Применение практико-ориентированного подхода при изучении физики
в рамках реализации требований ФГОС.
Одной из задач, поставленных перед российским образованием на современном этапе, является всестороннее развитие личности обучающегося, формирование культуры самообразования, готовности студентов к самостоятельному проектированию своей индивидуальной образовательной траектории, готовности к будущей профессии. Но студенты, поступившие в колледж, имеют только некоторые представления о своей будущей профессии. Поэтому перед преподавателями возникает серьезная проблема повышения интереса обучающихся к избранной профессии. И так как физика является научной базой для изучения технических и специальных дисциплин, то она занимает особое место в решении данной проблемы.
В своей профессиональной деятельности, при преподавании общеобразовательной дисциплины «Физика» я использую практико- ориентированный подход, который осуществляется через решение задач на различных этапах урока и заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций.
Практико-ориентированные задачи классифицированы по темам, для групп различных профилей: технологического, естественнонаучного, социально-экономического. Задачи с учетом профессиональной направленности, могут быть вычислительными, графическими, экспериментальными. Отдельно можно выделить качественные задачи, при решении которых не выполняются вычисления. Обучающиеся пользуются изученными физическими закономерностями и применяют их к анализу явлений, о которых идет речь в задаче.
Например, технический профиль, профессия «Автомеханик»:
1. Почему при больших скоростях автомобиль иногда «заносит» на поворотах? ( раздел «Механика»)
Из условия задачи следует, что траектория движения автомобиля на повороте – дуга, которая является частью окружности. Для движения тела по окружности необходимо действие на него силы, направленной по радиусу к центру окружности. Эта сила сообщает телу центростремительное ускорение. Величину силы можно найти. используя 2 закон Ньютона. Движение тела по окружности обеспечивают сила трения, сила тяжести, сила упругости, а также их равнодействующая.
Дополнительный вопрос: Какие меры безопасности позволяют водителю предотвратить «занос» автомобиля при повороте?
Студентам предлагается проанализировать формулу F=mv2/R, из которой следует, что для конкретного автомобиля и определенного радиуса поворота масса автомобиля и радиус окружности есть величины постоянные, а скорость - величина изменяющаяся. Студенты приходят к выводу о необходимости снижения скорости движения автомобиля перед поворотом.
2. Почему в тумане луч дальнего света фар автомобиля не в состоянии освещать дорогу? Можно ли улучшить видимость на дороге при движении автомобиля в тумане, дожде? (раздел «Геометрическая оптика»)
3. Зачем стекла автомобильных фар делают рифлеными, состоящими как бы из маленьких трехгранных призм?
4. По какой причине, выходя из автомобиля и коснувшись его дверцы, можно иногда испытать электрический удар? (тема «Электричество»)
Например, естественнонаучный профиль, профессия «Повар»:
1. Чем отличаются ножницы для работы повара от ножниц для резки металла?
2. Почему сосиски при варке лопаются обычно вдоль, а не поперёк?
3. Почему электрические чайники чаще всего делают блестящими?
4. Может ли кипеть вода в кастрюле, плавающей в другой кастрюле с кипящей водой?
Качественные задачи могут использоваться не только для профессиональной направленности обучения, но и для более глубокого усвоения содержания курса физики, позволяют осуществлять контроль знаний студентов.
Также в рамках реализации требований ФГОС совместно с обучающимися разрабатываются долгосрочные проекты, которые выходят за рамки урока, и являются продуктом самостоятельной внеаудиторной работы. При выборе темы проекта немаловажное значение имеет учет интересов, потребностей и уровень знаний студентов. Разрабатываются проекты, требующие привлечения знаний из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Например, такие проекты: «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Микроволновая печь: опасна или безобидна», «Автомобиль: зло или благо», «Физика на кухне», Физика в быту», «Этот вредный полезный лазер», и др.
Особую значимость имеют практико-ориентированные проекты, выступающие средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это проекты, связанные с избранной профессией: «Физика в профессии «Автомеханик», « Физика в профессии «Сварщик»», «Физика в профессии «Мастер отделочных работ», и т.д. В зависимости от уровня сложности выполняемого проекта, обучающиеся используют индивидуальную или групповую формы работы.
Например, проект «Физика в профессии «Автомеханик» (групповой проект):
Студентами была сформулирована тема проекта, составлен план выполнения, определены сроки реализации, ожидаемые результаты. В ходе работы над проектом студенты знакомятся с различными источниками информации: изучают требования к профессии «Автомеханик», физические принципы работы автомобиля. Изученный материал студенты анализируют, систематизируют, определяют проблему и планируют ее решение. На этом этапе очень важно консультирование преподавателем группы студентов с целью направлений поиска и отбора нужной информации. Студентам необходимо не только найти основные узлы и детали автомобиля, инструменты для сборки и ремонта автомобиля, технологические процессы, но и объяснить их на основе физических понятий, явлений и законов. Прослеживается тесная связь дисциплины «Физика» с МДК «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Достоинством данных проектов является их практическая значимость, которая заключается в возможности использования материала в профессиональном обучении.
Опыт преподавания показывает, что использование практико-ориентированного подхода при изучении физики способствует формированию у студентов интереса к избранной ими профессии. Знания, добытые студентами самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Студенты осознают роль и значение физики в их будущей профессии, что повышает их активность при изучении предмета. Умение анализировать различные физические явления подготавливает студентов к более сознательному и успешному изучению специальных дисциплин.
Список литературы:
1. КапровичА.Б. Сборник задач - вопросов по физике. - М.: Изд-во АПН РФ, 2006.
2. Моор М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов // Среднее профессиональное образование - 2013 - № 4 – С,122
3. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. -М.: Просвещение, 2006.
4. Судакова С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий // Среднее профессиональное образование - 2012 № 6 - С, 120 - 122
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.