Применение культурологического подхода на уроках истории
Оценка 4.7

Применение культурологического подхода на уроках истории

Оценка 4.7
docx
12.10.2021
Применение культурологического подхода на уроках истории
Культурологический подход.docx

Историко-Культурологический подход в условиях реализации ИКС

 

 Одним из методологических инструментов, определяющих стратегию решения проблем образования, является культурологический подход. Он предполагает анализ педагогических событий через призму существующей культуры, учет прогрессивных тенденций мировой культуры, сочетание национальных и общечеловеческих ценностей. С позиций данного подхода цель образования рассматривается как вхождение подрастающего поколения в контекст мировой культуры, а не усвоение суммы предметных знаний. При таком подходе в качестве результата образования рассматривается индивидуальная культура.

На уроках истории культура изучается как результат человеческой деятельности в процессе развития общества. Исторические факты – это «следы культуры», продукты социальной и культуротворческой деятельности человека.

 Культурологический подход в настоящее время рассматривается как один из перспективных в педагогике. В рамках этого подхода продуктивным способом разработки и создания педагогических моделей может стать историко-культурологический подход, предполагающий построение образовательного процесса в логике исторического развертывания культурных процессов.

Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающимся нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, обществознания, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности. В данном случае, история будет считаться интегратором (системообразующим предметом), МХК и обществознание выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению, углублению и уточнению материала. Центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека.

Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:

1.      Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;

2.      Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;

3.      Воспитание уважения к культурному наследию человечества.

Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников. А это, я считаю, наивысшая цель воспитания.

Для примера, я бы хотела представить образцы заданий применяемых на уроках истории

При изучении личности Петра I предполагается работа с картинами и беседа по вопросам

1. Как выглядит Пётр на картине художника Н. Ге “Пётр и Алексей”?

2. Картина В. Серова “Пётр на постройке Петербурга”. Как показан Пётр здесь?  Каким образом подчёркивается грандиозность этой фигуры? Как изображён народ-строитель?

Задания такого типа позволяют глубже понять образ Петра, объективнее оценить его
деятельность. Знакомство учащихся с изображениями Петра художников В.
Серова, Н. Ге помогут учащимся получить более яркое представление о Петре.

При проведении урока «Искусство Древнего Египта» использовались иллюстрации памятников художественной культуры Древнего Египта, а так же музыка М. Мусоргского “Римская гробница”, таким образом просматривается «вертикальный» диалог культур

В 8 классе , при изучении личности Наполеона необходимо рассказать о Л. Бетховене, так как он посвятил Наполеону  «Героическую симфонию», и поставить перед учениками вопрос Людвиг Ван Бетховен определился с своим отношением к Наполеону, то же самое сегодня предстоит сделать вам – ответить на вопрос – Кто же такой Наполеон: герой или злодей, и какова роль личности в истории?

Учитель может отойти от монолога, организовывать диалоговые формы обучения

Все это позволит ученикам, с одной стороны,

•          усвоить сложные исторические и обществоведческие понятия

•          с другой - увидеть духовный мир другого человека и через него мир своего Отечества во всей его глубине и сложности, личностно воспринять ценностные ориентиры жизнедеятельности.

В заключение хочу сказать, что основной целью реализации культурологического подхода на уроках истории  является усиление мотивации ученика, путем вовлечения его образовательный процесс. Благодаря применению культурологического подхода как средства реализации мобилизационной функции (Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.)  педагога возможно формирование таких интеллектуальных умений, которые позволяют ученику самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, пополнять и преобразовывать её в зависимости от конкретных задач обучения.

     Я считаю, что культурологический  подход является эффективным способом обучения и воспитания, целью которого является приобщение ребенка к ценностям культуры, а, следовательно, к непреходящим жизненным ценностям.


 

Одним из немаловажных аспектов культурологического подхода на уроках истории является работа с историческими источниками, причем научить работать с ними нужно уже в 5 классе. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих историю развития человечества.

В 5 классе чаще всего используются письменные документы, литературные произведения и устные предания, используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк При работе с этими источниками предполагается овладеть технологией воспроизводящего уровня, преобразующего и творческого (определить тип документа, выделить главную идею,. Я, как учитель, пятиклассникам даю адаптированный алгоритм работы с источником.


 

Историко-Культурологический подход в условиях реализации

Историко-Культурологический подход в условиях реализации

В 8 классе , при изучении личности

В 8 классе , при изучении личности

Одним из немаловажных аспектов культурологического подхода на уроках истории является работа с историческими источниками, причем научить работать с ними нужно уже в 5 классе

Одним из немаловажных аспектов культурологического подхода на уроках истории является работа с историческими источниками, причем научить работать с ними нужно уже в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021