Применение силы Лоренца
Оценка 4.9

Применение силы Лоренца

Оценка 4.9
docx
07.05.2020
Применение силы Лоренца
Применение силы Лоренца.docx

Раздел долгосрочного плана:            Магнитное поле

Школа:

Дата:4 четверть

ФИО учителя: 

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Тема 117 урока

Применение силы Лоренца.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке

10.4.4.4 исследовать действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Цели урока

Учащиеся могут:

Определять направление и модуль силы Лоренца.

Определять период и радиус заряженной частицы в магнитном поле.

Критерии успеха

Навыки

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если…

Понимание

Понимает применение правила левой руки.

Понимает вознткновения центростремительного ускорения частиц.

Применение

Применяет формулы при определении вектора скорости, силы тока и силы Лоренца, радиуса траектории

Анализ

Анализируя проводит расчеты без ошибок, использует правильные единицы измерения.

Языковые цели

 

Предметная лексика и терминология

Қазақша

Русский

English

Қондырғы

Устройство

Device

Үдеткіш

Ускоритель

Accelerator

Магнитті тұзақ

Магнитная ловушка

Magnetic trap

Қолдану

Применение

Practice

Учащиеся могут:

Объяснять, как определить направление силы Лоренца и применение…

Полезные выражения для диалогов и письма:

На заряженную частицу в магнитном поле действует…

Магнитное поле  влияет больше на движущеюся заряженную частицу, чем больше магнитная индукция …  . Чем больше энергия движения тем большим радиусом описывает …

Привитие ценностей

 

 

Привитие ценностей осуществляется посредством/через привитие основ уважения и сотрудничества при совместном планировании решения задач при работе в группах, а также в ходе выслушивания и анализа идей других учащихся.

Межпредметные связи

Межпредметная связь на уроке реализуется при помощи использования сквозных тем с математикой. Повторяется понятие прямого угла и используется знание синуса угла, длины окружности.

Навыки использования ИКТ

В ходе проведения данного урока учащиеся улучшат навыки работы, строить планы необходимые  для логического объяснения идей. Также будут развиваться навыки поиска информации.

Предварительные

знания

Учащиеся из материала прошлого урока ученики понимают природу силы Лоренца и знают правило определения этой силы.  Определение кинетической энергии тела, периода, длины окружности, массу и заряд электрона и протона и т.п.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-5

Организационный момент

Актуализация знаний Мозговой штурм:

Ø  Силы Лоренца

Ø  Направление силы Лоренца

Ø  Сформулируйте правило левой руки

Ø  Масса и заряд электрона и протона

Ø  Чем отличаются силы Лоренца и Ампера

Ø  Где применяются силы Лоренца

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Формулировка целей и задач урока.

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

6-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11-15

 

 

 

 

 

 

16-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28-32

 

 

 

 

29-38

 

Обсуждение – изучение нового материала. Показать видеоролик демонстрирующий силу Лоренца. Объяснит физический смысл.

 

        Кинескоп - телевизионная трубка, электронно-лучевая трубка

На движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля действует сила Лоренца. Эта сила перпендикулярна скорости и не совершает работу. Действие магнитного поля на движущийся заряд широко используют в современной технике. Достаточно упомянуть телевизионные трубки ( = кинескопы), в которых летящие к экрану электроны отклоняются с помощью магнитного поля, создаваемого особыми катушками. Применение силы Лоренца мы можем наблюдать у экрана старого телевизора, осцилографа, монитора, то есть во всех приборах где есть электронно-лучевая трубка.

Масс-спектрограф - прибор, позволяющий разделять заряженные частицы по их удельным зарядам, т.е. по отношению заряда частицы к её массе, и по полученным результатам точно определять массы частиц.

 

Вакуумная камера прибора помещена в магнитное поле (вектор индукции В перпендикулярен рисунку). Ускоренные электрическим полем заряженные частицы (электроны или ионы), описав дугу, попадают на фотопластинку, где оставляют след, позволяющий с большой точностью измерить радиус траектории r. По этому радиусу определяется удельный заряд иона. Зная же заряд иона, легко вычислить его массу. Изучить химический состав грунта, взятого на Луне, например, поможет тот же масс-спектрограф.

 

Циклотрон - ускоритель заряженных частиц.

Между полюсами сильного электромагнита помещается вакуумная камера, в которой находятся два электрода в виде полых металлических полуцилиндров (дуантов). К дуантам приложено переменное электрическое напряжение, частота которого равна циклотронной частоте. Заряженные частицы инжектируются в центре вакуумной камеры. Частицы ускоряются электрическим полем в промежутке между дуантами. Внутри дуантов частицы движутся под действием силы Лоренца по полуокружностям, радиус которых растет по мере увеличения энергии частиц.

Каждый раз, когда частица пролетает через зазор между дуантами, она ускоряется электрическим полем. Таким образом, в циклотроне, как и во всех других ускорителях, заряженная частица ускоряется электрическим полем, а удерживается на траектории магнитным полем. Циклотроны позволяют ускорять протоны до энергии порядка 20 МэВ.

 

Магнитогидродинамический генератор  энергетическая установка, в которой энергия рабочего тела (жидкой или газообразной электропроводящей среды), движущегося в магнитном поле, преобразуется непосредственно в электрическую энергию.

Обсуждения и выводы. Можно провести мини проверочную работу по усмотрению учителя

 

https://www.youtube.com/watch?v=Se8UtAflums

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

39-40

Рефлексия: 

Домашнее задание: Действие магнитного поля на движущийся заряд. Применение силы Лоренца.

 

 

Дополнительная литература

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

 

(9)

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся будут:

Знать как используется действие магнитного поля на заряженную частицу

Большинство учащихся будут:

Определять направление движения частиц вмагнитом поле

Некоторые учащиеся будут:

Объяснять, принцип работы масс-спектрографа, циклотрона, магнитной ловушки и как сила Лоренца защищает Землю от радиации.

(1)             Устное оценивание ответов учащихся, похвала

(2)              Работа в парах по исследованию магнитного поля катушки с током

(3)  Взаимооценивание ответов, гипотез и их доказательств

 

В процессе обработки результатов интерактивных опытов учащимися развивается критическое и логическое мышление. При обсуждении результатов работы в группах и коллективной, развивается уважение к чужому мнению, умение выражать свои мысли и общаться должным образом со сверстниками и одноклассниками. Соблюдение инструкций по технике безопасности в кабинете демонстрирует ответственность и уважение к жизни и здоровью других.

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана:

Раздел долгосрочного плана:

Навыки использования ИКТ В ходе проведения данного урока учащиеся улучшат навыки работы, строить планы необходимые для логического объяснения идей

Навыки использования ИКТ В ходе проведения данного урока учащиеся улучшат навыки работы, строить планы необходимые для логического объяснения идей

Обсуждение – изучение нового материала

Обсуждение – изучение нового материала

Обсуждение – изучение нового материала

Обсуждение – изучение нового материала

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Скачать файл