Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха
Оценка 5

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха

Оценка 5
docx
математика
31.07.2020
Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха
Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики.docx

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха

 

Коррекционно-развивающее обучение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребёнка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Коррекционно-развивающая работа - это особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и, в конечном итоге, интеграции в общество.

Изучение математики является одним из средств коррекции речи и развития слухового восприятия у учащихся с нарушением слуха, их социальной адаптации и подготовки к овладению профессией. Ведь математика, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и речи, как средства общения. На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащегося (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное математическое мышление, формируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся.

Одним из путей достижения этих целей является введение в учебный процесс коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций памяти, внимания, восприятия, мышления. Не менее важно применение элементов занимательности, различных дидактических упражнений и игр, в ходе которых создаются условия для развития у детей речи, познавательных интересов, формируется стремление ребенка к размышлению и поиску, что вызывает у него чувство уверенности в своих силах и создает предпосылки для успешного протекания обучения и воспитания.

В качестве примера приведу некоторые упражнения.

1. Упражнения для развития памяти:

а) Попытайтесь воспроизвести на слух:

48, 55, 16, 34, 92, 4, 13;

б) Повторите за учителем (любое определение, понятие)

в) Прочитайте и повторите текст задачи своими словами.

2. Упражнения для развития внимания:

а) Перепиши примеры в порядке возрастания ответов, начиная с самого маленького:

5+29=34  21+17=38  63-26=37  56-21=35  14+25=39  96-56=40

б) Реши примеры устно. Запиши их в тетрадь так, чтобы числа, полученные в ответах, возрастали:

16-5  10+4  8+5  4+6  9+6  20-4

в) Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй:

7+7  9+6  16-5  12+0  8+4  19-4  7+5  18-6

г) Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а двузначное число - во второй столбик:

32-11  15+16  10-2  45+6  47-39  6+25  24-19  65-57

3. Упражнения на переключение внимания:

а) Спиши числа. Нечетные числа подчеркни:

25, 15, 12, 81, 24, 7, 18

б) Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число на 5, а каждое двузначное число уменьши в 2 раза. Запиши полученные числа под данными:

24, 16, 5, 54, 4, 12, 3, 8

в) Выпиши примеры, ответ которых двузначное число, делящееся на 5:

23+17  64-19  12+23  43-7  23+67  54-49  56+8  76-25

Предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности учащихся на уроке, способствуют организации работы класса.

4. Упражнения для развития наблюдательности:

а) На доске нарисованы прямоугольники разной величины и один квадрат. Задание: рассмотри фигуры и скажи, какая из них лишняя и почему.

б) Игровая ситуация «Что изменилось?» Даны фигуры, разные по форме и цвету. Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из фигур) А теперь посмотри, что изменилось?

в) Предлагаю также вопросы из окружающей жизни. Например:

- Сколько этажей в нашей школе?

- Сколько классов на нашем этаже?

- Сколько ступенек включает в себя лестничный пролет?

г) Даны числа:

23, 74, 41, 14

40, 17, 60, 50

Какое число лишнее в каждой строчке?

5.Упражнения для развития воображения:

а) Составьте рисунок из изученных нами фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)

б) образное представление: закройте глаза и представьте себе изучаемый предмет (можно использовать любую задачу, упражнение)

6. Упражнения для развития ощущений:

а) Укалывание кончиков пальцев обратной стороной ручки, карандаша.

б) Массаж каждого пальца.

в) Потирание, обтирание ладоней.

г) Угадывание на ощупь плоских фигур, объемных тел, мелких предметов.

7. Упражнения для развития устной и письменной речи:

а) Обязательное ежедневное чтение на уроке: про себя, вслух (каждый в своем темпе), хором, цепочкой.

б) Знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение)

в) Проговаривание трудных слов хором.

г) Математический диктант.

д) Упражнения «Продолжи», «Повтори»

8. Упражнения для развития мышления

а) Ежедневный устный счет, разминка.

б) Различные игры: «Найди свое место», «Не сбейся»...

в) Занимательные задачи, задачи-шутки.

г) Шарады, загадки, ребусы, кроссворды.

В целях повышения эффективности учебного процесса, формирования всесторонне развитой личности полезно использовать на уроках математики элементы программированного обучения. К программированным заданиям можно отнести различные карты с выбором ответов, тесты. В старших классах я использую тесты, составленные из материалов ГИА. Практика показала, что наши учащиеся успешно справляются с подобными заданиями, выполняют их с большим интересом, проявляя при этом максимум самостоятельности, внимания, учатся использовать свои знания и накопленный словарный запас в новой ситуации. Применение элементов программированного обучения требует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действия приобретают системный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции мышления слабослышащих учащихся, для подготовки к поступлению в учебные заведения.

Кроме того, в целях развития у учащихся интереса к изучению математики и повышению их математической культуры я провожу различные внеклассные мероприятия: викторины, интеллектуальные математические игры, предметные праздники.

На уроках математики развивается и формируется словесная речь слабослышащих учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь, расширяется кругозор детей. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать словесный отчет о решении задания, выполнении арифметических действий, что способствует развитию у них устной речи.

Обучение математике организует и дисциплинирует детей, помогает формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воспитывает трудолюбие, волю, умение доводить начатое дело до конца.

Таким образом, применение на уроках математики коррекционно-развивающих упражнений одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствует развитию высших психических функций, коррекции пробелов знаний, развитию речи, личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке.


 

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха

Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй: 7+7 9+6 16-5 12+0 8+4 19-4 7+5 18-6 г)

Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй: 7+7 9+6 16-5 12+0 8+4 19-4 7+5 18-6 г)

Знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение) в)

Знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение) в)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020