Учитель математики высшей
квалификационной категории
ГБОУ школы № 635
Приморского района СПб
Богомолова С.Н.
МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ
/2 урока по алгебре и началам анализа в 10 классе/
Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный урок.
Планируемые
результаты
Предметные:
· изложить суть метода математической индукции;
· обеспечить в ходе урока усвоение метода математической индукции;
· познакомить с типами задач, для решения которых применяется метод математической индукции.
Личностные:
· формирование научного мировоззрения;
· формирование интереса к исследовательской деятельности;
· формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Метапредметные:
· развивать умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· развивать умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
· развивать умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Технологии: лекция, беседа, исследовательская работа, практикум.
Организационная структура урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка формируемых результатов урока. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Первичное закрепление нового материала.
6. Практическая работа.
7. Рефлексия.
8. Информация о домашнем задании.
Ход урока
Актуализация знаний
В 9 классе мы изучали арифметическую и геометрическую прогрессии, выводили формулы
n-го члена каждой из них (2 ученика у доски выводят эти формулы, записи оставить на доске).
Изучение нового материала
1. В основе каждого математического исследования лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедуктивный метод рассуждения – это рассуждение от общего к частному, т.е. рассуждение, исходным моментом которого является данное утверждение, а заключительным моментом – частный результат. Таким образом, если при решении некоторого примера делаем выводы, опираясь на некоторую теорему, то это дедуктивное рассуждение.
Индуктивный метод применяется к рассуждению, при помощи которого получают общие выводы, опираясь на ряд частных утверждений.
2. Индукция бывает полной и неполной. Полная индукция – когда общее утверждение доказывается для конечного множества элементов рассмотрением каждого элемента множества о отдельности. Общее же утверждение чаще относится не к конечному, а к бесконечному множеству, когда рассмотреть по отдельности каждый элемент множества невозможно. В таких случаях общее утверждение, полученное в ряде частных случаев, считается не доказанным, а угаданным, полученным неполной индукцией. Оно может быть верным, но может быть и неверным. Опираться при этом на неполную индукцию опасно, можно сделать неправильный вывод. Поэтому во многих случаях обращаются к особому методу рассуждений, который называется методом математической индукции.
3. Примером применения этого метода служит вывод формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий (привести пример применения метода математической индукции по записям на доске).
4. Проверим утверждение, что значения квадратного трёхчлена при всех n являются простыми числами: если n = 1, то 1 + 1 + 41 = 43
если n = 2, то 4 + 2 + 41 = 47
если n = 3, то 9 + 3 + 41 = 53
если n = 4, то 16 + 4 + 41 = 61
. . .
если n = 41, то + 41 + 41 = 41 (41 + 1 + 1) = 41 * 43 – составное число.
Как видим, применив неполную индукцию, мы получили противоречие.
5. Метод математической индукции основан на утверждении, получившем название «принцип математической индукции», который состоит в следующем:
Утверждение, зависящее от натурального числа n, верно при любом n,
если выполняются два условия:
а) утверждение справедливо при n = 1;
б) из справедливости утверждения при n = k вытекает его справедливость при n = k + 1.
Как видим, решение задачи методом математической индукции состоит из двух шагов, которые называются соответственно: а) базис индукции, б) шаг индукции.
6. Метод математической индукции применяется для следующих типов задач:
o доказательство делимости и кратности;
o доказательство равенств и тождеств;
o задачи с последовательностями;
o доказательство неравенств;
o нахождение суммы и произведения.
Первичное закрепление знаний
Рассмотрим примеры
Задача 1. Докажите, что - 4n + 15 делится на 15 при всех n Є N.
Задача 2. Используя метод математической индукции, докажите, что для любого натурального числа истинно следующее утверждение: + + .
Задача 3. Доказать равенство + + …+ = .
Задача 4. Доказать неравенство: 2! * 4! * …*(2n)! , (2).
Практическая работа (индивидуальные задания)
Доказать, что при каждом натуральном n число делится на b, если:
1) = + , b = 17;
2) = + , b = 133;
3) = - , b = 33;
4) = + +
5) = + -
6) = 7* + 12*, b = 19;
7) = + * , b = 19;
8) = – 18n - 9, b = 18;
9) = + 26 * + , b = 59;
10) = + 18n – 28, b = 27.
Рефлексия
1. В чём суть метода математической индукции?
2. Для какого типа утверждений применяется метод математической индукции?
3. В выполнении каких шагов состоит метод математической индукции?
Информация о домашнем задании.
(На усмотрение учителя с учётом состава класса)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.