технологии, позволяющие вовлекать учащихся в творческую и исследовательскую деятельность с применением необходимых средств. Например, в программе PowerPoint разработаны:
· Проекты учащихся по ряду тем;
· Интеллектуальная игра «Счастливый случай»;
· Презентации дипломных, исследовательских и курсовых работ учащихся;
· Презентации учащихся для защиты и выступлений на конференциях, семинарах, классных часах, конкурсах профессионального мастерства.
Презентации работ учащихся лицея выполняются под руководством педагогов, используются для выступления на научно-исследовательских конференциях. Большинство работ рекомендовано к применению на уроках теоретического и производственного обучения.
В ходе обучения педагог переходит к роли консультанта, дает возможность обучающимся изменить репродуктивную деятельность на частичную поисковую и творческую.
Но педагог не замещается компьютером, изменяются его функции: он выступает не только источником знаний, но и «аналитическим центром», помогающим учащимся критически оценивать полученные знания. Также возрастает роль педагога по управлению учебным процессом, построенным с применением информационных технологий. В связи с этим начата работа над созданием мульдимедийного комплекса сопровождения занятий:
· По теме «Презентация профессии “Повар”, “Кондитер”»;
· По темам «Украшения кондитерских изделий из шоколада», «Украшения кондитерских изделий из желе», «Приготовление изделий из заварного теста», и др.
Применение информационных на занятиях по профессиям торгово-кулинарного профиля позволяет в полной мере реализовать все возможности в рамках преподавания профессионального курса. Причем не только за счет его дифференциации и индивидуализации, но и за счет использования мотивационных средств.
Рассмотрим на примере интегрированного занятия производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» по теме «Фигурная нарезка овощей».
Цель занятия: освоить приемы фигурной нарезки овощей, ее использование.
Задачи
· Формирование у учащихся понятия компентеции и ее значение становлении будущих поваров;
· Актуализация у учащихся знаний и умений по подготовке овощей к нарезке;
· Актуализация у учащихся знаний и умений по приемам и способам нарезки;
· Формирование компентеций по подготовке инструмента и инвентаря;
· Формирование компентеций по организации профессиональных коммуникаций (аргументировать и обосновывать свою точку зрения, владеть диалоговыми формами общения, работать в коллективе, бригаде).
В ходе занятия:
· Определены и поставлены цели и задачи занятия в соответствии с технологическими картами;
· Составлен алгоритм деятельности учащихся и педагога;
· Проведена актуализация знаний и опыта, учащихся по прошлым занятиям.
Учащимся необходимо выполнить практическую работу согласно технологического процесса, с использованием специального инвентаря.
На вводном инструктаже определяются:
· Алгоритм выполнения работ;
· Технологический процесс подготовки овощей;
· Приемы и способы фигурной нарезки овощей;
· Использование фигурно нарезанных овощей в кулинарии;
· Алгоритм составления композиций из фигурно нарезанных овощей;
· Режимы и способы хранения фигурно нарезанных овощей.
В ходе занятия учащиеся самостоятельно совершенствуют приобретенные ранее компентеции по подготовке овощей, приемам и способам нарезки овощей, использованию нарезанных овощей в кулинарии, при этом важны умения:
· Правильно организовать рабочее место;
· Подготовить оборудование и инвентарь к работе;
· Соблюдать правила техники безопасности при работе;
· Подготовить продукты к использованию;
· Строго соблюдать технологический процесс выполнения работ;
· Строго соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ;
· Своевременно устранять допущенные дефекты.
При проведении целевых обходов выявляются нарушения и дефекты, которые фиксируются на фото - и видеоаппаратуру.
На заключительном инструктаже после просмотра фото – и видеосюжетов учащимся необходимо:
· Проанализировать свою деятельность на занятии;
· Выявить допущенные нарушения и дефекты, определить причину их возникновения и способы устранения;
· Дать оценку проделанной работе.
Результатами занятий производственного обучения являются созданные руками учащихся композиции.
Таким образом, применение информационных технологий и активных методов обучения позволяет обеспечить формирование компетенций, адекватных современному производству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.