Вашему вниманию представляются основные аспекты моей работы «Применение мобильных технологий на уроках информатики в школе».
Значимость использования мобильных технологий на уроках информатики в школе подтверждена научными трудами ученых, как в России, так и за рубежом. Благодаря развитию новых технологий постепенно повышается доступность все более модернизированных мобильных устройств.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать возможности применения мобильных технологий обучения на уроках информатики в школе.
Для решения задач данной работы использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ литературы, нормативно-правовых документов, интернет-ресурсов, иных источников); эмпирический (описание, наблюдение, эксперимент, анализ).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены дидактические возможности мобильных технологий на уроках.
2. Рассмотрены формы и методы применения мобильных технологий.
3. Исследованы методические приемы применения мобильных технологий на уроках информатики на примере мобильного приложения «Алгоритмы: Понятные и анимированные».
4. Проанализирована опытно-экспериментальная работа по использованию мобильного приложения «Алгоритмы: Понятные и анимированные» на уроках информатики.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность существенного расширения применения мобильных технологий на уроках информатики в школе.
В процессе исследования была проанализирована научно-методическая литература, благодаря чему удалось выявить большой спектр возможностей мобильных устройств, которые можно применить в образовательном процессе.
В ходе апробации уроков было выявлено явное желание и заинтересованность обучающихся в использовании личных мобильных устройств в учебных целях, и сам факт наличия устройств у подавляющего большинства учеников, что подтверждают результаты проведенного опроса.
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие науки и техники за последние десятилетия оказали значительное влияние на современное общество, в котором все большую роль играет информация. В ходе исследования были обнаружены противоречия между реальной потребностью применения мобильных технологий на уроках информатики и недостаточной разработанностью мобильных приложений по школьному курсу информатики. В связи с теоретической и практической значимостью противоречий и необходимостью поиска путей их разрешения нами сформулирована проблема исследования, которая заключается в изучении условий применения мобильных технологий на уроках информатики в школе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся информатике в общей школе.
Предмет исследования: процесс применения мобильных технологий на уроках информатики в школе.
В основе нашего исследования лежит гипотеза: если использовать мобильные технологии на уроках информатики, то повысится эффективность уроков по школьному курсу.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать возможности применения мобильных технологий обучения на уроках информатики в школе.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Определить дидактические возможности мобильных технологий на уроках.
2. Рассмотреть формы и методы применения мобильных технологий в школе.
3. Исследовать методические приемы применения мобильных технологий на уроках
4. Проанализировать опытно-экспериментальную работу по использованию мобильного приложения «Алгоритмы: Понятные и анимированные» на уроках информатики.
Для решения задач использованы следующие методы исследования: теоретический; эмпирический.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены дидактические возможности мобильных технологий на уроках.
2. Рассмотрены формы и методы применения мобильных технологий.
3. Исследованы методические приемы применения мобильных технологий на уроках
4. Проанализирована опытно-экспериментальная работа.
Глава 1. Теоретические основы применения мобильных технологий
на уроках информатики в школе
1.1. Дидактические возможности мобильных технологий на уроках информатики
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме поиска новых эффективных технологий обучения. Главная цель внедрения информационных технологий в образовательный процесс - повышение качества и эффективности данного процесса. Применение мобильных технологий на уроках информатики позволит выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одними из технологий, которые отвечают методическим требованиям, являются мобильные технологии. По мнению ученых и учителей-практиков, будущее обучения зависит от уровня распространенности у обучающихся мобильных устройств, а также от степени разработанности и апробации новых учебных приложений, программ, которые могли бы способствовать расширению возможностей и повышению учебно-познавательной мотивации школьников, и качества образования в целом.
Мобильные технологии обладают доказанным положительным дидактическим эффектом. Важными факторами являются возможность доступа к учебной информации в любое время, оперативность, повышение заинтересованности учащихся [4]. Применение мобильных технологий создаёт положительный эмоциональный настрой, позволяет активно включаться в процесс. Данные технологии существенно расширяют возможности учебного процесса, развивая познавательные, интеллектуальные и творческие способности школьников [8]. Мобильное обучение отвечает современным тенденциям расширения форм сетевого взаимодействия и поддержки непрерывного обучения человека [4].
Можно выделить следующие достоинства мобильных устройств: возможность продолжительной автономной работы; малый вес и объем; невысокая стоимость; возможность выхода в сеть Интернет через мобильного оператора.
1.2. Формы и методы применения мобильных технологий на уроках
Принцип систематичного использования методов мобильного обучения вытекает из следующих утверждений: использование системы методов обучения позволит сконцентрировать всю информацию о ходе учебного процесса; регулярное применение мобильных технологий на уроках позволит поддерживать актуальность умений по работе с мобильными устройствами у обучающихся. Принцип единства с точки зрения форматов хранения и адаптации информации заключается в том, что весь контент должен иметь такую форму представления, которая будет являться универсальной для различных устройств и платформ. Принцип встраиваемости в содержание предмета является важным для дисциплины «Информатика и ИКТ», поскольку мобильные технологии выступают для нее одним из объектов изучения. Принцип инструментальной независимости позволяет реализовать каждый метод обучения с помощью различных технических и программных средств.
Каждый из вышеперечисленных методов обучения может использоваться учителем как самостоятельная единица для решения конкретной дидактической задачи.
С ростом роли и значения предмета «Информатика и ИКТ» учителя активно прибегают к использованию новых методов обучения, основанных на современных ИКТ. Применение мобильных технологий на уроках позволит выбрать новые методы и формы организации учебной деятельности учащихся.
Преподаватели, активно внедряющие мобильные технологии в учебный процесс, формируют у учащихся готовность к современным условиям жизни и работы, а также важные исследовательские умения.
Глава 2. Методические приемы применения мобильных технологий
на уроках информатики в школе.
Методическое планирование урока информатики по теме «Сортировка одномерного массива» с применением мобильного приложения
«Алгоритмы: понятные и анимированные».
Для проведения урока по информатике была выбрана тема «Сортировка одномерного массива». Целью разработки является демонстрация того, как может быть использовано на уроках информатики мобильное приложение «Алгоритмы: Понятные и анимированные» (см. приложение).
Научная гипотеза исследования состояла в том, что указанные цели могут быть достигнуты при использовании специально организованной информационной образовательной среды и применении методики обучения, построенной на вышеописанной системе методов мобильного обучения. Ее практическая проверка в реальном учебном процессе общеобразовательной школы явилось основной целью проведения опытно-поисковой работы.
Производилось сопоставление показателей экспериментальных групп (ЭГ), в которых информатика изучалась с применением новой методики, с показателями контрольных групп (КГ), в которых методы мобильного обучения не использовались. Была произведена статистическая обработка итоговых данных.
Анализ успеваемости обучающихся 9 - 11 классов, в которых применялась система методов мобильного обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» по полугодиям показывает полное освоение учащимися программы курса. Для проверки критерия успешности освоения материала дисциплины «Информатика и ИКТ» в ходе опытно-поисковой работы были получены отметки по результатам итоговых контрольных работ обучающихся, которые подлежали сравнению с оценками учеников в контрольной группе (с учащимися прошлого учебного года) где рассматриваемая система методов мобильного обучения не применялась. Проверялась гипотеза о существовании статистически достоверных различий в доле обучающихся, достигших отметок «хорошо» и «отлично» по результатам итоговых контрольных работ.
Проверка практической работы осуществлялась на основе поэлементного анализа со следующими параметрами: все контрольные задания имеют одинаковую весовую значимость; при проверке выполнения каждого задания используется 3-х балльная шкала: «2» - элемент выполнен полностью, «1» - элемент выполнен частично или с недочетами, «0» - элемент не выполнен.
Результаты выполнения практической работы показали высокую долю усвоения элементов работы с мобильными устройствами. Можно считать, что задача освоения обучающимися современных информационно-коммуникационных технологий в данном исследовании была решена. Полученные результаты свидетельствуют о достижении высоких результатов обучения, поскольку задания практической работы носят универсальный характер, а учебные действия, которые выполняют учащиеся, могут использоваться ими в самостоятельной познавательной и социальной практике.
С целью получения обратной связи от обучающихся ЭГ по вопросам использования мобильных устройств при изучении информатики, среди них было проведено анонимное онлайн-анкетирование. Вопросы анкеты были нацелены на выявление следующих аспектов: трудности, с которыми сталкивались учащиеся в процессе использования мобильных устройств в образовательных целях; степень уверенности обучающихся в собственных умениях и навыках работы с мобильным устройством после освоения курса информатики за учебный год; степень удовлетворенности учеников использованием мобильных устройств в обучении; формы работы, вызвавшие наибольший интерес; частота обращения учащихся к учебному контенту через мобильные устройства; наличие эмоционального комфорта учащихся при работе с мобильным устройством; отношение учащиеся к идее распространения практики использования мобильных устройств при обучении на других дисциплинах.
При работе с мобильными устройствами в образовательных целях учащимся пришлось столкнуться с различными проблемами, которые, как правило, касались первоначальной настройки и установки, необходимых для работы приложений. огласно результатам анкетирования, обучающиеся оценивают свои умения работы с мобильными устройствами на уровне выше среднего, что в сравнении с итогами практической работы говорит об адекватной самооценке собственных умений.
На вопрос о желании использовать мобильные технологии при изучении информатике в последующие периоды, большинство респондентов выразили высокую степень заинтересованности в продолжении применения мобильных устройств.
Результаты опроса показали, что обучающиеся активно использовали материалы, которые были размещены в облачном хранилище. Предположение о том, что возможность иметь доступ к учебному контенту в любое время и в любом месте будет способствовать повышению числа обращений к нему, подтвердилась. Большинство обучающихся обращались к материалам дисциплины несколько раз в неделю (74 %). Учащихся, которые ни разу не обращались к учебному контенту, размещенному в облачном хранилище, не было.
На вопрос о том, поддерживают ли идею распространения практики использования мобильных технологий в обучении другим дисциплинам, 87 % опрошенных ответили утвердительно, 13 % затруднились с ответом, никто не выступил против.
Анонимный опрос среди обучающихся позволил выявить и подтвердить их положительное отношение к использованию мобильных технологий в обучении; отсутствие регулярных программных и технических проблем при использовании мобильных устройств в обучении; желание обучающихся продолжить практику применения мобильных технологий в обучении.
Достижение личностных результатов обучения подтверждается результатами анкетирования. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Полученные результаты дают основание считать целесообразным и возможным актуализацию школьного курса информатики с современными мобильными технологиями и их практическим освоением.
2. Выявлены возможности использования мобильных технологий на уроках.
4. Опасения, связанные с применением мобильных устройств в обучении, о необходимости запрета мобильных устройств у учащихся в школе, не получили подтверждения.
Заключение
Внедрение мобильных технологий в образовательный процесс весьма благоприятно для выбора форм и методов организации процесса обучения. Применение мобильных технологий на уроках информатики позволит выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Таким образом, повышенный запрос со стороны обучающихся и готовность педагогов к внедрению методов обучения, основанных на мобильных и планшетных технологиях, а также полученные результаты апробации позволяют говорить о целесообразности применения системы в школьном курсе информатики. Разработанная система методов повышает мотивацию обучающихся к изучению информатики и участию в разработке мобильных приложений, что помогает им в вопросе профессионального самоопределения, раскрытии творческого потенциала и достижениях в конкурсных мероприятиях.
Апробация методов обучения на основе мобильных технологий в рамках школьного курса информатики показала, что:
ü современные электронные сервисы не повышают сложность учебной деятельности, что объясняется значительным улучшением мобильных приложений и повышением их качественных характеристик;
ü степень отвлечения обучающихся на посторонние мобильные сервисы находится на низком уровне при условии целесообразного и оправданного использования мобильных устройств;
ü проведение опросов и голосований позволяет экономить время педагога на проверку и обработку результатов, а также концентрирует внимание обучающихся на протяжении всего урока;
ü системы мобильного опроса и голосования предлагают широкие возможности для разработки различных по типу заданий, в том числе открытых вопросов.
Преподаватели, активно внедряющие мобильные технологии в учебный процесс, формируют у учащихся готовность к меняющимся современным условиям жизни и работы, а также важные исследовательские умения – самостоятельно ориентироваться и выбирать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике. Мобильные технологии «выводят обучение на качественно новый уровень, отражающий современные тенденции в образовании, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени и места» и делают процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.
Проведенный в работе анализ позволяет заключить, что использование мобильных технологий в школьном курсе информатики представляется безусловно возможным и целесообразным.
В процессе исследования была проанализирована научно-методическая литература, благодаря чему удалось выявить большой спектр возможностей мобильных устройств, которые можно применить в образовательном процессе.
В ходе апробации уроков было выявлено явное желание и заинтересованность обучающихся в использовании личных мобильных устройств в учебных целях, и сам факт наличия устройств у подавляющего большинства учеников, что подтверждают результаты проведенного опроса.
Таким образом, цель исследования была достигнута, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
Литература
1. Бешенков С.А. Информация и информационные процессы: Пособие для учащихся /С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Ом. гос. пед. ун-т. - Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 1999. - 84 с.
2. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2001. - 39 с.
3. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании// Образовательные технологии и общество. - 2018. - № 1. - С. 241-252.
4. Зильберман М.А. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе [Электронный ресурс]// Дидактика XXI века. URL: http://didaktika.org/2014/p/ispolzovanie-mobilnyh-tehnologij-v-obrazovatelnom-processe (дата обращения 15.10.2020).
5. Новиков М. Ю. Методы обучения информатике на основе мобильных технологий // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. С. 48-59.
6. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании /учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Информатика”. Москва, 2010. Сер. Высшее профессиональное образование. Информатик, – 226 с.
7. Погуляев Д. В. Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе// Прикладная информатика. 2016. № 5. С. 80-84.
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата обращения: 15.10.2020);
8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Бином, Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.