Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Оценка 5

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Оценка 5
docx
17.11.2019
Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Опыт работы - копия.docx

           Описание опыта работы  

 

учителя начальных классов 

 

ГБОУ СОШ г.Беслан

 

Швыдкой   Марины  Витальевны                                                                              


Никто не знает так много,

как все мы вместе...

Сегодня целью образования является подготовка нового поколения к жизни и труду. В современном обществе человек должен быть знающим, мыслящим, инициативным, творческим, способным адаптироваться в изменяющихся условиях. И в этой связи абсолютно очевидно, что сегодня работать, делая упор лишь на формирование у учащихся предметных знаний, умений, навыков, недостаточно для развивающегося современного общества. И потому для начальной школы приоритетными становятся следующие цели:

1)     целостное гармоничное развитие личности школьника: формирование общих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;

2)     становление элементарной культуры деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку;

3)     формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Реализация этих задач была бы невозможна без пересмотра учебного

материала,без пересмотра методов и приемов изложения этого материала.

Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями, развитие личности каждого ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:

·         Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.

·         Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.

·         Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.

·         Именно эти цели и задачи являются основополагающими для концепции дидактической системы УМК« Школа 21 века», по которой я работаю.

Я считаю, что комплект учебников, созданный авторским коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой, в полном объеме способен решить конкретно поставленные перед начальной школой задачи.

За 35 лет работы учителем начальных классов у меня сложился свой взгляд на построение учебного материала на уроке.

.

Конечно, к новому, неизведанному мы всегда относимся с долей опасения, но, ознакомившись с предложенным комплектом в рамках проекта «Начальная школа XXI века», я поняла, что в нём к каждому уроку материал глубоко продуман, что право выбора имеет как учитель (выбирая необходимые, более интересные задания), так и ученик (выполняя задания от простых к более сложным и увлекательным). Процесс обучения не безразличен к роли ученика, по-новому относится к


его участию в процессе обучения, дает качественно другой результат. Это выражается в следующих формулах:

-       ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи и неудачи;

-       он участвует в деятельности контроля и оценки, анализирует свои действия, ищет пути исправления ошибок;

- ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности.

Таким образом, обучение учащихся заключается не в принятии готового образца, а в постановке предположений, в нахождении целесообразных способов решения учебной задачи путем коллективного обсуждения. Это способствует формированию у учащихся своего мнения, своей точки зрения, их развитию и закреплению. Не только иметь свое мнение, но и уметь его доказательно отстаивать - вот чему я и стараюсь учить своих ребят: Путем проб и ошибок на уроке отыскивается истина, и каждый ученик чувствует свою индивидуальную причастность к этому.

Чтобы заинтересовать детей  учебой учителю приходиться каждый урок продумывать до мелочей. Тут   то я и обратила  внимание, что ребята очень любят много придумывать и фантазировать. Проектная деятельность в начальной школе- неплохой выход из ситуации, когда каждый сам, с первого класса учиться представлять результаты своего труда и отстаивают право на существование своего творчества.

Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

 

1) отвечает современным требованиям времени,

 

 

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

 

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

 

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

Ø  способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

Ø  способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

Ø  выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

В процессе  проектной деятельности формируются следующие     общеучебные умения   и навыки:

   1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для  решения поставленной задачи.

   2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения

 

взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.


 

 

6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

 

 

 

В первом классе интегрированный курс «Грамота» направлен на формирование умственного развития учащихся. Данный учебник в комплекте с тетрадью может содействовать развитию их умения давать краткие обоснования выполненных действий, формировать способность находить различие и сходство в предметах, словах, звуках. Но практика убеждает, что в школу приходят дети разного уровня: и подготовленные, и нет. Те, кому посчастливилось получить элементарные знания, представления и навыки на занятиях в детском саду, в рамках интегрированного курса познают всё новое и новое, легко овладевают технологией звукового анализа, что способствует формированию грамотного чтения и письма, формирует осознание таких арифметических операций, как сложение, вычитание, деление, умножение. А у учащихся послабее появляется шанс очень скоро восполнить недостающие знания и, включившись в учебный процесс, уже подтянувшись, овладеть навыками чтения и письма, арифметическими операциями. Поэтому по окончании первого класса нечитающих детей у меня не было. Отстающие постарались подтянуться, а для сильных учащихся была возможность для дальнейшего развития своих способностей.

Конечно, со стороны учителя налицо должна быть безграничная вера в ребенка, и ребенок должен это чувствовать. Говоря о втором классе, хочу отметить следующее моё наблюдение: так как реализовать различные учебные задачи на уроке обучения русскому языку раньше было достаточно сложно, то при подведении итогов ребята на вопрос учителя: «Чему учились?» могли просто перечислить все виды упражнений, которые на этом уроке выполнялись.

Поэтому я решила, что нужно конкретизировать задачи на уроке. То есть, если мы, например, учимся писать изложение, то на уроке должна


Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность  учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД

 

В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

В первом классе –это, конечно такие задания «Представь  букву»,  «Знакомьтесь, я цифра…». Ребята в виде рисунков   представляют буквы алфавита и знакомят учащихся класса  с особенностями написания и произношения .Это лишь первый этап работы. 

На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.   Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных уроков и внеклассных

 

мероприятий.

Предлагаемые уроки творчества дают возможность учителю организовать деятельность таким образом, чтобы результат свободного творчества был успешен. Эти уроки очень нужны и важны: на них нет способных и неспособных, все заняты творчеством, так как каждый выражает свое видение окружающего мира, свое мнение. Я думаю, что такая работа учащихся должна обязательно поощряться.

На моих уроках «Литературного чтения» учащиеся сами готовят сообщения о жизни и творчестве автора того или иного произведения, высказывают свое отношение к поступкам главного героя, составляют картинные планы, а иногда и разыгрывают сценки из жизни героев. Особо  дети моего класса любят «выпускать» книжки. Это книжки-малышки. Тут уж есть где развернуть свое творчество. Ребята сами сочиняют загадки, сказки,  вниманию одноклассников.. Классная выставка работ учащихся не пустует никогда.                                             

счи представляют  

 

 

ешаться задача развития речи. Если мы задаёмся вопросом: «Почему сочетания ча, ща нужно писать с а?», то конкретный ответ именно на этот вопрос, поставленный в начале урока, мы и должны получить.

Работая по нашему комплекту, я, начиная со второго класса, к моему восторгу, увидела именно такой подход в преподавании русского языка.

В основе обучения лежат три задачи:

1)   познакомить учащихся с основами лингвистических знаний;

2)   с формировать навыки грамотного, безошибочного письма;

3)   сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи учащихся).

Эти цели, конечно традиционны, но на уроке строго должна реализовываться какая - либо одна цель. Материал как бы разбит на блоки. Обучаясь русскому языку, мои ребята чётко понимают, чему они будут учиться на уроке, и способны определить, научились ли они этому к концу урока. А для достижения поставленной цели на уроке создаются проблемные ситуации в рубрике «Давай подумаем». В рубрике «Обрати внимание» авторы учебника предостерегают учащихся от ошибок перед выполнением упражнений. Материал рубрики «Путешествие в прошлое» отличается познавательностью и вызывает большой интерес у детей.

Они также с удовольствием открывают «замочки» «волшебным ключиком» из рубрики «Тайны языка» и, сделав карточку - подсказку, кладут её в копилку - конверт. Оказывается, нет необходимости зубрить правила: достаточно научиться подбирать нужный «ключ» к замку, чтобы выполнить упражнение. Тут - то и помогает карточка - подсказка.

Содержание учебника способствует формированию у учащихся основных лингвистических понятий, таких, как «слово», «предложение», «приставка», «суффикс» и т.д.

Много удачных упражнений в учебнике по развитию речи учащихся. Дети понимают, что знание таких тем, как «Учимся писать письма», «Слово в словаре и тексте», «Заимствованные слова», «Устаревшие слова», «Фразеологизм и слово», пригодится в повседневной жизни. Благодаря этим нетрадиционным темам учащиеся знакомятся с различными словарями, учатся с ними работать, обогащают свой словарный запас. Это интересно и познавательно.

Учебный материал по курсу «Литературное чтение» развивает интерес к чтению детской книги, формирует читательские умения, способствует усвоению литературоведческих понятий, обеспечивает формирование эмоционально-эстетических ценностей, развивает творческую деятельность. Интересно построена работа над текстом в тетради. Не прочитав текста, невозможно выполнить задания, в том числе и из рубрики «Проба пера», где учащиеся выражают своё отношение к прочитанному, сравнивая поступки героев со своими.


Участвовать хотят даже те, кто еще не в полной мере овладел навыками чтения, но старается быть лучше.

Уже в начальной школе очень важно учить разбору текста (определять жанр, тему, сравнивать, сопоставлять, выражать свое мнение и отстаивать его). Именно этому я и стараюсь учить своих ребят. Все мои ученики являются читателями школьной библиотеки.

А как нравится моим ребятам заполнять пустые клеточки в таблице «Я таблицу умножения выучу без напряженья»! Каждый старается как можно быстрее заполнить пустые клеточки и приклеить красный квадрат - показатель знания таблицы умножения. А для этого серьезно нужно потрудиться. Дух соревнования постоянно подстегивает к знаниям. Уже во втором классе мои ученики свободно владеют математической речью и легко оперируют понятиями. Конечно, не все успевают на «5» и «4», но есть стремление развиваться, добывать знания путем проб и ошибок. А помогает этому и  применение здоровьесберегающих технологий, осуществление дифференцированного подхода в обучении, использование дополнительных уроков для внеклассной работы по предмету.

Курс окружающего мира в полной мере способствует развитию эрудиции, общей культуры учащихся, хорошо подготавливает к изучению истории, обществознания, географии и естествознания. Учащиеся не только знакомятся с окружающим миром, но и получают знания об объектах и явлениях живой и неживой природы, осознают, что каждый из них является частью природы, и в этой связи возникает необходимость уже на уроке выработать основное значимое правило: «Пользуйся, но не навреди, а сохрани и приумножь!»

Мои ребята с удовольствием придумывают, рисуют и защищают плакаты, призывающие к охране окружающей среды, к здоровому образу жизни. Вместе мы сочиняем игры и сценки, которые способствуют доступности усвоения ребятами экономических представлений. Именно уроки окружающего мира стали для моих детей познавательной книгой о родном крае - Осетии. Если не все, то очень многие темы этого курса предполагают изучение программного материала с учетом региональных, краеведческих особенностей. Мои ученики с интересом готовят сообщение о национальных обычаях, праздниках, интересных исторических событиях, связанных с нашей Осетией, с нашим небольшим, но великим народом -


осетинами, знакомятся с биографиями интересных людей. В рамках изучения темы «Природа России» невозможно было не заострить внимание учащихся на необыкновенной красоте нашего края с его животным и растительным миром, с его целебными источниками и здравницами.  Уже  со второго класса ребята пробуют делать презентации по окружающему миру. Темы самые различные   :  животный мир, мир растений, необычные растения и животные, представление разных городов и стран,  наследие родины моей  и т.д. С удовольствием представляют свои проекты.  А Красная книга родного края   всегда вызывает особый интерес.  Учащиеся собирают материал, отбирают, исследуют_ это работа уже 3 и 4 класса. Все это сплачивает классный  коллектив.. Главная задача проектно-исследовательской деятельности - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

В общем, еще раз хочу отметить, что на каждом уроке есть место творчеству и учителя и учащихся. И каждый урок любого курса должен быть плодом груда учителя и учеников, ибо, «никто не знает так много, как все мы вместе».

Выпуски  моих  учеников,   показали динамику роста успеваемости как в начальной школе, так и в среднем звене. Сохраняется преемственность в обучении, повышается активность учащихся и как результат этого - призовые места на школьных олимпиадах по русскому языку и математике.

.

. Конечно, трудности есть, но все дети хотят знать больше, многое умеют, могут рассуждать и доказывать, стремятся к изучению нового. И это немало. Ведь, как сказал Сократ, «воспитание и образование - единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и доброжелательного».

В заключение хотелось бы сказать об оценке знаний учащихся. Уже в начальной школе я ввожу тестирование - один из самых распространенных на сегодняшний день вид оценки знаний. Идет подготовка к проверке знаний в среднем и старшем звене, и в итоге к ЕГЭ.

 

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Применение проектной деятельности на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2019