Открытый урок.
(Конкурсная работа).
Автора: Магарамовой Замиры Абейдуллаховны, учителя математики первой квалификационной категории
Номинация: Урок с использованием гаджетов
Тема: «Все действия с обыкновенными дробями»
Предмет: Математика
Класс: 6
Введение
1. Актуальность разработки:
Предмет математики в курсе основного общего образования является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.
В связи с введением ФГОС второго поколения возникает необходимость в обновлении способов и приемов обучения. В первую очередь следует обратить внимание на формирование метапредметных результатов учащегося, а именно умение учиться. В выборе способов, приемов и средств обучения следует обратить внимание на современные гаджеты и ИКТ технологии. Трудно представить себе современного человека без планшетного компьютера, использование возможностей которого на уроках учителем и учениками сложно переоценить.
Если сравнивать смартфон или планшет с компьютером, необходимо отметить, что ко всем функциям персонального компьютера в планшете и смартфоне присутствуют такие важные свойства как компактность, мобильность и возможность иметь их всегда под рукой.
С помощью компактного гаджета можно искать дополнительную полезную информацию, которой нет в обычных учебниках. Использование планшета позволяет скачивать учебную литературу, что является здоровьесберегающим фактором (ученики освобождаются от необходимости носить тяжелые учебники в школу); использовать учителю приложения для организации любого вида деятельности (групповой, индивидуальной, для работы по самообразованию); развить творческую инициативу деятельности ребенка; свободно ориентироваться в интернет сети и самое главное быть мобильным в любое время.
Современный гаджет позволяет учителю и ученику «быть на одной волне», общаться «на одном языке», что немаловажно в современном мире, дает возможность ребенку развиваться творчески, работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы и обоснованно приходить к выбору.
Очень важно каждому учителю найти место в уроке для применения современной технологии обучения, учитывая рациональное использование гаджета в образовательном процессе, поскольку для большинства детей это – «игрушка», а не средство обучения.
На уроках математики возможно применение следующих образовательных приложений для гаджетов:
1. «Король математики» – работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики).
2. «Математика» - отработка действий с положительными и отрицательными числами.
3. Graphing Calculator - позволяет строить простые графики функций.
4. «Формулы» – содержит все формулы курса алгебры и геометрии.
5. «FreeGraCalc», «Desmos», «QuckGraph+» позволяет строить графики различных функций.
6. «iCrosss» - приложение для построения сечений различных объемных фигур.
7. «Смекалка» – решение логических, ситуационных и нестандартных задач.
8. И др.
При разработке данного урока я использовала следующие приложения:
· Интерактивный модуль «Найди пару», созданный в learningapps.org – приложении Web 2.0, который помогает разнообразить скучные отработки вычислительных навыков на уроках математики, внося элементы игры, соревнования.
· QR Coder – Генератор QR-кодов. Двухмерный штрихкод, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.
· Сайт «А2Б2» - сервис для выполнения учениками индивидуальных домашних заданий, который помогает учителю не только быстро проверить выполнение заданных номеров из учебника, но и исключает списывание с решебников, т.к. все номера растиражированы на несколько вариантов.
· Повторить все действия с обыкновенными дробями.
· Выявить каждому ученику свои пробелы в данной теме, чтобы дома поработать над их устранением.
· Формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ.
· Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, логическое мышление.
· Развивать культуру речи при произношении математических терминов.
· Воспитывать внимательность и аккуратность при вычислениях, самостоятельность.
· Научить детей адекватно оценивать свои знания, используя лист самооценки.
3. Продолжительность разработки: 45 мин.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)
Место темы по планированию: последний урок, отведенный на изучение темы «Умножение и деление дробей» по программе (5 часов в неделю), проводится перед Полугодовой контрольной работой.
Учебник: Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Раздаточный материал: листы самооценки, карточки рефлексии для каждого ученика и 5 пазлов-задач для работы в группах.
4. Ожидаемые результаты:
Задачи |
Ожидаемый результат |
Способ проверки |
Повторить правила сложение, вычитания, умножения и деления дробей. |
Запомнить как правильно выполнять все действия с обыкновенными дробями. |
Выполнение интерактивного модуля на планшетах и смартфонах. |
Научить применять действия с дробями при решении уравнений и задач. |
Ученики грамотно решают уравнения, правильно оформляют задачи. |
Решение задач на уравнения в тетради с последующей взаимопроверкой в группах. |
Развивать культуру речи при произношении математических терминов. |
Ученики правильно произносят все действия с дробями, их компоненты. |
Устный опрос при решении примеров. |
Научить детей самостоятельно находить нужную информацию в интернете. |
Ученики умеют находить ответы на вопросы в интернете, выделять главное, отсеивать ненужное. |
Выполнение заданий на гаджетах. |
Научить детей адекватно оценивать свои знания, используя лист самооценки и анкеты с рефлексией. |
Ученики правильно оценивают свои знания, понимают над чем ещё нужно поработать. |
Листы самооценки в конце урока сдаются учителю. |
5. Перспективы:
· Данную разработку можно продолжить, сделав презентации, тесты и интерактивные задания ко всем урокам данной темы, особое внимание нужно уделить отработке вычислительных навыков с дробями. Также на всех уроках этой темы можно использовать электронный вариант учебника (закачать их на планшеты). А детям можно предложить подготовить свои интерактивные задания в learningapps.org – приложении Web 2.0.
6. Возможность распространения:
Данная разработка может распространяться свободно во всех школах, где есть доступ к интернету и не требует установки специального ПО.
Основная часть
1 Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
2 Актуализация опорных знаний.
3 Работа в парах – Интерактивный модуль.
4 Физкультминутка.
5 Работа в группах – Собери пазл.
6 Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
Этап |
Ход урока |
1. Организационный момент. |
Пробуждение к жизни… Учитель: Доброе утро, ребята! Давайте проверим насколько ваш класс дружный. Я буду говорить задания, а вы их выполнять по рядам, проверим какой ряд лучше справится (вместе встать как один, вместе топнуть ногой, развернуть стул на 900 по часовой стрелке и т.п.). Немного размялись. Приступим к работе. Чтобы узнать какая у нас сегодня тема урока, сначала отгадайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. Что это? Ребята отвечают: дробь. Учитель: Наводящими вопросами подводит учеников к формулировке темы урока «Все действия с обыкновенными дробями», вместе определяют цели: выявить пробелы в знаниях по этой теме и поработать над их устранением.
Ребята: записывают дату и тему урока в тетрадь. Учитель: Ребята, у Вас на столах лежат зеленые листки самооценки с этапами нашего урока. Напишите в верхней строке листа свою фамилию, а по ходу урока напротив каждого этапа будете ставить себе баллы. Эти листочки в конце урока вы сдадите мне для выставления оценок в журнал. (Приложение – 1). |
2. Актуализация опорных знаний. |
Учитель: задаёт вопросы со слайда, поправляет, корректирует ответы учащихся. Дети отвечают и проставляют себе баллы в листы самооценки. |
3. Работа в парах. |
Учитель: А теперь проверим, как вы можете применять эти правила на практике, при решении примеров. Открываем на ваших планшетах приложение learningapps.org. Выполняем в парах задание: Действия с обыкновенными дробями. Нужно правильно подобрать ответ к примеру. За это задание проставьте друг другу оценки в листах самооценки.
Учитель: теперь каждому ответу в ваших примерах соотнесите букву, как показано на слайде, впишите эти буквы в таблицу и прочитайте слово, которое получится. Дети отвечают: Дроби Учитель: Правильно – дроби. Сегодня мы выполняем все действия с дробями..
|
4. Физкультминутка. |
Учитель проводит физкультминутку.
|
5. Работа в парах – Собери пазл. |
Учитель: Следующее задание – решение задач на нахождение дроби от числа, а также всего числа по его дроби. Работать будем в группах. Для этого разверните соседние парты и сядьте в группы по 4 человека. У вас на столах лежат пазлы с QR-кодами на одной стороне и картинкой с другой стороны (Задания в Приложении – 2). С помощью генератора QR-кодов на своих гаджетах считайте условие задачи. Попробуйте решить каждый своё задание самостоятельно, обсудите их в группе, вспомните правила, проверьте друг друга и выставите оценки, затем соберите пазл. Кто из групп быстрее справится с заданием? Какая картинка у вас получилась? (Приложение – 3). |
6. Итог урока. Задание на дом. Рефлексия |
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: Какие цели мы поставили в начале урока? Всё ли у вас получилось? Или обнаружились где-то пробелы в знаниях. Заполните, пожалуйста, анкеты в листах рефлексии и дома поработайте над своими пробелами. К кому вы можете обратиться за помощью? Где будете искать ответы на вопросы? Задание на дом: № 635 и 636 решаем на сайте индивидуальных заданий А2Б2 с планшетов или смартфонов. У кого нет дома интернета – приходим в школу на полчаса пораньше и выполняем задание в компьютерном классе. Оценки за него я выставлю в журнал.
|
Список использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов:
1. Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М, 2000.
3. Казакова М. С. Некоторые возможности применения современных гаджетов в процессе обучения математике // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 19.
4. http://learningapps.org/. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
5. http://a2b2.ru/idz/ Сервис индивидуальных домашних заданий.
6. http://qrcoder.ru/ Генератор QR-кодов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.