Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога
Оценка 4.8

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Оценка 4.8
pdf
26.04.2022
Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога
применение мнемотехники в работе учителя дефектолога.pdf

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога с детьми имеющими задержку психического развития.

  Мнемотехника — это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, используя для этого визуальное подкрепление.  

Само слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

Сегодня мнемотехика техника все больше набирает популярность и может широко использоваться на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти, является вспомогательным средством для развития связной речи. 

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».  

 При работе с детьми, имеющими задержку психического развития, от педагогов и родителей часто можно услышать жалобы на то, что дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, работоспособность. Ребенок как не старается, а не может быстро запомнить текст, путается в словах, строчках.

В то же время многие родители отмечают, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.  Дело в том, что, при запоминании материала занятий, разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка запоминание.

Большинству детей с ЗПР очень сложно произвольно запомнить какуюлибо новую информацию. Зазубренные знания, исчезают из памяти через несколько дней. Ребенку с задержкой практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью. Картинка в данной технике — это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Это связано с тем, что в дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для прочного и лёгкого запоминания взрослому следует наполнить слово содержанием. Связать его с конкретными яркими зрительными образами.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из  факторов влияющих на познавательно-речевое  развитие дошкольника , по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др . – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. 

 Таким образом, с помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:  – развивать связную и диалогическую речь

                   развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

                   развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

                   развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;

                   актуализировать, обогащать, систематизировать       представления     об окружающем.

Для ребенка мнемотехника-э то своеобразная игра.  Знакомить с данной техникой ребенка нужно постепенно. Сначала показать и научить работать с мнемоквадратом, потом мнемодорожкой, а затем уже с мнемотаблицей.

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. 

Методика использования. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Проводится работа над словом. Например, ребенку даётся слово «человек», и предъявляется его символическое обозначение. Ребенку поясняют: «в этой картинке мы «зашифровали слово». Происходит кодирование информации в зрительный образ.

При систематической целенаправленной работе дошкольники даже среднего возраста постепенно начинают понимают, что значит «зашифровать слово».  

Можно предложить ребенку игру «Найди, картинку к слову», «Угадай слово по картинке» и т п.  

Для детей 4-5 лет обязательно давать цветные изображения, так как в памяти у них быстрее остаются отдельные яркие образы. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые таблицы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

После того как ребенок освоит работу с мнемоквадратом, переходим к мнемодорожкам. Переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Кода ребенок хорошо научится работать с мнемодорожками, приступаем к работе по мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

 

Составление описательного рассказа.

Это наиболее трудный вид в монологической речи Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это провести анализ. Что ребенку с задержкой развития на этапе старшего дошкольного возраста порой сделать достаточно трудно. Для этого необходимо развитое логическое мышление. А у многих только начинает формироваться. Поэтому очень важно первоначально научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Непосредственно работу на занятиях по мнемотаблицам целесообразно выстраивать в следующей последовательности.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, произведение анализа, установление причинно-следственных связей. На этом этапе работы с мнемотаблицей задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать с предметом. Это может быть форма, цвет, величина, материал, назначение или применение и т. п.

2.этап  составление отдельных предложений, к каждой отдельной клеточкеячейке. 

3 этап: составление связного рассказа. 

Примерный ход работы:

(Первоначально работу по описанию предмета следует начать с мнемотаблицы, в которой уже задан конкретный предмет. Он располагается в центре. Рядом располагаются «зашифрованные признаки (зеленый цвет, круглая форма, большой размер, кастрюля с компотом итд). Все это

зрительная опора будущего описательного рассказа)

1                   этап рассматривание мнемотаблицы. Учитель-дефектолог сообщает детям, что в этой таблице все картинки связаны с предметом и словом «яблоко». Эта картинка нарисована в центре этой таблицы. Картинки вокруг связаны с ней. Давайте, подумаем как?

 Дети вместе с педагогом по вопросам обсуждают нарисованные на мнемотаблице картинки. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Примерные вопросы детям:

-На картинке нарисован круг, как вы думаете почему?

-Почему на картинке нарисован сахар?

-О чем мы можем рассказать, если на картинке нарисована кастрюля? И т д.

2                   составление отдельных предложение. Учитель-дефектолог в произвольном порядке указывает клеточку, а ребенок должен составить предложение с опорой на рисунок. Например: «Яблоко по вкусу сладкое» «Из яблок можно сварить вкусный компот»

3.составление рассказа по мнемотаблице. Детям предлагает рассказать о предмете, изображенном в центре, используя мнемотаблицу. Вначале педагог дает образец рассказа, затем заслушивает более успешных детей, чтобы дети с выраженными сложностями имели возможность прослушать информацию неоднократно.

В старшем возрасте можно предлагать  детям самим создавать мнемотаблицы для воспроизведения.

На этом этапе работы основная обучающая задача – развитие зрительнопространственной памяти, мелкой моторики руки и изобразительных навыков и умений. Детям задается определенный предмет, раздаются пустые таблицы, которые им нужно заполнить, нарисовав в них картинки каждую в своей клеточке.

Для изготовления мнемотаблиц можно также использовать уже готовые картинки, вырезки из журналов, наклеивая их в соответствующие клеточки.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы в работе с детьми среднего возраста для пересказа русских народных сказок.

Заучивание стихотворения.

Классический способ заучивания стихотворений.  

Заучивание          при          помощи

мнемотаблиц

Он состоит из нескольких этапов:

Подготовительный этап.

Создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, рассмотреть картинки в книге, послушать соответствующую музыку, попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе. Выразительное чтение взрослым.

Далее взрослый         выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

Обсуждение.

примерные вопросы:

                   О чем стихотворение?

                   Понравилось ли тебе?

–Что запомнилось из стихотворения?

                   Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.

Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Взрослый читает стихотворение еще раз и просит ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, (возможно с подсказками первых слогов слов). Затем при необходимости взрослый читает еще раз, и ребенок повторяет.

Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.

Воспроизведение стихотворения.

Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени.  

Подготовительный этап.

Создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению.

 Выразительное        чтение стихотворения          взрослым, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;  Обсуждение.

             Беседа            по            содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

Работа с таблицей

Педагог читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

 Воспроизведение стихотворения.

А)        Дети    рассказывают стихотворение,           опираясь            на придуманные образы.

В) Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

 

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе следует предлагать готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

Детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Применение модельных схем можно и на других занятиях, в других видах деятельности: продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др. 

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком?

Варианты игр с мнемотаблицами:

      Восстановить последовательность картинок по памяти;

      Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

      Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

      Найти лишнюю картинку;

      Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

      «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

      Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай», где взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст, тем самым развивать память ребёнка.

При регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

Этот приём им пригодится в жизни, а конкретно поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога с детьми имеющими задержку психического развития

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога с детьми имеющими задержку психического развития

Большинству детей с ЗПР очень сложно произвольно запомнить какуюлибо новую информацию

Большинству детей с ЗПР очень сложно произвольно запомнить какуюлибо новую информацию

Одним из факторов влияющих на познавательно-речевое развитие дошкольника , по мнению

Одним из факторов влияющих на познавательно-речевое развитие дошкольника , по мнению

Изображение, которое нарисовано в

Изображение, которое нарисовано в

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка

Это может быть форма, цвет, величина, материал, назначение или применение и т

Это может быть форма, цвет, величина, материал, назначение или применение и т

Учитель-дефектолог в произвольном порядке указывает клеточку, а ребенок должен составить предложение с опорой на рисунок

Учитель-дефектолог в произвольном порядке указывает клеточку, а ребенок должен составить предложение с опорой на рисунок

Хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы в работе с детьми среднего возраста для пересказа русских народных сказок

Хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы в работе с детьми среднего возраста для пересказа русских народных сказок

Он состоит из нескольких этапов:

Он состоит из нескольких этапов:

На начальном этапе следует предлагать готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

На начальном этапе следует предлагать готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста; • «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы); •

Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста; • «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы); •

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога

Применение мнемотехники в работе учителя-дефектолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2022