«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместит того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Василий Александрович Сухомлинский
Сопоставляя взгляды великого педагога с собственными суждениями, я считаю, что основой современной педагогической системы является не только сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и развитие у них познавательной активности, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию умения применять их в практической деятельности.
Обучение - целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружать их научным мировоззрением, знаниями и умениями, а главное активизирующий мыслительную и познавательную деятельность учащихся, главным инструментом которого для учителя химии и биологии служит наглядность, доступность и эксперимент.
В условиях введения и реализации образовательных стандартов нового поколения учителю-предметнику ежедневно приходится решать новые задачи по активизации познавательной деятельности учащегося, формированию и развитию у него устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Повышение познавательной активности можно достигнуть только при целостном подходе к учебной и внеурочной деятельности.
Целью исследовательского обучения является развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний, умений и навыков на развитие личности и мышления
Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в моей
работе стали проблемные мини-эксперименты – это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Эксперимент дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знания, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости.
На каждом уроке по Естествознанию мы с ребятами решаем проблемный вопрос и подтверждаем его экспериментально. На уроках химии в 9 кл. провожу полноценные эксперименты.
Урок-исследование –это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному изучению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием. Исследование –один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
Использование межпредметных связей является наиболее действенным инструментом в руках учителя, с помощью которых на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывается фундамент для системного решения сложных проблем реальности. Также необходима интеграция для раскрытия полноты учебных исследований.
В мае 2021г. провели экскурсию, а потом урок-исследование по Естествознанию в 5 классе.
Ученики, наблюдая за муравьями, комплексно описывает лесное сообщество: почвенный покров, растительный видовой состав, рельеф и. т. д. В ходе наблюдений школьники находят муравейник, рассматривают строительный материал, обращают внимание, как искусно уложены хвоинки, обнаруживают ходы в конусе муравейника, кормовые тропы. При обработке материала, учащиеся, овладевая приемами подсчета, производят определение площади кормового участка.
На уроке, свои «лабораториях» отвечают на вопросы по исследованию в области химии, физики и биологии. Такая форма работы расширяет и углубляет знания, полученные на уроках, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
В 5 кл. по биологии при обобщении темы «Мхи», прошел урок-исследование по заселению планеты «Абио».
Эффективное развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности возможно в ходе выполнения практических работ, которые предусматривают непосредственное использование знаний на практике. Поэтому для дальнейшего формирования и развития исследовательских умений стараюсь уйти от заданий, которые уже включают в себя алгоритм действий.
Например, при выполнении практической работы в 9 классе «Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств» предлагаю формулировку задания по своей форме близкой к заданию ОГЭ:
1 вариант задания |
2 вариант задания |
1. Налейте в пробирку 2 мл раствора хлорида алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции. |
1.Даны вещества оксид меди(II), цинк и растворы нитрата магния, гидроксида натрия, хлорида алюминия, серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия. Используя воду и вещества только из этого списка получите гидроксид алюминия и исследуете его химические свойства. 2.Опишите признаки проведённых реакций. Для реакций ионного обмена запишите сокращённое ионное уравнение. 3.Сделайте выводы. |
2. Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, к другой — раствор гидроксида натрия до «исчезновения» осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций. |
|
3. Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия. |
Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской деятельности.
Практические работы, функциональные пробы, например, «Определение степени тренированности сердца», «Определение экскурсии обхвата груди и соответствие ее норме», при изучении курса «Человек» по биологии в 8 классе также дают толчок самостоятельной мыслительной деятельности, и в конечном итоге способствует профессиональному выбору ученика.
Необходимо создать такие ситуации, при которых учащимся либо нужно выбрать определенный путь решения из ряда возможных вариантов, либо разрешать противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, требующими теоретического объяснения, либо осознать необходимость в систематизации, обобщении знаний, найти закономерности для объяснения нового факта, явления или процесса. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся.
Например, при исследовании процесса гидролиза солей учащиеся обнаруживают, что растворы некоторых средних солей имеют щелочную или кислую реакцию среду. Это не согласуется с имеющимися у них знаниями, и они активно включаются в поиск теоретического объяснения противоречия или учащимся предлагается такое задание: зная место стронция в периодической таблице, предположить его свойства.
Учитель должен быть всегда в творческом поиске. Известный педагог писал: «Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда тоже. Суть деятельности педагога – творчество, исследование».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.