«Применение мнемотехники в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
В современной образовательной системе уделяется большое внимание и интерес к проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, развития познавательного интереса и познавательной активности. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, безусловно, играет важную роль в личностном, интеллектуальном развитие ребенка. ФЭМП формирует память, внимание ребенка, развивает гибкость мышления, речь и воображение. Важно научить ребенка самостоятельно находить правильное решение, творчески и нестандартно мыслить.
Воспитателю важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. В связи с этим перед воспитателем встаёт вопрос, как наиболее правильно подобрать методику для обучения, развития и закрепления полученного материала.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развивает воображение, внимание, образное, логическое, ассоциативное мышление, в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое. Применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Мнемотехнику в педагогике можно представить в виде сенсорно-графических схем, блоками-квадратами, коллажем, предметно-схематическими моделями.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Сначала необходимо познакомить детей с мнемоквадратом.
Мнемоквадрат - понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Мнемодорожка состоит из нескольких мнемоквадратов, логически связанных друг с другом.
Далее мнемотаблицы, которые могут состоять из клеток 3х3, 4х4.
Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).
Можно обозначить круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить, применяя мнемотехнику. Это:
· Закреплять представления о геометрических фигурах;
· Знакомить детей с цифрами, знаками;
· Формировать представления о составе числа;
· Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);
· Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги;
· Закреплять представления о частях суток, днях недели, времени года.
Мнемодорожка
Для того, чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия, и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, разрабатываются мнемодорожки на решение простых арифметических действий. Для начала в мнемодорожках указываются знаки «+», «-», «=». Затем эти знаки убираются, и дети самостоятельно придумывают условия к задачам и решают их. При этом наглядные картинки помогают детям более грамотно выстроить свою речь, правильно подобрать вопрос к задаче и решить ее.
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»
Данная мнемотаблица направлена на закрепление представлений о свойствах квадрата.
Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры.
Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул – это перевёрнутая четвёрка. С буквы «К» начинается слово «квадрат». Если соединить два треугольника, то получится квадрат. «Ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Мнемотаблица «Состав числа»
Данные мнемотаблицы можно использовать в конце занятия по математике как закрепляющий момент при работе с составом числа, и на развитие памяти. Таблицу необходимо сначала рассмотреть, подробно разобрать с детьми. Затем можно предложить детям заполнить по памяти небольшие таблицы на столах. Так при разборе мнемотаблицы на состав числа 4 выясняем, что число 4 состоит из двух и двух (2 угла над 4 и 2 угла под 4, двух и двух чёрточек (справа и слева от цифры 4), одного и трёх (по диагонали, где изображение I и треугольника), Дальше рассматриваем вторую диагональ: у квадрата 4 стороны и 4 угла, буква М состоит из 4 палочек. Затем мнемотаблица убирается и за одну минуту дети должны заполнить табличку у себя на столе.
При заучивании математических стихотворений также можно использовать мнемотаблицы. Например:
Я в лесок пошел,
Я грибок нашел.
Пять грибочков я набрал,
Быстро к дому побежал.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.