государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Жирновский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ
по МДК 03.04 Теория и методика математического развития
для обучающихся 3-4 курсов
специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Жирновск, 2018
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.04. Теория и методика математического развития для специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Разработчик:
ГБ ПОУ «Жирновский преподаватель,
педагогический колледж» математических дисциплин Л.Н.Линченко_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы,фамилия)
Одобрено на заседании П(Ц)К специальных дисциплин Протокол №__3_____ от «_19____» __10_______ 20_18___г. Председатель П(Ц)К _____________ /_Л.Н.Линченко_/
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………4
2.Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы………………………………………………………………………………..6
3. Список литературы…………………………………………………………….31
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При обучении по стандартам ФГОС Дошкольное образование предполагается выполнение обязательных самостоятельных работ обучающимися.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.04. Теория и методика математического развития составлены в соответствии с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся для ОПОП по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки). МДК 03.04. Теория и методика математического развития является частью профессионального модуля 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Целью данных методических рекомендаций является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж» очной, очно - заочной форм обучения для специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.
Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.
При организации СРС преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.
Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие
аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с
различной по объёму и
виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.
МДК 03.04. Теория и методика математического развития изучается на 3, 4 курсах, соответственно с 5 по 8 семестр. По учебному плану на самостоятельную работу выделено 99 часов.
Задания для самостоятельной работы выполняются обучающимися в межсессионный период.
Выполнение самостоятельной работы предусматривает оформление по следующим требованиям: номер самостоятельной работы, тема задания, выполненное задание, список источников. Требования к оформлению рефератов, сообщений, конспектов: указывается тема, план, литература, раскрывается содержание, в соответствии с планом. Все задания оформляются в печатном варианте на формате А4 и вкладываются в папку. Выполненные работы считаются допуском обучающегося к экзамену.
№ |
Название тем |
Кол-во часов СРО |
1. |
Тема 11. 1. Теоретические основы обучения дошкольников математике |
10 |
2. |
Тема 1. 2. Методика математического развития младших дошкольников |
14 |
3. |
Тема 1. 3. Методика математического развития детей среднего дошкольного возраста |
20 |
4. |
Тема 1.4. Методика математического развития детей старшего дошкольного возраста |
19 |
5. |
Тема 1.5. Методика математического развития детей подготовительной к школе группы |
28 |
6. |
Тема 1.6. Диагностика уровня математического развития детей дошкольного возраста |
8 |
|
Всего |
99 |
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. 1. Теоретические основы обучения дошкольников математике
Самостоятельная работа № 1 (1 ч.)
Опираясь на материалы учебного пособия (Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с.114-124.), заполнить таблицу «Методы и приёмы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста».
Методы и приёмы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста
Игровые |
Практические |
Наглядные |
Словесные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 2 (1ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Формы организации работы по математическому развитию дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение организации работы по математическому развитию дошкольников
2.Занятие (образовательная деятельность) - одна из форм организации работы по математическому развитию дошкольников (значение, виды)
3.Индивидуальная работа - одна из форм организации работы по математическому развитию дошкольников (значение, формы организации)
4. Самостоятельная деятельность детей - одна из форм организации работы по математическому развитию дошкольников (значение, формы организации)
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с.135-143.
Самостоятельная работа № 3 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Эффективные средства организации деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Функции средств
2. Виды средств
3.Требования, предъявляемые к средствам
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 124-135.
Самостоятельная работа № 4 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности структуры и содержания авторских общеобразовательных программ дошкольного образования (комплексные: Радуга, Развитие)» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Цель программы (Радуга, Развитие)
2.Структура программы (Радуга, Развитие)
3. Содержание раздела «Математика» в программе (Радуга, Развитие)
Литература:
1.Программа «Радуга» ( авт. Т.Н. Доронова, Т.И. Гризли)
2.Программа «Развитие» (Венгер Л.А.)
Самостоятельная работа №5 (1 ч.)
Выполнить сравнительный анализ авторских общеобразовательных программ дошкольного образования (по освоению отдельных образовательных областей: математическому развитию дошкольников): Колесникова Е.В. Математические ступеньки, Петерсон Л.Г. Ступеньки, и заполнить таблицу:
Название программы, автор(ы) |
Цель программы |
Структура программы |
Содержание программы |
|
|
|
|
Литература:
1.Колесникова, Е.В. Математические ступеньки
2. Петерсон, Л. Г. Ступеньки.
Самостоятельная работа № 6 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение (на выбор) на тему: «История развития письменной нумерации», «История возникновения числа», «История развития временных представлений»
Литература:
1.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005. – 392 с.
2.Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.- М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
Самостоятельная работа № 7 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Нетрадиционные формы организации работы по математическому развитию дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1. Значение использования нетрадиционных форм организации работы по математическому развитию для обучения детей
2. Нетрадиционные формы организации работы по математическому развитию дошкольников
Литература:
1.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005. – 392 с.
2. Электронный ресурс]: http://www.doshkola.narod.ru
Самостоятельная работа № 8 (1 ч.)
Самостоятельно изучить содержание программы «Детство», выполнить анализ программы по плану.
План:
1.Цель программы
2.Структура программы
3. Содержание раздела «Математика» в программе
Литература:
1.Программа «Детство» / Логинова В.И.– СПб.,1996 г.
Самостоятельная работа № 9 (2 ч.)
Составить и оформить презентацию на тему: «Развитие математических представлений у дошкольников в вариативных программах»
Требования к презентации:
1.Количество слайдов - не менее 20
2.Обозначить название программы, авторы, цель, структуру, отличительные характеристики
3.Поместить презентацию на диск СD-R
Литература:
1. Программа «Детство» / Логинова В.И.– СПб.,1996 г.
2. Колесникова Е.В. Математические ступеньки
3. Петерсон Л. Г. Ступеньки
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
5. Программа «Радуга» (авт. Т.Н. Доронова, Т.И. Гризли)
6. Программа «Развитие» (Венгер Л.А.)
Тема 1. 2. Методика математического развития младших дошкольников
Самостоятельная работа № 10 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности развития количественных представлений у младших дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение развития количественных представлений у младших дошкольников
2.Задачи развития количественных представлений у младших дошкольников
3.Особенности развития количественных представлений у младших дошкольников
Литература:
1.Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.- М.: Просвещение, 1988.
Самостоятельная работа № 11 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Методика развития представлений о величине и форме у младших дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение ознакомления дошкольников с представлениями о величине и форме у младших дошкольников
2.Задачи формирования представлений о величине и форме у младших дошкольников
3. Методика развития представлений о величине и форме у младших дошкольников
Литература:
1. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- 22-28 с.
Самостоятельная работа № 12 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности развития пространственных представлений у младших дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение ознакомления младших дошкольников с пространственными представлениями
2.Задачи формирования пространственных представлений у младших дошкольников
3.Методика развития пространственных представлений у младших дошкольников
Литература:
1. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- 28-29 с.
Самостоятельная работа № 13(1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности развития временных представлений у младших дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение ознакомления младших дошкольников с временными представлениями
2.Задачи формирования временных представлений у младших дошкольников
3. Методика развития временных представлений у младших дошкольников
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- 30 с.
Самостоятельная работа № 14 (1 ч.)
Опираясь на содержание программы «От рождения до школы» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.) подобрать образовательные задачи по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста в зависимости от цели занятия (образовательной деятельности)
Цель:
-Развитие количественных представлений
- Развитие представлений о форме предметов
- Развитие представлений о величине
- Развитие представлений о пространстве
- Развитие представлений о времени.
Самостоятельная работа № 15 (1 ч.)
Опираясь на содержание пособия (Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.), подобрать методы и приемы работы по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста в зависимости от цели, задач занятия (образовательной деятельности), формы организации
1. Цель: Развитие количественных представлений
Задача: упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (1 и много) на 2 полосках разного цвета.
2.Цель: Развитие представлений о форме предметов
Задача: Учить детей различать и правильно называть круг, квадрат.
3.Цель: Развитие представлений о величине
Задача: Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и находить одинаковые по длине.
4.Цель: Развитие представлений о пространстве
Задача: Закреплять умение различать части своего тела
5.Цель: Развитие представлений о времени
Задача: Учить различать части суток: утро, день, вечер, ночь.
Самостоятельная работа № 16 (1 ч.)
Опираясь на содержание пособия (Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.) составить план занятия (образовательной деятельности) по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста по плану.
Структура плана:
Цель, программное содержание: образовательные, воспитательные, речевые задачи, оборудование, ход занятия (образовательной деятельности).
Самостоятельная работа № 17 (1 ч.)
Составить каталог дидактических игр, направленных на математическое развитие младших дошкольников, заполнить таблицу.
Название раздела |
Название игры |
Цель игры |
Методы и приёмы обучения |
Количество |
|
|
|
Форма |
|
|
|
Величина |
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
|
|
|
Ориентировка во времени |
|
|
|
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2. Сербина, Е.В. Математика для малышей [Текст]: методическое пособие/ Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 1992 г., 80 с.
3.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
Самостоятельная работа № 18 (1 ч.)
Подобрать художественное слово математического содержания для детей младшего дошкольного возраста (не менее 5 произведений на решение задач из каждого раздела программы: Количество, Величина, Форма, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени), оформить в печатном виде.
Литература:
1. Волина, В.В. Праздник числа [Текст]: книга для учителей и родителей/ В.В. Волина. – Москва: Знание, 1993.
Самостоятельная работа № 19 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Роль сенсорного воспитания для математического развития дошкольников» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение сенсорного воспитания для математического развития детей
2.Методика ознакомления детей раннего возраста с формой предметов
3. Методика ознакомления детей раннего возраста с величиной предметов
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988.
2. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст]: методическое пособие/Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1983 г.
Самостоятельная работа № 20 (1 ч.)
Оформить дидактические игры для развития у младших дошкольников представлений о количестве (1 игра), величине (1 игра), форме (1 игра)
Требования к оформлению:
1.Содержание игры должно соответствовать программным задачам раздела Программы: «Формирование элементарных математических представлений».
2.Содержание игры должно включать: название, цель, содержание.
3.Игра должна быть эстетично оформлена.
Литература:
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 21 (1 ч.)
Составить программное содержание к занятию (образовательной деятельности), которое включает: образовательные, воспитательные, речевые задачи, в зависимости от предложенной педагогом цели занятия (образовательной деятельности) (выбрать одну из целей).
Цель:
-Развитие количественных представлений
- Развитие представлений о форме предметов
- Развитие представлений о величине
- Развитие представлений о пространстве
- Развитие представлений о времени
Литература:
1.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 22 (2 ч.)
Опираясь на предложенную литературу, разработать план индивидуальной работы по математическому развитию одного ребёнка 3 лет на неделю, оформить таблицу:
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 половина дня |
|
|
|
|
|
2 половина дня |
|
|
|
|
|
Литература:
1.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
Тема 1. 3. Методика математического развития детей среднего дошкольного возраста
Самостоятельная работа № 23 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Особенности развития детей 5 года жизни
2. Методы и приёмы работы по математическому развитию детей 5 года жизни
3.Особенности организации работы по математическому развитию с детьми 5 года жизни
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 24 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста», составить конспект в соответствии с планом
План:
1. Особенности восприятия величины детьми дошкольного возраста
2. Методы и приёмы развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Самостоятельная работа № 25 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика развития представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста», составить и оформить конспект в соответствии с планом
План:
1. Особенности восприятия формы детьми дошкольного возраста
2. Методы и приёмы развития представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Самостоятельная работа № 26 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика развития представлений о пространстве у детей среднего дошкольного возраста», составить и оформить конспект в соответствии с планом
План:
1. Особенности восприятия пространства детьми дошкольного возраста
2. Методы и приёмы развития представлений о пространстве у детей среднего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Самостоятельная работа № 27 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему «Методика развития представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста», составить и оформить конспект в соответствии с планом
План:
1. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста
2. Методы и приёмы развития представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Самостоятельная работа № 28 (2 ч.)
Составить план занятия (образовательной деятельности) по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста
Структура плана занятия (образовательной деятельности):
Цель, программное содержание: образовательные, воспитательные, речевые задачи, оборудование, ход занятия (образовательной деятельности).
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 29 (2 ч.)
Подобрать игры и упражнения для закрепления математических представлений (по каждому разделу программы) у детей среднего дошкольного возраста, заполнить таблицу.
Название раздела |
Название игры |
Цель игры |
Методы и приёмы обучения |
Количество |
|
|
|
Величина |
|
|
|
Форма |
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
|
|
|
Ориентировка во времени |
|
|
|
Литература:
Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
Самостоятельная работа № 30 (1 ч.)
Опираясь на знания темы: «Методика обучения детей средней группы количественному счёту до 5», составить алгоритм (последовательность) обучения счёту до 5.
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988., 162-165 с.
Самостоятельная работа № 31(2 ч.)
Опираясь на знания темы: «Методика ознакомления с пространственными представлениями детей средней группы», подобрать и оформить пособия для закрепления пространственных представлений у детей средней группы (2 пособия). Оформить пособия, с учётом требований: размер, в зависимости от использования (демонстрационный или раздаточный), эстетичность оформления.
Литература:
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
2.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 32 (2 ч.)
Опираясь на знания темы: «Методика ознакомления с временными представлениями детей средней группы», подобрать и оформить пособия для закрепления временных представлений у детей средней группы (2 пособия). Оформить пособия, с учётом требований: размер, в зависимости от использования (демонстрационный или раздаточный), эстетичность оформления.
Литература:
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
2.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 33(1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Требования к педагогу, работающему в разновозрастной группе детского сада
2.Варианты организации занятий (образовательной деятельности)
3.Особенности планирования работы в разновозрастной группе детского сада
Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005, 103-112 с.
Самостоятельная работа № 34 (1 ч.)
Подобрать конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей средней группы (образовательная область «Познание»)
Требования к конспекту непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей средней группы (образовательная область «Познание»): цель, задачи, содержание занятия, должны соответствовать возрасту детей, программным требованиям.
Литература:
Электронный ресурс: http://www.doshkola.narod.ru
Тема 1.4. Методика математического развития детей старшего дошкольного возраста
Самостоятельная работа № 35 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Особенности развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», составить и оформить конспект в соответствии с планом
План:
1.Особенности развития детей 6 года жизни
2. Методы и приёмы работы по математическому развитию детей 6 года жизни
3.Особенности организации работы по математическому развитию с детьми 6 года жизни
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 36 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с планом
План:
1. Программные задачи раздела «Величина» для детей старшей группы
2. Методы и приёмы развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
3.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 37 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Развитие представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста», составить конспект в соответствии с планом
План:
1. Программные задачи раздела «Форма» для детей старшей группы
2. Методы и приёмы развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 38 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста», составить и оформить конспект в соответствии с планом
План:
1. Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы
2. Методы и приёмы развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 39 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста», составить и оформить конспект в соответствии с планом
План:
1. Программные задачи раздела «Ориентировка во времени» для детей старшей группы
2. Методы и приёмы развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
3.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 40 (1ч.)
Составить план занятия (образовательной деятельности) по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Структура плана:
Цель, программное содержание: образовательные, воспитательные, речевые задачи, оборудование, ход занятия (образовательной деятельности).
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 41 (1 ч.)
Используя материалы электронного ресурса: http://www.doshkola.narod.ru, подобрать конспект математического развлечения для детей старшей группы
Требования к конспекту:
1.Конспект должен соответствовать возрасту детей, программным задачам
2.В конспекте указана цель, программное содержание, оборудовании раскрыт ход развлечения.
Самостоятельная работа 42 (2 ч.)
Опираясь на материалы учебного пособия (Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст]: учебное пособие/ Л.Б. Баряева. – СПб.: КАРО, 2007. –288 с.) составить каталог дидактических игр для закрепления математических представлений (из каждого раздела программы) у детей старшего дошкольного возраста, заполнить таблицу.
Название раздела |
Название игры |
Цель игры |
Литература |
Количество |
|
|
|
Величина |
|
|
|
Форма |
|
|
|
Ориентировка в пространстве |
|
|
|
Ориентировка во времени |
|
|
|
Литература:
1. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
Самостоятельная работа 43 (1 ч.)
Изучить содержание книги З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», составить аннотацию на книгу по плану:
План:
1.Значение игрового занимательного материала для математического развития детей
2.Виды занимательного материала
3.Методика обучения:
а) решению головоломок с палочками
б) решению заданий на поиск недостающей в ряду фигуры
в) игре «Танграмм».
Литература:
1.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Михайлова З.А. – М.: Просвещение, 1985 г.
Самостоятельная работа № 44 (2 ч.)
Опираясь на книгу для воспитателя детского сада (Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.), составить каталог пособий для закрепления у старших дошкольников представлений о величине, заполнить таблицу:
Описание пособия или рисунок |
Литература |
|
|
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 45 (2 ч.)
Опираясь на книгу для воспитателей (Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.). самостоятельно разработать и оформить пособия для закрепления у старших дошкольников пространственных представлений (не менее 3).
Требования к пособию:
1.Должно соответствовать возрасту детей и программным требованиям
2.Эстетично оформлено.
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2. Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве [Текст]: методическое пособие/ И.Н. Моргачёва. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2009. –212 с.
Самостоятельная работа № 46 (1 ч.)
Подобрать и оформить физминутки (не менее 20)
Требования к физминуткам:
1.Должны соответствовать дошкольному возрасту
2.Должны быть математического содержания
3. Должны быть в стихотворной форме
4. Представлены в печатном виде
Литература:
1.Волина, В.В. Праздник числа [Текст]: книга для учителей и родителей/ В.В. Волина. – Москва: Знание, 1993. – 288 с.
2. Электронный ресурс: http://www.doshkola.narod.ru
Тема 1.5. Методика математического развития детей подготовительной к школе группы
Самостоятельная работа № 47 (1 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика ознакомления с составом числа из единиц, из двух меньших чисел, знакомство с цифрами и монетами», составить конспект в соответствии с предложенным планом:
План:
1. Методика ознакомления с составом числа из отдельных единиц
2. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших
3. Методика ознакомления с цифрами и монетами
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
2.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Самостоятельная работа № 48 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика обучения составлению и решению арифметических задач», составить конспект в соответствии с планом:
План:
1.Значение обучения детей подготовительной к школе группы составлению и решению арифметических задач
2.Виды арифметических задач
3.Этапы обучения детей подготовительной к школе группы составлению и решению арифметических задач
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 184-197.
Самостоятельная работа № 49 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика ознакомления детей подготовительной к школе группы с величиной, измерительной деятельностью», составить конспект в соответствии с планом:
План:
1. Значение обучения детей измерительной деятельности
2. Методика ознакомления детей подготовительной к школе группы с величиной
3. Методика ознакомления детей подготовительной к школе группы с измерительной деятельностью
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 197 - 230.
Самостоятельная работа № 50 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика ознакомления детей подготовительной к школе группы с формой предметов», составить конспект в соответствии с планом:
План:
1.Программные задачи раздела «Форма»
2. Методика ознакомления детей подготовительной к школе группы с формой предметов
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 240-242.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Самостоятельная работа № 51 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика развития пространственных представлений у детей подготовительной к школе группы», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1.Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве»
2. Методика ознакомления детей подготовительной к школе группы с пространственными представлениями
3.Методика обучения ориентировке на листе бумаги в клетку
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 257-259.
Самостоятельная работа № 52 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Методика развития временных представлений у детей подготовительной к школе группы», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1. Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве»
2.Методика ознакомления с календарём
3.Развитие «чувства времени» у старших дошкольников
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 269 -275.
Самостоятельная работа № 53 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему «Использование технических средств обучения (ТСО) на занятиях (в образовательной деятельности) по математическому развитию дошкольников», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение ТСО для математического развития детей
2.Методика использование технических средств обучения (ТСО) на занятиях (в образовательной деятельности) по математическому развитию дошкольников
Литература:
1.Габдуллина, З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет [Текст]: методическое пособие /З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2010 г. – 139 с.
Самостоятельная работа № 54 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Совместная работа ДОУ и семьи по математическому развитию детей дошкольного возраста», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1. Значение совместной работа ДОУ и семьи по математическому развитию детей дошкольного возраста
2.Формы работы ДОУ и семьи по математическому развитию детей дошкольного возраста
Литература:
1.Электронный ресурс: http://www.doshkola.narod.ru
Самостоятельная работа № 55 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Совместная работа ДОУ и школы по математическому развитию детей дошкольного возраста», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1. Значение совместной работа ДОУ и школы по математическому развитию детей дошкольного возраста
2.Формы работы ДОУ и школы по математическому развитию детей дошкольного возраста
Литература:
1.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.- 302-319 с.
Самостоятельная работа № 56 (1 ч.)
Подобрать конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей подготовительной к школе группы (образовательная область «Познание»)
Требования к конспекту:
Содержание конспекта должно соответствовать возрасту, программным требованиям, включать программное содержание (образовательные, воспитательные, речевые задачи), оборудование, ход непосредственной образовательной деятельности
Литература:
1.Электронный ресурс: http://www.doshkola.narod.ru
Самостоятельная работа № 57 (1 ч.)
Подобрать и оформить игры или упражнения для закрепления математических представлений у детей подготовительной к школе группы (по одной игре или упражнению на каждый раздел программы): Количество. Величина, Форма, Ориентировка в пространстве, Ориентировка во времени.
Требования к оформлению:
1.Игра или упражнение должны соответствовать возрасту детей, одному из разделов программы.
2.Указать название, цель, методические приёмы игры или упражнения.
2.Оформить оборудование к игре или упражнению в соответствии с содержанием.
Литература:
1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст]: учебное пособие/ А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,1985.-175с.
2.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Михайлова З.А. – М.: Просвещение, 1985 г.
Самостоятельная работа № 58 (2 ч.)
Составить каталог дидактических игр на закрепление у детей подготовительной к школе группы количественных представлений, заполнить таблицу:
Дидактические игры на закрепление у детей подготовительной к школе группы количественных представлений
Название игры |
Цель |
Литература |
Литература:
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
Самостоятельная работа № 59 (1 ч.)
Составить и оформить 3 арифметические задачи – иллюстрации (формат А-4)
Требования к оформлению:
1.Простота сюжета
2.Динамизм содержания
3.Ярко выраженные количественные отношения
Литература:
1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.
Самостоятельная работа № 60 (2 ч.)
Составить каталог дидактических игр на закрепление у детей подготовительной к школе группы знаний о величине и форме, составить таблицу:
Дидактические игры на закрепление у детей подготовительной к школе группы знаний о величине и форме
Название игры |
Цель |
Литература |
Литература:
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
Самостоятельная работа № 61 (2 ч.)
Составить и оформить календарь для дошкольников
Требования к оформлению:
1.Календарь должен соответствовать возрасту детей, программным задачам
2.Эстетично оформлен.
Литература:
1.Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: практические, семинарские и лабораторные занятия для студентов средних педагогических заведений/ В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 1998 - 160 с.
Самостоятельная работа № 62 (1 ч.)
Составить и оформить консультацию для родителей на тему «Математическое развитие дошкольников»
Требования к консультации:
1.Содержание консультации должно соответствовать одному из возрастов детей (младший, средний, старший возраст), выбранной теме.
2.Эстетично оформлена (1 лист – титульный, содержание – не менее 3 страниц).
Литература:
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
2.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 269 -275.
Самостоятельная работа № 63 (1 ч.)
Составить каталог дидактических игр на закрепление математических представлений у детей дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении, оформить таблицу
Дидактические игры на закрепление математических представлений у детей дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении
Возраст детей |
Название игры |
Цель |
Литература |
Литература:
1.Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст]: учебное пособие/ Л.Б. Баряева. – СПб.: КАРО, 2007. –288 с.
2.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии [Текст]: учебное пособие/ Л.Б. Баряева. – СПб: СОЮЗ, 2002. – 479 с.
Тема 1.6. Диагностика уровня математического развития детей дошкольного возраста
Самостоятельная работа № 64 (1 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Особенности планирования работы по математическому развитию детей дошкольного возраста на занятиях (образовательной деятельности), в режимных моментах», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение планирования работы по математическому развитию детей дошкольного возраста на занятиях (образовательной деятельности), в режимных моментах
2.Виды планирования
3.Формы работы
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 287-290.
Самостоятельная работа № 65 (1 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Особенности организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста по математическому развитию», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста по математическому развитию
2.Формы организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста по математическому развитию
Литература:
1.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988, с. 135-142.
Самостоятельная работа № 66 (1 ч.)
Изучив предложенную литературу (Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005. – 392 с.), подобрать средства определения результатов обучения математике детей старшей и подготовительной к школе групп.
Литература:
1.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
Самостоятельная работа № 67 (2 ч.)
Самостоятельно изучить тему: «Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей по математическому развитию», составить конспект в соответствии с предложенным планом
План:
1.Значение организации разных форм работы по математическому развитию с детьми
2. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей по математическому развитию
Литература:
1.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 325-377 с.
Самостоятельная работа № 68 (1 ч.)
Составить и оформить сообщение на тему: «Особенности организации работы по математическому развитию с одарённым ребёнком» в соответствии с предложенным планом
План:
1.Особенности организации работы по математическому развитию с одарённым ребёнком
2.Методическое обеспечение индивидуальной работы со способным к математике ребёнком
Литература:
1.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 356-364 с.
Самостоятельная работа № 69 (2 ч.)
Оформить диагностический материал.
Требования к оформлению:
1.Соответствие диагностическим заданиям
2.Материал эстетично оформлен: название задания, оборудование, содержание задания.
Литература:
1.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 367-377 с.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1.Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст]: учебное пособие/ Л.Б. Баряева. – СПб.: КАРО, 2007. –288 с.
2.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии [Текст]: учебное пособие/ Л.Б. Баряева. – СПб: СОЮЗ, 2002. – 479 с.
3.Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4.Волина, В.В. Праздник числа [Текст]: книга для учителей и родителей/ В.В. Волина. – Москва: Знание, 1993. – 288 с.
5.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: программа для детского сада/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208с.
6.Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: практические, семинарские и лабораторные занятия для студентов средних педагогических заведений/ В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 1998 - 160 с.
7.Дёмина, Е.С. Развитие элементарных математических представлений [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности “Дошкольная педагогика и психология”, специалистов ДОУ/ Е.С. Дёмина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
8.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191с.
9.Калинченко, Л.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] : учебное пособие/ Л.В. Калинченко.- М.: Феникс, 2005.- 112с.
10.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- 256с
11.Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.- М.: Просвещение, 1988. – 143с.
12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304с.
13.Степанова, Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении [Текст]: методическое пособие/ Г.В. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
14.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988.-303с.
15.Фрейлах, Н.И. Методика математического развития [Текст]: учебное пособие/ Н.И Фрейлах. – М.: Форум, 2006. – 208с.
16.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005. – 392с.
16. Электронный ресурс: http://www.doshkola.narod.ru
Дополнительная литература:
1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст]: учебное пособие/ А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,1985.-175с.
2.Злобенко, М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие/ М.П. Злобенко. – Волгоград: Учитель, 2011. - 110 с.
3.Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику [Текст]: методическое пособие / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2007. – 80с.
4.Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст]: методические рекомендации для родителей и воспитателей/ В.А. Козлова – М.: Школьная пресса, 2002г. – 112с.
5.Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве [Текст]: методическое пособие/ И.Н. Моргачёва. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2009. –212 с.
6.Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Е.А. Носова - М.: Владос, 2005.- 56 с.
7.Новикова, В.П. Математика в детском саду [Текст]: методическое пособие/ В.П. Новикова – М.: ТЦ Сфера, 2000г. – 70с.
8.Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие/ Р.Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. –64с.
9.Попова, Г.П. Занимательная математика [Текст]: методическое пособие/ Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141с.
10.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст]: учебное пособие/ А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,1985.-175с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.doshkola.narod.ru
2.http://www.detskiysad
3..http://nsportal.ru
4..http://www.mamina-shkola.ru
5..http://festival.1september.ru/
6.http://nsportal.ru/detskii-sad
7. http://teacher-almaty.clan.su/
8. http://dohcolonoc.ru/
1) Требования к содержанию сообщений, презентаций.
Сообщение - это письменная работа обучающегося в размере не более 5-7 листов, которая может не содержать практической части, а ограничиваться только теоретическими сведениями по исследуемой теме.
Сообщение должно содержать:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- основную часть (разделы, части),
- выводы (заключительная часть),
- приложения (может не быть),
- пронумерованный список использованной литературы (не менее 5-ти источников).
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора). Указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме. Эту главу при необходимости можно разбить на подпункты - 2.1., 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц). Могут быть представлены таблицы, графики, схемы.
Выводы (заключительная часть) подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме сообщения, предлагаются рекомендации.
Презентация
Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
Рекомендации к содержанию презентации.
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).
Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Если презентация является основой устного доклада, то второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.
Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.
2) Требования к оформлению сообщений, презентаций.
Общий объём реферата – 10-15 страниц печатного или рукописного текста, сообщения - 5-7 страниц печатного или рукописного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Он не нумеруется, однако считается первой страницей.
Для набора текста используется программа Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. Текст печатается шрифтом «Times New Roman»: размер шрифта - 14, междустрочный интервал - 1,5 с соблюдением размера полей: левое - 30 мм, правое — 10, верхнее и нижнее - по 25 мм; при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12.
Насыщенность букв и знаков в строке должна быть ровной и однотипной. Примесь частично напечатанных отдельных букв, цифр, слов, вписанных от руки, не допускается.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы и графики, как в тексте, так и в приложении, выполняются на стандартных листах или представляют в виде ксерокопий на белой бумаге такого же размера. Фотографии могут быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Текст работы вкладывается в файл.
Оглавление (содержание) включает в себя перечень заголовков и подзаголовков разделов работы. Его помещают в начало реферата (сообщения) после титульного листа. Следует помнить, что лист также не нумеруется, но считается второй страницей работы.
Заголовки и подзаголовки содержания должны точно повторять заголовки и подзаголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в тексте в другой редакции нельзя. Заголовки первой ступени следует располагать по одной вертикали, заголовки второй ступени - по другой, сместив их на три знака вправо по отношению к заголовкам первой ступени. Против каждого заголовка ставится номер страницы, на которой он расположен в тексте.
Следует помнить, что введение, выводы, список литературы в оглавлении нумеруются, приложения не нумеруются.
Все страницы, включая страницы с рисунками и таблицами, имеют сквозную нумерацию. Номер страницы печатается посредине (или в правом нижнем углу) без дополнительных обозначений (скобок, тире), пример: 10.
Заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.
Оформление цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Оформление перечислений. Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
Оформление ссылок на рисунки. Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками, графиками. Все иллюстрации в реферате (сообщении) должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Подписываются рисунки справа, внизу изображения.
Оформление таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте реферата (сообщения) только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Размер шрифта текста в таблицах может быть уменьшен до 12 пунктов.
Таблицы и рисунки могут быть вынесены в приложения.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате (сообщении). Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка, например "№", например: "рис.3", "табл.4", "с.34", "гл.2". "см. рисунок 5" или " график....приведен на рисунке 2". Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т.д. Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.
В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:
- законы, нормативные акты;
- энциклопедии, справочники;
- учебники по теме реферата;
- газетно-журнальные статьи;
- ресурсы локального доступа, интернет-источники.
Образцы оформления:
Законы и нормативные акты:
Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г.// Российская газета.-1998.-05.09.-с.4.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999.// Российская газета.-1999.-30.06.-с. 3.
Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 // Собрание законодательства РФ.-1995.-№ 28.-ст. 2346.
Энциклопедии, справочники:
Баранников, И.В. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов / И.В. Баранников и др. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993.—223 с.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник / Л.А.Вербицкая [и др.]. - СПб.: СПбГУ; М.: Академия, 2008. – 160 с.
Учебники:
1 автора.
Кириллова, О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей: Методический аспект: учеб. пособие / О.С. Кириллова.- Волгоград: Перемена,2006.-176с.
2-3 авторов.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Издательский центр Академия, 2009. – 575 с.
4 и более авторов.
Путилова, Е.О. Детская литература: учебник для сред. проф. образования / Е.О.Путилова, А.В. Денисова,И.Л. Днепрова [и др.]; под ред. Е.О.Путиловой. - М. : Академия, 2008. - 384 с.
Газетно-журнальные статьи.
О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками ОУ: Приказ Министерства образования РФ от 07 августа 2000 г. № 2414 // Вестник образования. – 2000.-№10.- стр. 23.
Ресурсы локального доступа:
Шарков Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. - М.; Экзамен, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-источники:
Уваров П. Ю. Франция XVI века. Опыт реконструкции по нотариальным актам. - URL: http://www.orbis-medievalis.nm.ru/library/ouvarov.html . Дата обращения: 01.09.2009.
Приложение к журналу Методика преподавания истории в школе. – URL: http://pish.ru/application/category/societymethod . Дата обращения 28.04 2011.
Презентации
Правила оформления компьютерных презентаций
1) Стиль.
- соблюдайте единый стиль оформления;
- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
2) Использование цвета.
- цвет фона слайда и текста должен быть контрастным;
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3) Анимационные эффекты.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами;
- анимация не должна быть раздражающей, не должна мешать восприятию материала.
4) Содержание информации.
- используйте короткие слова и предложения;
- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
- заголовки должны привлекать внимание.
5) Расположение информации на слайде.
- изображения нужно помещать в части противоположной от той, где стоит учитель (чтобы он не перекрывал изображение). По центру располагать не желательно;
- надпись к картинке должна располагаться под ней;
- большие объекты не должны располагаться симметрично. Текст если в рамочке, то рамочка должна быть светлее, чем текст.
6) Шрифты.
- для заголовков не менее 24;
- для информации не менее 18.
- шрифт удобнее Arial, плохо читается курсив, не желательно использовать подчеркивание. Лучше выделить цветом, жирным или более крупным шрифтом.
7) Объем информации;
- не стоит заполнять один слад слишком большим объемом информации: дети единовременно могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- наиболее эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
8) Виды слайдов.
- для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, диаграммами.
9) Звук
- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
- необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
- если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.
Рекомендации по оформлению презентации.
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (руководителя проекта) и дата создания.
Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.
Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.
В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них.
Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.
Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Приложение 1
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Жирновский педагогический колледж»
Реферат (Сообщение)
Нетрадиционные формы организации работы по математическому развитию дошкольников
Выполнил(а): Петрова Ирина Ивановна Специальность 44.02.01 Дошкольное образование, курс IV, группа 412
Проверил(а): Линченко Лариса Николаевна –преподаватель математики
Жирновск 2018 |
Приложение 2
Оглавление
Введение..........................................................................................................................................3
Глава I.............................................................................................................................................4
Глава II............................................................................................................................................7 II.1.....................................................................................................................................................7 II.2....................................................................................................................................................10
Заключение...................................................................................................................................13
Список литературы.....................................................................................................................15
Приложения
|
Форма контроля и критерии оценки рефератов, сообщений, презентаций, памяток.
Рефераты(сообщения) в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным критериями:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Реферат (сообщение):
Оценка «отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12 страниц, сообщения(5-7 страниц), текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата(сообщения), отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, (сообщения 3-5 страниц ), текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата(сообщения), отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат(сообщение) написаны грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
Оценка «удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 (сообщения менее 3 страниц), текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата (сообщения) раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат(сообщение) написаны с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.
Оценка «неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5страниц (сообщения менее 1), текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата (сообщения) не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
Презентация: презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
Оценка «отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.
Оценка «удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Сроки сдачи реферата, сообщения, презентации: работа должна быть сдана в течение 2 недель с момента получения задания. В противном случае, оценка снижается на 1 балл за каждый просроченный день.
Требования к результатам работы и оформлению памяток ( наглядных пособий):
1.Памятка оформляется на листах А4 в произвольной форме.
2.Содержание памятки поместить в рамку.
3.Обязательное наличие заголовка.
4.Содержание памятки должно строго соответствовать заданной теме.
Критерии оценки памятки (наглядных пособий):
Оценка «отлично» - памятка выполнена согласно требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Оценка «хорошо» - в памятке есть 1 несоответствие требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Оценка «удовлетворительно» - в памятке есть 2 несоответствия требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Оценка «неудовлетворительно» - в памятке есть более 2 несоответствий требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Сроки сдачи памятки: работа должна быть сдана в течение 1 недели с момента получения задания. В противном случае, оценка снижается на 1 балл за каждый просроченный день.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.