В России проективные методы, за исключением теста Люшера и индивидуальных рисуночных тестов, не получили широкого распространения. Вероятно, это связано прежде всего с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не один десяток лет, а также с известной сложностью работы с этими методами. С 60-х годов начал развиваться и получил широкое распространение психологический проективный тест Роршаха для изучения общения - его также называют совместным тестом Роршаха. Его использование в работе с детско-родительской парой может дать психологу гораздо больше информации о ребенке в значимой для него среде, чем изолированное обследование ребенка.
Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов: особенности течения детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейная и школьная среда и др. И сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных методиках изучения личности, тем важнее сделать предметом специального исследования проективные методы, многолетняя история которых доказывает их пригодность для решения многих задач прикладной психологии.
Графическая методика «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Мы взяли интерпретационную версию М.З. Дукаревич и П.В. Яншин (Яншин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб, 2004.). Процедура теста довольно проста: нужно придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее имя.
При интерпретации результатов методики «Несуществующее животное» часто исходят из целостности симптомокомплексов, т. е. используют суммарные баллы каждого из них. Российскими психологами [3] была проведена психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное», в ходе которой были определены нормативные показатели по каждой характеристике. Полученные данные о психокомплексе верифицированы данными, полученными с помощью других методик (Шкала тревожности А.М. Прихожана, Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, Опросник агрессии Басса-Дарки и др.). Использование методов расчета ранговых корреляций по Спирмену и критерия различия по Манну-Уитни позволило сделать вывод о том, что выявленные учеными симпто-комплексы метода «Несуществующее животное» имеют высокую степень достоверности и могут быть использованы в интерпретации рисунков [3, с.52-54].
Отдельные показатели (формальные и содержательные) рисунка, соотносимые с психологическими характеристиками, объединяются в следующие симптокомплексы: агрессивность, демонстративность, тревожность, общительность, самоконтроль, депрессивность, инфантилизм, самооценка. Каждый показатель рисунка оценивается в баллах в зависимости от его выраженности и значимости для оцениваемой характеристики. Однако использование методики «Несуществующее животное», что подтверждается многими авторами, лучше проводить в комплексе с другими диагностическими инструментами.
Также мы рассматриваем психотехнический вариант методики «Несуществующее животное» в качестве метода консультирования. В основе психотехнической методики «Несуществующее животное» лежит методика в трех дополнительных вариантах:
«Злое несуществующее животное»,
«Несчастное несуществующее животное»,
«Агрессивное несуществующее животное»,
«Раздраженное несуществующее животное». " и др., а также "Счастливое несуществующее животное" (А.Л. Венгер "Психологические рисуночные тесты").
Методика направлена на осознание участником своих тревожных состояний, негативных переживаний, а также позитивных желаний, своих ресурсов и способов достижения желаний. Образ животного компенсирует внутреннее сопротивление через задействованный в методике механизм идентификации с нейтральным персонажем.
Данная методика не несет диагностической функции, поэтому данные рисунка не интерпретируются для участника. Нарисованный рисунок используется как проявленный, извлеченный материал для дальнейшей работы по осмыслению своих переживаний. Но психологу, работающему с этой методикой, необходимо знать особенности деталей картины, чтобы распознать состояние человека и выбрать правильный способ работы с этим состоянием.
Цель использования методики: Осознание и реагирование на негативные эмоциональные переживания. Рекомендуется проводить с детьми раннего подросткового возраста с повышенным уровнем тревожности. Оптимальный возраст: подростковый возраст, но методика эффективна как со старшеклассниками, так и со взрослыми, не испытывающими сопротивления к данному виду психологической работы.
Цель первого этапа: осознание участником своих тревожных состояний, негативных переживаний. На первом этапе используется метод «Несуществующее животное». Поскольку этот рисунок показывает все сознательные и бессознательные качества и элементы поведения человека, он является лучшим материалом для понимания собственных особенностей.
Но поскольку стандартная инструкция («нарисовать несуществующее животное») эмоционально нейтральна, а в данной ситуации необходимо выявить переживания, которые потенциально могут быть эмоционально нагружены, то изначально дается другая инструкция - предложение придумать самое злое и страшное животное», актуализирующее страхи и опасения по поводу внешних угроз.
Задание нарисовать «самое несчастное животное» обращено к негативным переживаниям, связанным с собственным внутренним состоянием. На рисунке видны реакции ребенка на разные виды эмоционального напряжения. Часто наблюдается, что дается указание нарисовать злое и страшное животное, а ребенок рисует несчастное и говорит, что ему его жаль. Это говорит о том, что имеет место смесь, сочетание различных негативных переживаний. Эта методика направлена на то, чтобы вывести ребенка из любых негативных состояний, сколько бы их ни было смешано.
Цель второго этапа: осознание участником своих положительных желаний, своих ресурсов и способов достижения своих желаний. Техника «Счастливое несуществующее животное» используется, чтобы помочь определить ценности и стремления участника, а также элементы методологии позитивного краткосрочного консультирования, чтобы направить внимание участника на восприятие своих ресурсов и соответствующих способов достижения ими своих целей. желания и стремления.
Цель третьего этапа: дать участнику время для реализации в реальной жизни выявленных в методике желаний, использования обнаруженных ресурсов. Повторную диагностику уровня тревожности необходимо проводить спустя время, через два-три месяца (это время было экспериментально выявлено в ходе бесед со взрослыми участниками, участвовавшими в процессе рефлексии над изменениями, происходящими после проведения методики). Такова хронологическая очередность действий, соблюдение которой обеспечивает максимальную валидность данной методики.
И в заключение мы формулируем методические рекомендации по проведению работы с ребенком по данной методике, приводим алгоритм действий, которого целесообразно придерживаться. Один из главных этапов - не оставить работу незавершенной, выяснить с участником его ресурсные состояния.
Опираясь на опыт применения данной методики, можно сказать, что, начиная с раннего подросткового возраста, сами участники объясняют смысл методики тем, что в проекции на это несуществующее животное участник переносил свои желания, которые могут также изменить, уподобиться ему, этому животному, используя те же методы, которые предложены для этого существа. Если сам участник такого анализа не делает, то психологу необходимо подвести участника наводящими вопросами к такому осознанию.
В заключение еще раз подчеркнем, что проективные методики исследования личности, пожалуй, одно из самых сложных и противоречивых направлений психологической психодиагностики. Но о важности их роли свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества. Появление проективного подхода к диагностике личности является важным этапом развития психодиагностики, поскольку появляются методы, качественно отличные от традиционных. Особое значение приобретают проективные методики в консультационной работе. Примером такого использования является приведенная в нашей работе психотехническая методика «Несуществующее животное».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.