ДОКЛАД
по теме: «Применение инновационных технологий на уроках русского языка.»
Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством. Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
(В.П. Бесполько)
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству» концентрированным, выражением которого и является технология.
Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать обучение, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебную деятельность, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по предмету и сохраняет устойчивый интерес к нему на протяжении всех лет его изучения.
Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку я, использую различные инновационные технологии:
· технологию развития критического мышления,
· проблемно-диалогового обучения,
· лекционно-зачётную систему,
· технологию использования в обучении игровых методов,
· мастерскую письма,
· метод проектов,
· здоровьесберегающие технологии.
Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ученик, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.
Меня привлекает в данной технологии развитие таких качеств обучающихся, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности. Чтобы сформировать такие качества, необходимо научить обучающихся:
· рассматривать новые знания в контексте имеющихся;
· отвергать ненужную или неверную информацию;
· выявлять ошибки в рассуждениях;
· уметь отличать факт, который можно всегда проверить, от предположения;
· подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи.
Технология развития критического мышления трёхфазовая.
Первая фаза- «вызов», в ходе которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, побуждается интерес к теме.
Вторая фаза- «осмысление», в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом, причём работа, осмысленная.
Третья фаза- «рефлексия» - размышление. На этом этапе обучающийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста или своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
На фазе вызова даю возможность обучающимся проанализировать то, что они знают по изучаемой теме, так как это создаёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей, создающих необходимый внутренний мотив к процессу учения. Ведь лучше обучающиеся усваивают ту тему, о которой они уже что-то знают. И в этом случае им проще принять решение, потому что они опираются на собственный опыт. И для меня важно, чтобы обучающиеся сами поставили цели урока.
Нередко приходится наблюдать, что не все отличаются высокой активностью работы на уроке, предпочитая дождаться, когда другие выполнят предложенные задания. Поэтому важно, чтобы на этом этапе каждый смог поделиться собственным опытом. Для реализации этой цели стараюсь использовать различные приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся:
· приём конструирования (слов, предложений по заданным схемам);
· игровые приёмы;
· приём семантизации (раскрытые значения непонятных слов);
· приём перекрёстной дискуссии;
· постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или обучающимися);
· поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
· расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
· графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
· ведение записей.
Использую эти приёмы и к подготовке к ГИА. В результате свободных высказываний, обучающихся появляется много информации, которую и правильные, и неправильные ответы. Теперь нужно упорядочить всё, что высказали обучающиеся, увидеть противоречия, которые и подскажут направление дальнейшего поиска. Причем для каждого эти направления могут быть индивидуальными. Главное на этом этапе - создание атмосферы сотрудничества, творчества, способствующей успеху для всех. Я всегда выступаю в роли терпеливого слушателя, не поправляя, не критикуя, чтобы обучающийся высказывал свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться. Я руководствуюсь таким правилом: «Каждый обучающийся должен быть услышан».
В процессе реализации фазы вызова использую на уроках сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Индивидуальная работа позволяет всем высказаться, групповая — услышать других. Стараюсь поддержать обмен мнениями, так как это способствует выработке новых идей, появлению новых вопросов и поиск ответов на них, что побуждает интерес к обсуждению. Работа в группах способствует созданию атмосферы комфорта, поддержки. Это помогает некоторым обучающимся преодолеть чувство страха. В этом заключается психологический аспект технологии. Моя задача заключается в том, чтобы стимулировать мыслительную деятельность обучающихся и систематизировать полученную информацию.
Так в тесном сотрудничестве учителя и ученика появляются новые знания. Педагогика сотрудничества помогает добиваться стабильных результатов, повышать мотивацию обучающегося, признавать его право на сотрудничество.
На уроке, где изучается новый материал, вторая фаза-фаза осмысления, занимает наибольшее время, поэтому этот этап успешнее проходит, если задан высокий темп на фазе вызова. Обучающиеся знакомятся с текстом. В беседе по прочитанному происходит осмысление содержания. Вначале предлагаю обучающимся самим задать вопросы по тексту (создать корзину «прямых» и «скрытых» вопросов). Затем обучающиеся обсуждают, какие из предложенных вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. Основной задачей на фазе осмысления является отслеживание обучающимся своего понимания отслеживаемой проблемы. Работа на этом этапе требует от него принятия и отслеживания проблемы.
При работе с текстом использую приём: «П-М-В» (плюс-минус-вопрос).
Новая информация заносится в графу «П»; неинтересная - в графу «М». Наиболее интересные и спорные факты — в графу «В».
Практика использования данного приёма показывает, что информация не только активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести дискуссию по спорным вопросам и способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
На этапе рефлексии оцениваю результаты работы обучающихся, используя как письменные, так и устные формы работы. Важно, чтобы этот процесс обучающиеся осуществляли самостоятельно, без принуждения учителя. Если это устная форма, то стараюсь оценивать не только работу обучающихся, но и свои ощущения по поводу происходящего на уроке. Понятно, что ответы бывают разные. Некоторые суждения нуждаются в дискуссии.
В любом случае этап рефлексии способствует развитию навыков критического мышления. Живой обмен мнениями даёт возможность расширить свой выразительный словарь. На фазе рефлексии использую сочетание индивидуальной и групповой работы.
В процессе индивидуальной работы обучающиеся выполняют различные виды письма: эссе, сочинения-миниатюры, синквейны, кластеры.
Вот так в результате собственной поисковой деятельности обучающиеся конструируют свои знания. В этом и заключается смысл технологии развития критического мышления.
В качестве иллюстрации приведу урок развития речи по теме «Основная мысль текста».
Технология: ТРКМ.
1.ФАЗА ВЫЗОВА. Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности обучающихся, мотивация для дальнейшей работы. Приемы: проблемный вопрос, синквейн.
Ход урока.
-Скажите, нравится ли вам учиться?
-Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?
-Какие ассоциации вызывает у вас слова «учеба» и «обучение»?
-Составьте синквейн к этому слову.
ОБУЧЕНИЕ.
ИНТЕРЕСНОЕ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ.
РАЗВИВАЕТ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ, ДОКУЧАЕТ.
КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ.
ПРОГРЕСС.
-А знаете ли вы, что учение бывает разным?
2.ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ. Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новым материалом. Постепенное продвижение от «старого» знания к новому. Приемы: аналитическое чтение, прием – «чтение с остановками».
-Вот что по этому поводу думает С.Соловейчик.
Фрагмент № 1.
На свете есть два вида знаний: учение с мучением и учение с увлечением.
-Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?
-Какое учение вы назвали бы «учением с мучением», а какое «учением с увлечением»?
Фрагмент№ 2.
Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну ладно, сегодня кое- как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!
-Знакома ли вам такая ситуация?
-Сделайте предположение, как же складывается день, когда человек учится с увлечением?
Фрагмент № 3.
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье, торопиться домой, чтобы поскорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и так, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогните, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое… Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь, таков закон.
-Какие ваши предположения подтвердились?
-А вы согласны с автором?
-Понравился ли вам текст? Чем?
-Стремится ли автор воздействовать на читателя?
-Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?
-Какова задача или цель этого текста?
3.ФАЗА РЕФЛЕКСИИ. Деятельность учителя: возвращение обучающихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения старого и нового знания, написание отзыва о прочитанном. Приемы: синквейн, отзыв.
-Составьте синквейн по ключевым словам.
УЧЕНИЕ.
МУЧИТЕЛЬНОЕ, УВЛЕЧЕННОЕ.
РАЗВИВАЕТ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ, ДОКУЧАЕТ.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ – СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ.
ЗАКОН.
-Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?
-Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном тексте.
Одним из компонентов современных образовательных о технологий является лекционно-зачетная система обучения, которую я применяю в старших классах при изучении отдельных тем. Считаю, что это достаточно гибкая и творческая форма урока, где индивидуальность обучающегося получает максимальный простор. Подготовка к зачету позволяет обучающемуся «пережить» произведение, вызвать отклик на прочитанное и желание высказаться.
При подготовке урока-зачета от учителя требуется максимальная активность. Готовя лекцию, предшествующую зачету, я стараюсь подобрать интересный материал, продумать оборудование, подобрать и порекомендовать обучающимся дополнительную литературу. Зачет проводится на сдвоенном уроке. Роль учителя при зачете - роль слушателя. обучающиеся говорят, доказывают, дополняют друг друга, спорят. Готовятся к зачету все. У ребят появляется интерес к литературе, появляется желание спорить, говорить, отстаивать свое мнение, больше читать. Желание читать, думать, рассуждать не всегда является врожденным качеством, оно воспитывается и формируется в процессе труда, в процессе коллективной деятельности на уроке.
Проект - это совместная познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся, направленная на формирование информационно- учебных, учебно-логических, коммуникативных умений.
Этот метод позволяет развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Зачастую обучающиеся не умеют самостоятельно ставить перед собой цели и составлять план предстоящей работы, выполнять эту работу в отведенное время и анализировать свою деятельность, гибко менять способы своих действий в зависимости от того, как складываются обстоятельства, ориентироваться в проблемной ситуации.
Таким образом, у обучающихся при хороших предметных знаниях отмечается низкая функциональная грамотность. Для преодоления этого я через метод проектов стараюсь обучать школьников деятельности, то есть делаю учение мотивированным, учу обучающихся ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения её.
Работая над проектом, мы с обучающимися проходим следующие этапы:
-выявление проблемы (зачем делать этот проект, какую проблему я смогу решить, сделав его);
-формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта);
— формулирование темы проекта (как будет называться мой проект);
— описание ожидаемого результата, воплощенного в проектном продукте (каким должен стать материальный результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена);
— планирование работы (каковы отдельные шаги, этапы работы; что предстоит делать, какие задачи решать на каждом этапе; каков график всей работы и сроки каждого её этапа; какие необходимы ресурсы для работы-источники информации, собственные знания и умения, помощь других людей, что из этого уже имеется и что еще понадобится, где это взять);
— реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта, внесение обоснованных изменений в ход работы в случае необходимости);
— оформление письменной части (написание отчета о ходе и результате работы на основе анализа, формулирование выводов и описание работы);
— презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта).
Правильно организованная проектная деятельность дает обучающемуся возможность работать над действительно интересной для него темой и делать это в увлекательной форме. Осуществляя свои проекты, обучающиеся могут создавать произведения искусства (творческие проекты), проводить различные исследования для доказательства своей гипотезы (исследовательские проекты), организовывать и проводить мероприятия с участием детей и взрослых (игровые проекты) и др.
При проведении проблемно — диалогового урока структура очень четкая:
· актуализация знаний;
· создание проблемной ситуации (противоречия);
· эмоциональный отклик (удивление или затруднение);
· осознание противоречия;
· формулировка вопроса или темы;
· поиск решения (выдвижение и проверка гипотез).
Для создания проблемной ситуации предлагаю обучающимся такие задания, которые позволяют создать ситуацию неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Задание должно озадачить школьников, вызвать массу вопросов, повлечь за собой выдвижение гипотез.
В программе по русскому языку есть тема, которая изучается 1 час. Это «Правописание буквы И-Ы после приставок на согласную». Работа проводилась в группах. Каждая группа получила карточки со словами, в которых нужно было вставить пропущенные буквы (задание на ошибку):
БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, БЕЗ_ЗВЕСТНЫЙ, СВЕРХ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_ГРАТЬ, БЕЗ_СКУСНЫЙ, ПОД_ТОЖИТЬ, БЕЗ_НТЕРЕСНЫЙ, БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_СКАТЬ, РАЗ_ГРАЛСЯ. Проверка привела обучающихся в недоумение: оказывается, абсолютно все допустили ошибки при выполнении задания. Все удивлены, озадачены, сразу возникают вопросы, которые приводят к формулировке темы, постановке цели. Дальше – выдвижение и проверка гипотез. С урока обучающиеся уходят довольные тем, что в итоге сами сумели разрешить проблемную ситуацию, ответить на все вопросы. Сейчас мои обучающиеся умеют грамотно формулировать цель урока, предлагают способы ее достижения, предпочитая самостоятельный поиск знаний простому знакомству со статьей учебника.
Я считаю, что применение современных инновационных технологий способствует сохранению и укреплению такого многофакторного понятия, как здоровье, помогает развитию общеучебных навыков, снижает школьную тревожность, повышает учебную мотивацию.
Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:
· обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;
· виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
· число видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) – не менее трех;
· использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению обучающихся.
Уроки русского языка и литературы имеют огромное значение в формировании нравственного и эмоционального здоровья обучающихся. Применение на уроках современных образовательных технологий позволяет обучать школьников с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы, создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе.
В соответствии с особенностями каждого ученика, я составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности: обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания обучающегося, продуктивнее его работа. Ребятам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даю задания средней сложности, но большие по объему. Эти обучающиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы подбираю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему, так как эти обучающиеся быстро устают и им нужно часто менять виды деятельности.
Важным компонентом эффективности урока является благоприятный эмоциональный фон. Для его достижения использую методы эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию, визуализацию, релаксацию. Это могут быть приветствия в начале урока («Я рад тебя видеть», «Ты хорошо выглядишь» и др.)
Для снятия учебного напряжения включаю релаксирующую музыку, прошу обучающихся принять расслабленную позу, дышать глубже, представить лес, аромат лесной поляны, журчание ручья, шелест листвы.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «Хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в нужный момент и в подходящей форме лишается в большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению. Несколько уместных шуток в течение урока – показатель его качества. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляет творческий настрой. Поэтому я всегда стараюсь помочь обучающимся правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и нравственного здоровья. И если после моего урока обучающиеся не выглядят уставшими, если у них хорошее настроение, если они удивляются тому, что урок прошел так быстро, и хотят его продолжения, то я думаю, что все мы с ними делали правильно и завтра они опять придут на урок с желанием и интересом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.