Применение нетрадиционных приёмов оценки знаний как способ повышения мотивации и самоконтроля учащихся на уроках обслуживающего труда
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Применение нетрадиционных приёмов оценки знаний как способ повышения мотивации и самоконтроля учащихся на уроках обслуживающего труда

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Занимательные материалы
docx
технология
Взрослым
07.03.2020
Применение нетрадиционных приёмов оценки знаний как способ повышения мотивации и самоконтроля учащихся на уроках обслуживающего труда
материал по использованию нетрадиционных приемов оценки знаний
статья 2019.docx

Нетрадиционно, интересно, познавательно…

Применение нетрадиционных приёмов оценки знаний как способ повышения мотивации и самоконтроля учащихся на уроках обслуживающего труда

Внедрение нетрадиционных приёмов контроля знаний наряду с традиционными методами и формами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень овладения этими знаниями, прививает интерес к предмету.

 
Г. Н. Толкач,
учитель обслуживающего труда
Клецкой  средней школы №2
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Современная система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.  Образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельности. 

           Такую личность можно воспитать, если полно и ярко раскрыть её природные задатки и склонности. Мне, как учителю, на уроках трудового обучения хочется увидеть индивидуальность и  творческие возможности, способности учащихся к самореализации.          

         Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

          Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений и практических навыков не только даёт возможность установить, что усвоили учащиеся, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей  практической  деятельности опираться на приобретённые знания, но и  выявить пробелы в знаниях, определить способы их устранения с учётом индивидуального подхода к обучающимся. В традиционной системе, которая имеет богатый опыт в области контроля результатов обучения, на мой взгляд, имеется необходимость в использовании нестандартных приёмов проверки знаний учащихся, которые являются способом мотивации и самоконтроля  данной предметной области.

Как сделать интересным не только сам урок трудового обучения, но и систему контроля? Эта проблема давно привлекает моё внимание, как учителя обслуживающего труда. В условиях сокращения учебных часов и большом объёме теоретического материала по программе «Трудовое обучение» выбираемые методы, приемы и формы организации обучения и контрольно-оценочной деятельности должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантировано обеспечивать планируемые результаты. При таком типе обучения формы и методы контроля должны не только быть направлены на проверку усвоения каждым учеников обязательного минимума образования, но и максимально учитывать индивидуальные особенности школьника.

«Оценка», как правило, понимается как результат проверки (И.П. Подласый).  «Контроль» означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

По мнению И.Ф. Харламова, осуществление контроля играет большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении за качеством овладения изучаемым материалом и побуждение учащихся к самоконтролю. Необходимо добиваться, отмечает автор, чтобы этот контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать  овладевать его приемами. 

В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учеником и учителем, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Контроль знаний - это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками. Данное определение приводит словарь методических терминов Э.Л. Азимова и А.И. Щукина.

Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений:

·        диагностирование и корректировка знаний и умений;

·        учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

·        определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Виды контроля знаний учащихся

Основанием для выделения видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения. В.А. Сластенин выделяет следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
          Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Такой вид контроля позволяет определить имеющиеся знания и умения, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала.         

Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.

 Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков [3].

Нетрадиционные приёмы оценки учебной деятельности.

В процессе обучения каждый педагог должен стремиться применять на своих занятиях разнообразные формы и приёмы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся. Формы и приёмы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.

Многообразие поисков решения данной проблемы в моей практике находит своё отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, ИКТ (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес сами формы работы).

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. 

Известный шахматист Гарри Каспаров высказал интересную мысль: «Дураков в природе нет, есть человек не на своем  месте» [1]. Поэтому моя  задача найти и использовать такие формы,  средства обучения и контроля, которые помогут осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, направить, заметить и помочь.

За последние годы в методической литературе  появляются разнообразные формы и приёмы опроса. На практике   я использую разные формы контроля знаний. Совмещаю как традиционные, так и нетрадиционные формы.

На учебных занятиях использую короткие проверочные работы нетрадиционного вида, в рамках предварительного,  текущего контроля и тематического контроля. В каждой теме выделяются ключевые понятия, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

Найди слова - термины   по теме «Пошив швейных изделий»

              

Н

И

Т

К

А

Ш

Ь

У

Т

О

К

Е

Х

 

Л

О

П

Ш

Л

С

 

Т

Е

Ж

О

К

Ш

 

Р

Ш

О

В

Р

Е

 

О

С

Н

О

О

Р

 

Ч

К

А

В

М

С

 

Л

Е

Н

А

К

Т

 

Ь

И

Г

Л

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди лишнее слово

1.     Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник

2.     Сантиметровая лента, угольник, ножницы, линейка

3.     Стачной, настрочной, накладной, косой

4.     Механизм, деталь, шпулька, челнок, карман

5.     Трусы, брюки, юбка, шорты, халат

6.     Шаговый, срез сидения, верхний, боковой, горловина, прямой

7.     Кружева, тесьма, вышивка, аппликация, застежка

8.     Прямой, косой, тамбурный, стачной

9.     Флизелин, синтепон, трикотаж, лен

10.  Обхват груди 1, обхват груди 2, обхват груди 3, обхват груди 4

Для ряда тем  мной специально разработаны кроссворды, содержащие понятия одной определённой темы. Разработала достаточно большое количество кроссвордов, включающих  в  себя  основные  понятия  предмета. Решение  кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Использую несколько видов кроссвордов для контроля знаний:  текущей, тематический  или обобщающий.

Семейства промысловых рыб

По горизонтали: 1. Рыба семейства сельдевых 4. Рыба семейства карповых. 

 5. Рыба семейства тресковых. 7. Рыба семейства  сомовых 8. Рыба семейства 

щуковых.

По вертикали: 2. Рыба семейства камбаловых.  окуневых. 3. Рыба семейства 

лососевых.  6.Рыба семейства осетровых.

Белорусские национальные блюда

 По горизонтали:

1.Сформованный в виде рыбы фарш, припущенный в рыбном бульоне.

5.Отваренные в воде или бульоне небольшие ромбики, приготовленные из гречневой муки.

6. Мясо с рёбрами и крестьянская колбаса, обжаренная, тушенная и соединённая с творогом.

7. Их готовили из ржаной, ячменной, иногда пшеничной муки. Они были тоньше сковородников, но толще блинов.

8. Так называли кисель из овса

11. Крупа, набухшая в кефире, запеченная в жарочном шкафу.

12. Другое название похлёбки.

13. Крестьянская колбаса, клёцки из пшеничной муки, тушенные в  красном соусе на порционной сковородке.

 

По вертикали:

2. Пельмени из гречневой муки, начинённые пассированным зелёным луком.

3. Их пекли из кислого теста.

4. Мясо, морковь, лук, грибы, картофель, тушенные в чугунке в грибном бульоне со сметаной.

10. Каша из пшённой крупы.

Текущий направлен на проверку базовых знаний учащихся по изучаемому материалу, количество вопросов в них составляет не более 10.

Тематический – на проверку базовых и  дополнительно получаемых знаний по определённым темам, в них использую не более 20 вопросов.

 Обобщающий – на общую проверку знаний по большому блоку материала (по изученному разделу) количество вопросов предъявляемых в таких кроссвордах не более 25.

Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. Кроме того, чтобы не пропадал интерес у учеников к разгадыванию кроссвордов, стараюсь разнообразить их форму и содержание: часть из них даю индивидуально  (тогда оценке подлежат успехи отдельного ученика). Другие коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее количество слов), некоторые кроссворды предлагаю для отгадывания  всем классом (используя интерактивную доску, мультимедийную установку),  учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым».

Очень полезный вид самостоятельной работы учащихся - составление кроссвордов самими учащимися. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулировать определения понятий. При этом большое внимание уделяется именно формулировке вопросов, потому что проблема постановки вопросов - это проблема развития высококачественного мышления. 

Но такой метод проверки  - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину изученного материала.

Ребус – один из  способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. В    ребусе для  составления  слова  используются рисунки,  буквы,  слоги  или  особым образом расположенные слова. При решении ребусов используются следующие правила: название предметов, изображенных в ребусе, читаются в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько ребусов. Создание кроссвордов  и ребусов возможно средствами MS Office Excel .

 

 

 

       

   

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.   Викторины включаю в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Используя первый вариант, осуществляю контроль или актуализацию знаний, второй использую для закрепления и контроля уровня усвоения материала. Отводимое, на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Каким  словом  можно  объединить  следующие  понятия

А) Вилка, шнур, электродвигатель, педаль, кривошип

Б) Терморегулятор, вилка, шнур, подошва

В)Нижний, верхний, пройма, шаговый, середина

Г) Полочка, спинка, полотнище, карман, воротник, пояс

Д) Хлопчатобумажная, ситец, лен, парча, атлас

Е) Классический, спортивный, фольклорный, романтический

Ж) Пяльца, канва, мулине, игла

З) Мел, лекало, ткань, припуск, булавки

И) Прямой, косой, крестообразный, петельный, петлеобразный

К) Стачной в разутюжку, настрочной с 1 закрытым срезом, накладной с 2 открытыми срезами

Л) Прилегающий, прямой, свободный, полуприлегающий

М) Кружева, тесьма, вышивка, аппликация, ленты

Н) Фонарик, крылышко, реглан, прямой

О) Пресс, маникен, утюг, проутюжильник, лас

П) Платье-рубашка, платье-свитер, платье-майка, платье-труба, платье-сарафан, платье-принцесса, платье-пальто

Р)Детские, подростковые и взрослые

С) Обхват бедер, обхват шеи, обхват груди, ширина плеча

Т) Повседневная, выходная, рабочая, форменная, спортивная

У) Приводной, передаточный, рабочие

Ф) Линейка, угольник, сантиметровая лента

Ц) Из натуральных волокон, из химических волокон, из смешанных волокон

Ч) Цветные, вышивальные, швейные, толстые, тонкие

Викторины можно организовать по типу: «Умники и умницы», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». Берем волчок со стрелкой, располагаем по кругу карточки с вопросами. Один из учащихся крутит волчок, зачитывает вопрос, а затем достает карточку с именем того учащегося, который будет отвечать.

Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов. Выбор методов и форм контроля в образовательной области «Трудовое обучение» осложняется разнообразием видов учебной деятельности и необходимостью обеспечить, с одной стороны, полноту охвата пройденного материала и всех учащихся, а с другой – объективность и оперативность получения результата.

В школу внедрена на качественно новом уровне такая форма проверки знаний как тестирование. На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими формами  методами, я использую тестирование. Тесты использую не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

         Тематические тесты, проводимые в конце изучения темы или в течение её изучения, обязательно должны быть разно уровневыми.  В разно уровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части В – двумя баллами, части С – 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения 9 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части С, 7- все задания части А и не менее трех заданий из части В, 5 – только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного ответа из теста, части В – представлением только результата, части С – полным выполнением задания [1].

Сетевой зачет это одна из форм, пользующаяся огромной популярностью у моих учеников: открытые зачеты с использованием программы «КРАБ». Эта форма позволяет  проверить знания учащихся по разным разделам курса. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов по теме.

В результате такой работы, обучающиеся, с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения. Любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами  кроссвордов, с удовольствием выполняют разные виды работ.

Используемые приёмы имеют ряд преимуществ:

·       самостоятельный поиск учащимися путей решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

·       необычные условия работы;

Нетрадиционный подход к  контролю знаний и умений на учебных занятиях важен и потому, что задача учителя – не только дать требуемый стандартом набор знаний,  практических умений, способов деятельности, но и сохранить  любознательность, позитивное отношение к учебному процессу, высокую учебную мотивацию, хороший микроклимат, дающий возможность каждому учащемуся принимать участие в учебном процессе, получать удовлетворение от своего труда.

Но, есть и определённые трудности в применении такого рода контроля. Планирование педагогом учебных занятий, связано с большими, чем обычно, трудозатратами. Еще одно ограничение – на применение такой формы работы, необходимо учебное время, которого всегда не хватает.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации образовательного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Список цитированных источников

1. Кожина, О.А., Малюкова, Н.Н., Алямовская,  Н.А. Тестовые задания для образовательной области «Технология» /О.А. Кожина, Н.Н. Малюкова, Н.А. Алямовская// Школа и производство. –1999. – №2. – С.15-19

2. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – Москва-Рига : 

3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-447205.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Нетрадиционно, интересно, познавательно…

Нетрадиционно, интересно, познавательно…

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности

Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки

Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию…

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию…

На учебных занятиях использую короткие проверочные работы нетрадиционного вида, в рамках предварительного, текущего контроля и тематического контроля

На учебных занятиях использую короткие проверочные работы нетрадиционного вида, в рамках предварительного, текущего контроля и тематического контроля

Флизелин, синтепон, трикотаж, лен 2

Флизелин, синтепон, трикотаж, лен 2

По горизонтали: 1.Сформованный в виде рыбы фарш, припущенный в рыбном бульоне

По горизонтали: 1.Сформованный в виде рыбы фарш, припущенный в рыбном бульоне

Кроме того, чтобы не пропадал интерес у учеников к разгадыванию кроссвордов, стараюсь разнообразить их форму и содержание: часть из них даю индивидуально (тогда оценке подлежат…

Кроме того, чтобы не пропадал интерес у учеников к разгадыванию кроссвордов, стараюсь разнообразить их форму и содержание: часть из них даю индивидуально (тогда оценке подлежат…

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие

Викторины включаю в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения

Викторины включаю в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения

Викторины можно организовать по типу: «Умники и умницы», «Слабое звено», «Что?

Викторины можно организовать по типу: «Умники и умницы», «Слабое звено», «Что?

В – представлением только результата, части

В – представлением только результата, части

Список цитированных источников 1

Список цитированных источников 1
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей