Метод математической индукции
Оценка 5

Метод математической индукции

Оценка 5
docx
математика
26.04.2020
Метод математической индукции
Методическая разработка урока
МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ.docx

Учитель математики высшей

квалификационной категории

ГБОУ школы № 635

Приморского района СПб

 Богомолова С.Н.

МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ  ИНДУКЦИИ

/2 урока по алгебре и началам анализа в 10 классе/

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный урок.

Планируемые

результаты

Предметные:

·         изложить суть метода математической индукции;

·         обеспечить в ходе урока усвоение метода математической индукции;

·         познакомить с типами задач, для решения которых применяется метод математической индукции.

Личностные:

·         формирование научного мировоззрения;

·         формирование интереса к исследовательской деятельности;

·         формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

Метапредметные:

·         развивать умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

·         развивать умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

·         развивать умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

           Технологии: лекция, беседа, исследовательская работа, практикум.

 Организационная структура урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка формируемых результатов урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление нового материала.

6. Практическая работа.

7. Рефлексия.

8. Информация о домашнем задании.

 

 

Ход урока

Актуализация знаний

        В 9 классе мы изучали арифметическую и геометрическую прогрессии, выводили формулы

n-го члена каждой из них (2 ученика у доски выводят эти формулы, записи оставить на доске).

Изучение нового материала

     1. В основе каждого математического исследования лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедуктивный метод рассуждения – это рассуждение от общего к частному, т.е. рассуждение, исходным моментом которого является данное утверждение, а заключительным моментом – частный результат. Таким образом, если при решении некоторого примера делаем выводы, опираясь на некоторую теорему, то это дедуктивное рассуждение.

      Индуктивный метод применяется к рассуждению, при помощи которого получают общие выводы, опираясь на ряд частных утверждений.

  2. Индукция бывает полной и неполной. Полная индукция – когда общее утверждение доказывается для конечного множества элементов рассмотрением каждого элемента множества о отдельности. Общее же утверждение чаще относится не к конечному, а к бесконечному множеству, когда рассмотреть по отдельности каждый элемент множества невозможно. В таких случаях общее утверждение, полученное в ряде частных случаев, считается не доказанным, а  угаданным, полученным неполной индукцией. Оно может быть верным, но может быть и неверным. Опираться при этом на неполную индукцию опасно, можно сделать неправильный вывод. Поэтому во многих случаях обращаются к особому методу рассуждений, который называется методом математической индукции.

3. Примером применения этого метода служит вывод формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий (привести пример применения метода математической индукции по записям на доске).

4. Проверим утверждение, что значения квадратного трёхчлена   при всех n являются простыми числами:    если  n = 1,  то  1 + 1 + 41 = 43

если  n = 2, то  4 + 2 + 41 = 47

если  n = 3,  то  9 + 3 + 41 = 53

если  n = 4,  то  16 + 4 + 41 = 61

                 . . .

                          если  n = 41, то + 41 + 41 = 41 (41 + 1 + 1) = 41 * 43 – составное число.

   Как видим, применив неполную индукцию, мы получили противоречие.

5. Метод математической индукции основан на утверждении, получившем название «принцип математической индукции», который состоит в следующем:

              Утверждение, зависящее от натурального числа n, верно при любом n,

          если выполняются два условия:

          а)  утверждение справедливо при n = 1;

          б) из справедливости утверждения при  n = k   вытекает его справедливость    при n = k + 1.

Как видим, решение задачи методом математической индукции состоит из двух шагов, которые называются соответственно: а) базис индукции, б) шаг индукции.

6. Метод математической индукции применяется для следующих типов задач:

o   доказательство делимости и кратности;

o   доказательство равенств и тождеств;

o   задачи с последовательностями;

o   доказательство неравенств;

o   нахождение суммы и произведения.

Первичное закрепление знаний

Рассмотрим примеры

Задача 1.    Докажите, что       - 4n + 15 делится на 15 при всех n Є N.

Задача 2.  Используя метод математической индукции, докажите, что для любого натурального числа истинно следующее утверждение:                                                   +  + .

Задача 3.    Доказать равенство     +  + …+  = .

Задача 4.    Доказать неравенство:          2! * 4! * …*(2n)!  ,  (2).

 

Практическая работа (индивидуальные задания)

Доказать, что при каждом натуральном n  число     делится  на b, если:

1)    =  + ,   b = 17;

2)     =  + ,  b = 133;

3)     =  -  ,   b = 33;

4)    =  +  +

5)    =  +  -

6)    = 7*  + 12*,  b = 19;

7)    =  + * ,   b = 19;

8)    =  – 18n - 9,    b = 18;

9)    =  + 26 *  + ,   b = 59;

10)    =  + 18n  – 28,   b = 27.

 

Рефлексия

1.     В чём суть метода математической индукции?

2.     Для какого типа утверждений применяется метод математической индукции?

3.     В выполнении каких шагов состоит метод математической индукции?

Информация о домашнем задании.

(На усмотрение учителя с учётом состава класса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учитель математики высшей квалификационной категории

Учитель математики высшей квалификационной категории

Ход урока Актуализация знаний

Ход урока Актуализация знаний

Первичное закрепление знаний

Первичное закрепление знаний

Метод математической индукции

Метод математической индукции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020