М И Н П Р О С В Е Щ Е Н И Я Р О С С И И
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет математики, информатики, физики и технологии
Кафедра информатики и методики обучения информатике
Допущена к защите
«____» ___________20__ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор
Рагулина Марина Ивановна
_______________________
(подпись)
Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.01 Педагогическое образование,
Направленность (профиль) Информатика и информационные технологии в образовании
Выполнил: студент группы
ИиИТВО-2018
заочной формы обучения
Михайлина Валерия Максимовна
_____________________
(подпись) Научный руководитель:
. к.п.н., доцент кафедры ИиМОИ Богданова Алина Николаевна
_____________________
(подпись)
Выпускная квалификационная работа защищена
«____»_________20___ г.
Оценка____________
Председатель ГЭК______________
(подпись)
Омск, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................3
1.1. Сущность, содержание понятия и особенности социального сервиса..........................................................................................................................6
1.2. Способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место при обучении информатике в основной школе..............................................................................13
1.3. Анализ применения социальных сервисов при обучении информатике…..21
Выводы по первой главе...........................................................................................22
2.1. Разработка урока информатики с применением социальных
сервисов......................................................................................................................25
2.2. Методика организации обучения школьников при обучении информатике с использованием социальных сервисов в основной школе....................................36
2.3. Апробация применения социальных сервисов при обучении информатике в
основной школе.........................................................................................................39
Выводы по второй главе...........................................................................................43
Заключение.................................................................................................................44
Библиографический список………………………………………………………..46
Приложение…………………………………………………………………………50
Актуальность работы. В Федеральном законе [1] от 31.03.2021 N 278 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость улучшения образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей обучающихся.
Сегодня, образование является одной из наиболее важнейших сфер человеческой деятельности, которая гарантирует формирование и развитие интеллектуального потенциала общества. В нашу систему образования постоянно внедряют новые информационные технологии.
Современная школа в нашей стране в быстром времени меняется и подстраивается под те требования, которые предъявляет общество. На данный момент одна из главных задач наших школ дать ребенку не только как можно больший «портфель» знаний, сколько «обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться» [3].
Сегодня Интернет в жизни каждого играет огромную роль, у каждого пользователя есть либо компьютер, планшет или смартфон. Уже каждый может позволить себе это удовольствие. Благодаря Интернету появились безграничные возможности во всех областях жизни. Интернет в нашей жизни играет огромную роль.
Современные дети начинают пользоваться гаджетами еще до того, как идут в школу. Дети начинают с игр, и как только они осваивают чтение и письмо, ничего не может их остановить в стремлении создать свой аккаунт в любой социальной сети.
«Развитие социальных сервисов в значительной мере сказывается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов» [13]. Преображения социальных сервисов в сети Интернет очень значительны и стремительны, что совершенствование методики их применения в процессе изучения информатики является более чем важной задачей нашего образования.
Все это определяет чрезвычайную актуальность разработки применения социальных сервисов при изучении информатики в основной школе.
«Социальные сервисы могут не только служить средством организации процесса обучения и общения как учителей, так и обучающихся, но и представлять всем возможность делиться своими мыслями и идеями, а также дополнительными материалами» [30].
Исходя из вышесказанного, целью работы является разработать методико-дидактические материалы для применения социальных сервисов при
Объект работы – процесс обучения школьников информатике в основной школе.
Предмет работы – применение социальных сервисов при обучении информатике в основной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность применение социальных сервисов при обучении информатике в основной школе будет способствовать развитию познавательной активности, если организация учебной деятельности будет направлена на достижение индивидуальных образовательных траекторий.
Задачи работы:
1. Определить сущность, содержание понятия и особенности социального сервиса.
2. Рассмотреть способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место при обучении информатике в основной школе.
3. Составить фрагменты технологических карт на уроке информатики с помощью социальных сервисов.
4. Разработать методику организации обучения школьников при изучении информатики с использованием социальных сервисов в основной школе.
5. Провести апробацию применения социальных сервисов при обучении информатике в основной школе.
Практическая значимость состоит в том, что предложенные фрагменты технологических карт и методика организации обучения школьников может быть использована как педагогами общеобразовательной школы, так и в системе ДО.
База исследования. В исследовании участвовали 35 обучающихся из
МКОУ Новочановской СОШ, с. Новочановское, Барабинский район, Новосибирской области.
Для решения поставленных задач в нашей работе использовались следующие методы – это анализ и синтез, системный метод, изучение и анализ научной педагогической и методической литературы, метод сравнения, метод обобщения.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы применения социальных сервисов при
обучении информатике в основной школе
Образовательные потребности нынешнего поколения в современное время настаивают для применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) не только для своего наслаждения, но и для изучения различных предметов. Под информационно-коммуникационными технологиями
понимаются «технические устройства и средства, программные и программноаппаратные устройства, которые действуют на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору и накоплению, хранению, обработке и передаче информации, и дает возможность доступа к информационным ресурсам как локальных, так и глобальных компьютерных сетей» [24, с.13].
Применение информационных и коммуникационных технологий является важным инструментом для высокого повышения качества образования с помощью включения изменений в школьную деятельность, изучения новым практико-ориентированным навыкам, распространения и улучшения учебных программ. Важное внимание предоставляется условиям обучения или наслаждению потребностей разного рода категорий обучающихся с применением информационных технологий.
Информатика является одним из значимых мест в процессе обучения нынешних учеников. Следует учитывать, что вследствие изучения информатики получается огромное количество компонентов для осуществления цели образования, а именно «интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов» [1].
Так, в новой редакции ФГОС ООО, утвержденной Приказом Министерства просвещения №287 от 31 мая 2021 года, выделено существенное нововведение – определена новая группа универсальных учебных действий «работа с информацией», формирование которых во многом обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. «К этой группе относятся следующие действия:
1. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
2. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
3. Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
4. Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
5. Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
6. Эффективно запоминать и систематизировать информацию» [2].
Возникновение информационной среды, которая не только восхищает потребности всех граждан нашего общества в получении огромного спектра образовательных услуг, но и также «формирует определенные условия для использования информационных и коммуникационных технологий в повседневную образовательную и научную практику, которые являются сегодня ключевой задачей российского образования на пути перехода к информационному обществу» [11, с.45].
Использование сетевых социальных сервисов при обучении повышают познавательную активность учеников, способствуют освоению новейших информационных технологий, которые они будут успешно применять в будущем для своей профессиональной деятельности.
Анализируя педагогическую и психологическую литературу, можно увидеть порядком несколко определений понятия «Социальный сервис». Рассмотрим данное понятие с точки зрения различных авторов (Т.И. Канянина, К.Г. Кречетников, Е.В. Оспенникова, А.В. Палкова и др.) и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения (см. таблица 1).
Социальные сервисы выражают положительное отношение на «учебный процесс, дают разнообразие, создают интерес к обучению, мотивируют в творческом поиске, самостоятельном обучении. Притом, социальные сервисы содействуют воспитанию у школьников таких качеств, как инициативность, коллективизм» [3, с. 156]. При использовании социальных сервисов в основной школе на уроках информатике формируются новые знания, умения и навыки.
Таблица 1. Различные подходы к понятию «Социальный сервис»
Авторы |
Определения понятия «Социальный сервис» |
Т.И. Канянина |
«Социальный сервис – это интерактивный веб-сайт на котором общается группа пользователей» (Т.И. Канянина) [8]. |
К.Г. Кречетников |
«Социальный сервис – это автоматизированная социальная среда, которая объединяет всех общим интересом» (К.Г. Кречетников) [11]. |
Е.В. Оспенникова |
«Социальный сервис – это виртуальная площадка для людей, объединенных в сеть» (Е.В. Оспенникова) [18]. |
А.В. Палков |
«Социальный сервис – это специальные компьютерные ресурсы в Интернете, которые представляют общение в сети» (Д.И. Палков) [20, с. 21]. |
С.Г. Григорьев |
«Социальный сервис – это Интернет площадка, предназначенная для хранения мультимедийных материалов» (С.Г. Григорьев) [5]. |
С.В. Зенкина |
«Социальный сервис – это компьютерный ресурс, который связывает пользователей в сетевые сообщества» (С.В. Зенкина) [7]. |
А.А. Кузнецов |
«Социальный сервис – это такой коннект, который предназначен для бесплатного хранения и обменивания информации» (А.А. Кузнецов) [12]. |
М.А. Сурхаев |
«Социальный сервис – это интерактивная веб-площадка, содержащая определенную информацию, которая систематически пополняется» (М.А. Сурхаев) [28]. |
Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено Д.И. Палковым, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией,
которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.
Фактически ежеминутно производятся новые социальные сервисы, оттого на данный момент времени любая классификация является относительной. Большое количество авторов в своих научных работах акцентировали внимание данному вопросу особое внимание. Рассмотрим классификацию, представленную Е.Д. Патаракиным [21] (см. рис. 1).
Рис. 1.Классификация социальных сервисов
Совершенно очевидно, что различные из вышеперечисленных социальные сервисы характеризуются отличительным образовательным потенциалом и вернее всего будут применяться в педагогической практике. К.Г. Кречетников [11] в своей классификации в определенную группу выделяет социальные образовательные сервисы:
1. Социальный Образ – это социальный сервис для хранения
мультимедийных ресурсов, который состоит из:
«1) социальных педагогов;
2) педагогов-психологов;
3) педагогов дополнительного образования;
4) классных руководителей;
5) родителей;
6) молодых специалистов и др.» [11].
2. Дневник.Ру – это социальный сервис, который способствует для развития образовательного социального сервиса не только для учителей, учеников, но и для их родителей. Основой данного социального сервиса являются записи, изображения и мультимедиа, которые систематически пополняются.
С помощью данного социального сервиса для абсолютно каждого участника образовательного процесса предоставляется возможность приобретать основную информацию об предстоящих событиях в учреждении.
3. Проект «Открытый класс» – это такой социальный сервис, предназначенный для:
1) организации общения всех участников учебно-воспитательного процесса;
2) размышления, создания, оценивания интересных материалов в сети Интернет на конкретном сайте;
3) создания группового сплочения всех участников социального сервиса для реализации конкретного проекта;
4) общего обсуждения проблемы в социальных блогах.
4. Группа творческих учителей – это социальный сервис, главной задачей которого является не только информирование, но и обмен опытом между коллегами о современных информационных технологиях в образовании. На данном сайте можно увидеть электронные разработки авторских методических работ, которые можно использовать и прменять в открытом доступе.
5. WebLog – это социальный сетевой дневник происходящих событий, который позволяет каждому пользователю активно и свободно обмениваться материалами по сети»
6. MindMap – это интегрированный социальный Интернет-сервис, предназначенный для создания мультимедийных карт, которые содержат изображение всего процесса общего системного мышления с помощью схем» [9].
Информационная технология Web 2.0 представляется порядком планирования определенных систем, которые с помощью учёта социальных взаимодействий бывают лучше и преимущество заключается в том, что больше людей ими пользуются. Особенностью данной технологии оказывается формула привлечения пользователей к пополнению и неоднократной выверке основного информационного материала.
Вследствие внедрения новшеств в области программного обеспечения стало особенностью принять акцент с компьютерных и мультимедийных технологий на сотрудничество.
Важной особенностью технологии Web 2.0 от социальных сервисов первого поколения, является особая площадка для социального взаимодействия, она предоставляет пользователям сети Интернет создавать и редактировать содержание в группе, а также делиться информацией, хранить электронные документы и определенные ссылки.
Технология Web 2.0 – это из широких глобальных сетей, созданная в старой технологии Web 1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов. Одна из главных идей Web 2.0 – упрощение методов самовыражения.
Центром технологии web 2.0 являются прежде всего люди и их возможность самовыражаться и общаться друг с другом.
Экспоненциальный рост Web 2.0 был вызван ключевыми инновациями, такими как мобильный доступ в Интернет и социальные сети, а также почти повсеместным распространением мощных мобильных устройств, таких как iPhone и устройства на базе Android. Во втором десятилетии этого тысячелетия эти разработки позволили доминировать «приложениям», которые значительно расширили интерактивность и полезность в Интернете — например, AirBnB, Facebook (теперь Meta), Instagram, TikTok, Twitter, Uber, WhatsApp и YouTube и многие другие.
В Web 2.0 компьютеры используют протокол HTTP в форме уникальных веб-адресов для поиска информации, которая хранится в фиксированном месте, как правило, на одном сервере. С Web 2.0 информация находиться на основе ее содержимого, она может храниться в нескольких местах одновременно и, следовательно, быть децентрализованной. С Web 2.0 данные, генерируемые разрозненными и все более мощными вычислительными ресурсами, включая мобильные телефоны, настольные компьютеры, бытовую технику, транспортные средства и датчики, будут продаваться пользователями через децентрализованные сети передачи данных, гарантируя, что пользователи сохранят контроль над собственностью.
Таким образом, мы рассмотрели сущность и примеры социальных сервисов. Обратимся теперь к способам применения социальных сервисов при обучении информатике в основной школе.
Е.Д. Патаракин показывает определенные возможности социальных сервисов для педагогической практикой [22]:
«1. Использование открытых, свободных интерактивных ресурсов. Распространение социальных сервисов с каждым днем увеличивает количество материалов, которые находятся в свободном доступе и могут быть использованы в образовательном процессе.
2. Самостоятельное создание социального сетевого учебного содержания. Пользователи сами создают и заполняют виртуальную среду.
3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Перед участниками образовательного процесса открывается совершенно новая среда для развития их деятельности».
Посмотрев важные возможности социальных сервисов, должны определять виды учебной деятельности учеников с использование социальных сервисов.
П.В. Сысоев говорит, что «социальные сервисы оказываются «новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций» [25, с. 46].
Данный автор считает, что главное место среди источников информации для учебной деятельности занимают социальные сервисы, которые служат носителем учебного материала и являются хранилищем всевозможного учебного контента. Следовательно, школьники учатся анализировать работу других участников сообщества, находить ошибки и положительные стороны, переносить этот опыт на свою деятельность и планировать её с учетом выявленной информации. Как подчеркивает автор, «социальные сервисы являются не только источником учебных материалов, но и инструментом деятельности учащихся» [25, с. 34].
Конкретные виды учебной деятельности, применяются «с помощью социальных сервисов, показывают большое количество способов использования в обучении, а также целесообразное использование в образовательных целях»
[30].
Как говорит О.Г. Пронина, для применения социальных сервисов в образовательной среде нужно использовать четыре основных аспекта. Автор утверждает, что «данные аспекты положительно влияют как, в общем на процесс обучения, так и на каждого обучающегося в частности» [23, с. 94]. Рассмотрим аспекты, предложенные О.Г. Прониной (см. таблица 2).
Таблица 2. Аспекты внедрения социальных сервисов в образовании
Исследование |
Сотрудничество |
Языковая грамотность |
Публикация |
Аспекты левой колонки отражают социальные проблемы и представляют собой процессы обучения, а аспекты правой колонки указывают на коммуникационные аспекты обучения и его результат.
Рассмотрев более подробно каждый основной аспект, можно сделать вывод, что:
«1 аспект. Исследование. С применением социальных сервисов у учеников есть возможность пользоваться новыми способами в их опытах. Ученики превращаются в «экспериментаторов».
2 аспект. Языковая грамотность. С помощью социальных сервисов повышается благоприятное чувство к языку. На фоне сказанного возражается связь языка с письмом, где при помощи письменной речи вытекает высказывание мыслей обучающихся.
3 аспект. Сотрудничество. В данном аспекте осуществляется общение между пользователями в сети Интернет с применением социальных сервисов. Партнерство в конкретней среде допускает обучающимся создавать свою определенную деятельность для того чтобы выполнять осуществление групповых проектов в сети Интернет, меняться накопленным опытом, оказывать помощь друг другу в осуществлении поставленных задач.
4 аспект. Публикация. С применением социальных сервисов
осуществляется не только создание индивидуального или группового проекта в сети Интернет, но и публикация занимательных работ учеников» [23, с. 95].
На данный момент, наиболее популярными социальными сервисами при использовании на уроках информатики, являются:
1. «Использование Интернет-сайтов (BBC, LearningApps, MindMap, WebLog) в обучении информатике. Такие сайты способствуют формированию умений и навыков читательской грамотности, с использованием материалов глобальной сети Интернет; формирование мотивации к изучению информатике; расширению кругозора» [16, с. 51].
2. «Применение электронной почты в обучении информатике. Данный социальный сервис предназначен для получения и пересылки электронных сообщений, писем» [6].
3. «Использование сервисов Вики (Pbworks, MediaWiki, Wikihost) в обучении информатике. Веб-сайт предназначен для самостоятельного изменения информации на этом сайте с помощью инструментов, например вставка различных инструментов в текст, корректировка и удаление контента. С помощью сети Интернет в создании викистраниц может принимать участие неограниченное количество людей, находящиеся далеко друг от друга» [24].
4. «Применение скайпа на уроках информатики. Это бесплатное программное обеспечение, которое обеспечивает текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. Онлайн общение способствует развитию коммуникативной компетенции» [4, с. 159].
5. «Создание и использование аудиозаписей и видеозаписей с помощью подкастинга (распространение видеопередачи, видеозвука, видеоинформации) и YouTube (услуги видеохостинга). С помощью подкастов в процессе обучении можно как слушать информацию, так и создавать собственные продукты. С помощью YouTube пользователи могут просматривать, добавлять, комментировать видеозаписи» [26, с. 127].
6. «Использование блогов (интернет-дневник, онлайн-дневник, интернетжурнал) в самостоятельном изучении информатики. Блог – это сайт, в котором систематически добавляются записи и различные изображения» [27, с. 5].
Социальные сервисы активно используются в учебной деятельности и применяются на уроках с помощью различных форм, например, на учебной конференции, дискуссии, семинаре и т.д.
Рассмотрим организацию учебного процесса с применением социальных сервисов (см. рис. 2).
Рис. 2 . Организация учебного процесса с применением социальных сервисов
«Система обучения для всех школьников осуществляется в два этапа. На первом этапе, его еще называют подготовительный все определенные действия учителя соединяются с созданием конкретной модели урока и реализация учебного процесса на уроках информатики с применением социальных сервисов в основной школе. На втором этапе учителю следует руководствоваться целями применения социальных сервисов в рамках различных видов деятельности в учебном процессе» [28, с. 223].
Рассмотрим алгоритм действий при организации учебного процесса с применением социальных сервисов (см. рис. 3).
Алгоритм действий при организации учебного
I этап. Проанализировать темы уроков, которые могут быть осуществлены с применением
социальных сервисов
II этап. Проанализировать содержание темы урока, которые могут быть осуществлены с
применением социальных сервисов. И уточнить виды социальных сервисов для применения на
данном уроке.
III этап. Рассмотреть и ознакомиться с
составляющими интерфейса социального сервиса.
IV этап. Уточнить особенности применения
социальных сервисов в рамках избранной формы
организации урока.
V этап. Проанализировать возможность
специфичного инструментария сервиса, а именно
инструменты обработки размещенных материалов.
VI этап. Определить способы работы с
инструментарием сервиса для фиксации
результатов.
Рис. 3. Алгоритм действий при организация учебного процесса с применением
социальных сервисов
«Применение социальных сервисов при обучении информатике для выполнения практических заданий или создания проектов, связано с разработкой индивидуального или коллективного продукта деятельности, который может быть представлен в виде фотоальбома, сетевой презентации, публикации (буклет, открытка, визитка, календарь) вики-статьи и т.д. [13]. Выполнение данных задач во многих случаях сопровождается поиском информации в сети Интернет. Но на сегодняшний день мало дать задание для поиска информации по теме, необходимо проектировать учебные ситуации поиска информации и исследования. Это предполагает организацию отбора информации, осмысление, размышление, многослойность информации, интерактивность, что обеспечивает формирование и развитие критического (рефлексивного) мышления, способствующее оцениванию собственных действий, умению анализировать содержание» [9].
При осуществлении групповой деятельности на уроках обучающиеся могут приходить к совместному решению, обсуждать и отстаивать свою точку зрения с помощью социальных сервисов.
«Наиболее эффективным подходом использования возможностей социальных сервисов web 2.0 при организации учебной деятельности школьников является подход, который ориентирован на реализацию индивидуальных образовательных траекторий, адекватных потребностям и возможностям каждого обучаемого за счет работы над сетевым проектом»
[9, с. 43].
В следствие использования социальных сервисов мотивирует познавательную активность у учеников, повышается эффективность индивидуальной деятельности и допускает индивидуализировать и дифференцировать развитие учения. Также совершенствуются коммуникабельность, креативность, критичность мышления, творческий подход
к делу, способность к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию.
Замечательной площадкой для образовательного процесса всех участников, как учителей, так и учеников, и их родителей является применение социальных сервисов. Проведем анализ применения социальных сервисов при обучении
Анализируя просторы Интернета можно увидеть огромное количество педагогов, которые применяют социальные сервисы на уроках информатике. Рассмотрим несколько педагогов, которые применяют социальные сервисы при обучении информатике, и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения.
Первый учитель, который применяет социальные сервисы при обучении информатике это учитель ГБОУ РО «Таганрогского лицей-интерната», М.П.
Лиманская [14].
Учитель на уроках информатике использует социальный сервис опросов Google.forms (Google Формы). С помощью Google формы М.П. Лиманская проводит различные социологические опросы, которые необходимы в проектной деятельности обучающихся, а также используются при проведении научноисследовательских работ.
Второй учитель, который применяет социальные сервисы при обучении информатике это учитель школы-интерната №38 г. Новокузнецк, Н.К.
Красавина [10].
Учитель на уроках информатике использует интерактивный сервис https://learningapps.org/. С помощью такого интерактивного сервиса учитель проводит различные тесты и викторины, которые необходимы для закрепления изученного материала.
Третий учитель, который применяет социальные сервисы при обучении информатике это учитель школы-интерната №38 г. Новокузнецк, О.В.
Меркульева [15].
Учитель на своих уроках информатики использует образовательный блог. С помощью образовательного блога учитель организует образовательное пространство коллег и обучающихся, потому что для этого есть все нужные для уроков определенные занимательные материалы, записи которых находятся в конкретном месте и общедоступны с любого персонального компьютера, который обязательно имеет выход в Интернет. В блоге учитель размещает электронные тесты на Online Test Pad, которые выполняются с помощью
Google.form, интерактивные тесты и викторины с помощью социального сервиса Learning Apps.
При обучении социальных сервисов на уроках информатике можно организовать совместную продуктивную деятельность обучающихся, также у обучающихся возрастает мотивация к обучению образовательного процесса и повышается познавательная активность. Именно социальные сервисы составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий системно-деятельностного подхода.
В первой главе мы рассмотрели большое количество понятий социальных сервисов. Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.
Социальные сервисы – это как современные средства, содействующие сотрудничеству.
Открывая основу данного понятия, нами были определены несколько видов социальных сервисов по функции их использования, которые разрешают в группе находить определенную информацию, хранить мультимедийные материалы (в том числе учебные), создавать, редактировать документы, и производить коммуникацию в виртуальном мире сети Интернет.
Также нами была рассмотрена классификация отдельной группы
социальных сервисов – образовательные сервисы.
Мы пришли к выводу, что основными способами применения социальных сервисов web 2.0 являются поиск, изучение и хранение электронных учебных материалов; самостоятельное создание учебного содержания; возможность принимать участие в создание и редактирование коллективных проектов.
Технология Web 2.0 – это из широких глобальных сетей, созданная в старой технологии Web 1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов. Одна из главных идей Web 2.0 – упрощение методов самовыражения.
Центром технологии web 2.0 являются прежде всего люди и их возможность самовыражаться и общаться друг с другом.
Одна из главных идей web 2.0 – упрощение методов самовыражения.
Нами были проанализированы четыре основных аспекта представления социальных сервисов в нашем образование (исследование, языковая грамотность, сотрудничество, публикация). Данные аспекты благоприятно оказывают на процесс обучения информатики в отдельности на каждого обучающегося.
Учение для всех обучающихся происходит в два этапа. Первый этап – это подготовительный. На конкретном этапе все конкретные шаги учителя взаимосвязаны с созданием модели урока и реализации учебного процесса на уроках информатике с применением социальных сервисов в основной школе. Второй этап – основной. На данном этапе учителю следует руководствоваться целями применения социальных сервисов в рамках различных видов деятельности в учебном процессе.
В данной главе была рассмотрена роль социальных сервисов в обучении информатики на модели применения в обучении различных технологий сети Интернет – это конкретные Интернет-сайты, электронная почта, социальный сервис Вики, скайп, подкастинг, YouTube и блог. Мы пришли к выводу о том, что из всего выше сказанного данные социальные сервисы имеют огромный педагогический потенциал, показывая собой дополнительные научнометодические материалы.
Для организации учебного процесса с применением социальных сервисов мы рассмотрели алгоритм действий. Отбор и применение социальных сервисов при обучении информатике в основной школе должны содержать не только дидактические возможности и методические функции социальных сервисов, но и анализ потребностей образовательного процесса обучения информатике.
Учебная деятельность с использованием социальных сервисов, предоставляет доступ к большему объему информации. В процессе обучения осуществляется развитие опыта групповой деятельности, конструирование багажа знаний, налаживание активного коммуникационного процесса.
Применение социальных сервисов при обучении информатике даёт возможность достижения образовательных результатов. В итоге происходит стимулирование познавательного интереса школьников, возрастает интерес к индивидуальной работе, происходит саморазвитие и самосовершенствование. У ребят наблюдается любознательность, оптимизм и творческий подход к делу. Вдобавок мы провели анализ применения социальных сервисов при обучении информатике.
Глава 2. Методико-дидактические материалы, направленные на применение социальных сервисов при обучении информатике в основной школе
Методические рекомендации и указания к уроку №1 по организации учебной деятельности с применением социальных сервисов. При выполнении заданий на этапе пробного учебного действия и самостоятельной работы, рекомендуется повторить следующие понятия: алгоритм, различные способы записи алгоритмов. На этапе первичное закрепление нового знания организовать практическую работу исследовательского характера, предложив ученикам самостоятельное задание. Данные практические задания на занятии позволяют научить обучающихся формулировать проблему и систематизировать знания. На данном уроке с применением социальных сервисов повышается познавательная активность и возрастает эффективность самостоятельной работы.
Таблица 3 . Фрагмент технологической карты урока №1 по теме «Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов»
|
Описание урока |
||
Предмет |
Информатика |
Дата проведения |
|
Класс |
8 |
||
Учитель |
|
||
Базовый учебник |
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 165 с. |
||
Тема урока |
Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов |
||
Тип урока |
Закрепление приобретенных знаний |
||
Цели урока (деятельностная, содержательная) |
Деятельностная: создать условия для формирования у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации способов познакомить обучающихся с понятием алгоритм, способы записи алгоритмов в процессе организации самостоятельной работы в группах под контролем учителя, формирования способности обучающихся к новому способу действия. Содержательная: научить обобщению материала по теме, развивать умения строить теоретические предложения о дальнейшем развитии темы, научить применять знания для решения задач и обозначить их значения для дальнейшего изучения. |
||
Задачи урока |
- способствовать развитию навыков сотрудничества и коммуникации при выполнении заданий в группах, вдумчивого чтения, экологического мышления при решении межпредметных задач; - усилить и систематизировать теоретические знания. |
||
Используемые педагогические технологии, методы |
Технологии: личностно-ориентированная. Методы: упражнения, наблюдение и постановка вопроса.
|
||
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная. |
||
Оборудование |
Учебник Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 165 с; социальные сервисы; интерактивная доска; компьютеры. |
||
Межпредметные связи |
Математика |
Продолжение таблицы 3
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Личностные Серьезное отношение к благополучной учебной деятельности |
Метапредметные Познавательные: правильное применение знаний, находить ответы на вопросы, вычислительная работа. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Предметные общие представления об алгоритмах; умение приводить примеры способов записей алгоритмов; умение работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
|||
Основные понятия |
Алгоритм, алгоритмические структуры. |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этапы урока Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе
|
Деятельность учителя, задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность обучающихся |
Развиваемые УУД |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Этап первичное закрепление нового знания. Цель: организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Форма работы: фронтальная. Методы: упражнения.
|
На данном этапе происходит знакомство учеников с web – сервисом draw.io. С применением интерактивной доски учитель выводит на экран окно сервиса и рассказывает об основных его функциях, которые используются для построения блок – схем. Далее дает ученикам следующее задание: Нарисовать в тетради блок – схему, с помощью данного сервиса. |
Получают новы знания, которые пригодятся для выполнения данного задания. Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания. |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: правильное применение знаний. Коммуникативные: высказывать свое предположение. |
||
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Этап самостоятельной работы. Цель: достижения цели пробного учебного действия. Форма работы: индивидуальная. Методы: практический.
|
Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания: Задание 1 уровня (репродуктивный уровень) на оценку «3»: пройти тестирование по теме: «Алгоритм, способы записи алгоритмов». https://onlinetestpad.com/ru/test/853998sposoby-zapisi-algoritmov Задание 2 уровня (реконструктивный уровень) на оценку «4»: изобразить алгоритмическую конструкцию вида «цикл с постусловием». Задание 3 уровня (креативный уровень) на оценку «5»: представьте с помощью блок-схемы алгоритм решения следующей задачи: Вводятся оценки за контрольные работы по физике и математике. Введите «Молодец», если их сумма равна или больше 8, в противном случае выведите «Подтянись». |
Учащиеся тестирование |
выполняют |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: вычислительная работа. |
Методические рекомендации и указания к уроку №2 по организации учебной деятельности с применением социальных сервисов. При выполнении заданий на этапе пробного учебного действия и самостоятельной работы, рекомендуется повторить следующие понятия: гиперссылки; что это такое? И как их создавать. На этапе первичное закрепление нового знания организовать практическую работу исследовательского характера, предложив ученикам самостоятельное задание. Данные практические задания на занятии позволяют научить обучающихся самостоятельно искать информацию и самостоятельно выполнять работу. На данном уроке с применением социальных сервисов повышается мотивация в обучении и возрастает эффективность самостоятельной работы.
Таблица 4. Фрагмент технологической карты урока №2 по теме «Гиперссылки»
|
Описание урока |
||
Предмет |
Информатика |
Дата проведения |
|
Класс |
9 |
||
Учитель |
|
||
Базовый учебник |
Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 341 с. |
||
Тема урока |
Гиперссылки |
||
Тип урока |
Закрепление нового знания |
||
Цели урока (деятельностная, содержательная) |
Деятельностная: создать условия для формирования у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации способов познакомить обучающихся с понятием гиперссылки, способы записи алгоритмов в процессе организации самостоятельной работы в группах под контролем учителя, формирования способности обучающихся к новому способу действия. Содержательная: научить обобщению материала по теме, развивать умения строить теоретические предложения о дальнейшем развитии темы, научить применять знания для решения задач и обозначить их значения для дальнейшего изучения. |
||
Задачи урока |
- способствовать развитию навыков сотрудничества и коммуникации при выполнении заданий в группах, вдумчивого чтения, экологического мышления при решении межпредметных задач; - углубить и систематизировать теоретические знания. |
||
Используемые педагогические технологии, методы |
Технологии: личностно-ориентированная. Методы: упражнения, наблюдение и постановка вопроса.
|
||
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная. |
||
Оборудование |
Учебник Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 341 с.; социальные сервисы; интерактивная доска; компьютеры. |
||
Межпредметные связи |
Математика |
Продолжение таблицы 4
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Личностные Серьезное отношение к благоприятной учебной деятельности |
Метапредметные Познавательные: правильное применение знаний, находить ответы на вопросы, вычислительная работа. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Предметные общие представления о гиперссылках; умение делать гиперссылки; умение работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
|||
Основные понятия |
Гиперссылка |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этапы урока Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе
|
Деятельность учителя, задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность обучающихся |
Развиваемые УУД |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Этап первичное закрепление нового знания. Цель: организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Форма работы: фронтальная. Методы: упражнения.
|
Работа на компьютерах с применением социального сервиса https://learningapps.org. Задание 1 уровня (репродуктивный уровень) на оценку «3»: выполнить интерактивное упражнение в виде сканворда, где нужно найти слова, выделив их мышью https://learningapps.org/513893. Задание 2 уровня (креативный уровень) на оценку «4» и «5»: составить свой интерактивный сканворд в социальном сервисе https://learningapps.org. 5 вопросов на оценку «4», 10 вопросов на оценку «5». |
Получают новы знания, которые пригодятся для выполнения данного задания. Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания. |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: правильное применение знаний. Коммуникативные: высказывать свое предположение. |
||
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Этап самостоятельной работы. Цель: достижения цели пробного учебного действия. Форма работы: индивидуальная. Методы: практический.
|
Учитель предлагает учащимся пройти по ссылке и пройти тестирование по теме: «Гиперссылки». https://vs- 9.com/tests/show_test.php?id=12 |
Учащиеся тестирование |
выполняют |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: вычислительная работа. |
Методические рекомендации и указания к уроку №3 по организации учебной деятельности с применением социальных сервисов. При выполнении заданий на этапе актуализации и пробного учебного действия, рекомендуется повторить следующие понятия: графический редактор. На этапе первичное закрепление нового знания организовать практическую работу исследовательского характера, предложив ученикам самостоятельное задание. Данные исследовательские задачи на занятии позволяют научить обучающихся формулировать проблему и систематизировать знания. На данном уроке с применением социальных сервисов повышается познавательная активность и возрастает эффективность самостоятельной работы. Ребенок на этапе первичное закрепление нового знания развивает креативность и критическое мышление.
Таблица 5. Фрагмент технологической карты урока № 3 по теме «Графический редактор»
|
Описание урока |
||
Предмет |
Информатика |
Дата проведения |
|
Класс |
8 |
||
Учитель |
|
||
Базовый учебник |
Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 341 с. |
||
Тема урока |
Графический редактор |
||
Тип урока |
Закрепление нового знания |
||
Цели урока (деятельностная, содержательная) |
Деятельностная: создать условия для формирования у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации способов познакомить обучающихся с понятием гиперссылки, способы записи алгоритмов в процессе организации самостоятельной работы в группах под контролем учителя, формирования способности обучающихся к новому способу действия. Содержательная: научить обобщению материала по теме, развивать умения строить теоретические предложения о дальнейшем развитии темы, научить применять знания для решения задач и обозначить их значения для дальнейшего изучения. |
||
Задачи урока |
- способствовать развитию навыков сотрудничества и коммуникации при выполнении заданий в группах, вдумчивого чтения, экологического мышления при решении межпредметных задач; - углубить и систематизировать теоретические знания. |
||
Используемые педагогические технологии, методы |
Технологии: личностно-ориентированная. Методы: упражнения, наблюдение и постановка вопроса.
|
||
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная. |
||
Оборудование |
Учебник Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 341 с.; социальные сервисы; интерактивная доска; компьютеры. |
||
Межпредметные связи |
Математика |
Продолжение таблицы 5
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Личностные Серьезное отношение к благоприятной учебной деятельности |
Метапредметные Познавательные: правильное применение знаний, находить ответы на вопросы, вычислительная работа. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Предметные общие представления о графическом редакторе; умение пользоваться графическим редактором; умение работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
|||
Основные понятия |
Графический редактор |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этапы урока Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе
|
Деятельность учителя, задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность обучающихся |
Развиваемые УУД |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Форма работы: фронтальная. Методы: упражнения. |
На данном этапе для учеников предоставляется выбор просмотреть некоторые социальные сервисы сети «Интернет». Акцентировать особое внимание на графических сервисах. Далее вместе с учащимися заходят на социальный сервис Canva.com и вспоминают его интерфейс. |
Получают новы знания, которые пригодятся для выполнения данного задания. Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.
|
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: правильное применение знаний. Коммуникативные: высказывать свое предположение. |
||
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
Этап первичное закрепление нового знания. Цель: научить обучающихся структуризации полученного знания. Форма работы: индивидуальная. Методы: упражнения.
|
Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания по теме: «Графический редактор». Задание 1 уровня (репродуктивный уровень) на оценку «3»: создать электронную открытку по шаблону в графическом редакторе Canva.com. Задание 2 уровня (реконструктивный уровень) на оценку «4»: использовать инструменты кривая линия и окружность для создания открытки в графическом редакторе Canva.com. Задание 3 уровня (креативный уровень) на оценку «5»: придумать свою креативную открытку, используя различные элементы. |
Учащиеся выполняют задание учителя |
Личностные: умение проводить самооценку. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: находить ответы на вопросы. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
Этап самостоятельной работы. Цель: достижения цели пробного учебного действия. Форма работы: индивидуальная. Методы: практический.
|
Пройти по ссылке и выполнить задание https://onlinetestpad.com/ru/test/12074graficheskie-redaktory
|
Учащиеся выполняют тестирование |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: вычислительная работа. |
На данных уроках информатики организовалась деятельность на основании индивидуальных образовательных траекторий. На разных этапах урока были представлены практические задания разного уровня сложности
(репродуктивный, реконструктивный и креативный уровень).
Также нами создана индивидуальная карта ученика (см. таблица 6). Обучающиеся используют свои знания для реализации поставленных задач, осуществляют самоконтроль и производят коррекцию своих действий, а также применяют навыки индивидуальной работы.
Таблица 6. Индивидуальная карта ученика
Срок сдачи |
Тема урока |
Задания по группам |
Индивидуальное задание |
Подпись ученика |
Подпись учителя |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная траектория одна из ведущих характеристик учебной деятельности и представляет образовательную программу своеобразной моделью для путей достижения образовательных целей, где все зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего.
В процессе решения данных заданий на уроках информатике в основной школе у обучающихся с помощью социальных сервисов будет развиваться познавательная активность: выдвижение гипотезы и ее обоснование, формулирование проблемы, самостоятельные способы нахождения решения в различных ситуациях, систематизация и накопление знаний, способность мыслить нестандартным способом, что направлено на развитие логического и творческого мышления.
Таким образом, использование практических заданий на уроках информатике с применением социальных сервисов поможет обучающимся самостоятельно организовывать поиск решения проблемы, повысить интерес и склонность к научно-поисковой деятельности.
Опираясь на результаты нашей работы, мы решили разработать практические задания, которые могут быть использованы при обучении информатике с помощью социальных сервисов.
Данные практико-ориентированные задания представлены для учителей основной школы, студентов педагогических средних и высших учебных заведений. Данные задания ориентированы на улучшение коммуникативных компетенций обучающихся при помощи Интернет-технологий.
С помощью таких практических заданий планируется достижение следующих образовательных результатов: описывать понятия, делать обобщения, порождать аналоги, конкретизировать, излагать способы действий в конкретных рамках предложенные действия, развивать ИКТ-компетенции.
Практическое задание №1.
Тема: устройство и назначение персонального компьютера.
Цель: ознакомить обучающих с назначением и устройствами персонального компьютера, а также расширить знания о персональном компьютере.
Планируемые результаты: развитие умений определять понятия, сравнивать; развитие навыков смыслового чтения; развитие ИКТ-компетенции. Ход выполнения практического задания:
1. Создать свою учетною запись, затем войти и в «Заключительной таблице» открыть по ссылке практическое задание №1.
2. Скопировать в своё облачное хранилище, в имени файла указать ФИО.
3. Выполнить данное задание.
4. Предоставить допуск своему учителю для пояснений.
5. Опубликовать ссылку на свое сделанное задание в «Заключительной таблице».
Данное практическое задание предназначено для индивидуальной работы учащихся. Обучающимся предлагается провести сравнительный анализ между определениями понятий и на их основе сформулировать своё.
Данное практическое задание носит поисковый характер, для его выполнения учащимся предлагается воспользоваться не только учебником, но и сетью Интернет. В этом задании предусмотрена работа в ресурсе http://LearningApps.org (см. Приложение 1), который представляет собой интерактивный рабочий лист.
Практическое задание №2.
Тема: создание интерактивной презентации.
Цель: научить создавать интерактивные презентации.
Планируемые результаты: развитие умений анализировать, развитие поисковых навыков и исследовательской деятельности; развитие умения самостоятельно планировать свою работу; развитие творческого подхода к выполнению работы; формирование ИКТ-компетенции.
Ход выполнения практического задания:
1. В «Итоговой таблице» практическое задание №2 открыть ссылку социального сервиса https://Prezi.com/.
2. Авторизоваться в социальном сервисе с помощью аккаунта Google. Если нет аккаунта Google, то нужно создать.
3. Выбрать понравившийся и подходящий по теме шаблон для твоей презентации.
4. Задания 1 уровня (репродуктивный уровень) на оценку «3»:
Выполнить классификацию программного обеспечения ПК, используя ресурсы сети Интернет.
Задания 2 уровня (реконструктивный уровень) на оценку «4»:
Указать примеры программного обеспечения на основании анализа своего компьютера.
Задания 3 уровня (креативный уровень) на оценку «5»:
1. Разместить презентацию и открыть доступ к ссылке на выполненное задание в «Заключительной таблице».
2. Разработать рекомендации по оснащению ПО школьника.
5. Опубликовать свою презентацию и разместить ссылку на выполненное задание в «Заключительной таблице».
Данное практическое задание рассчитано на индивидуальное выполнение.
Обучающиеся учатся находить информацию, классифицировать ее и оформлять схематично. Приводить примеры, анализируя программное обеспечение своего компьютера. Приобретают опыт работы с сервисом по созданию презентаций Prezi.com. Могут реализовать свой творческий потенциал..
Все практические задания направлены на самостоятельную работу обучающихся как во время урока, так и во внеурочное время. А также могут быть рассмотрены в качестве домашнего задания после изучения отдельной темы или какого-либо раздела. Целью данных практических заданий является закрепление теоретических знаний и практических умений обучающихся в ИКТ-среде согласно требованиям стандарта и образовательной программы по информатике
При решении практических заданий на уроках информатики организовалась деятельность на основании индивидуальных образовательных траекторий.
2.3. Апробация применения социальных сервисов при обучении
При групповой работе у учеников растет объем знаний, осознанность важности понимания всего изученного материала, развивается познавательная активность, творческая индивидуальность обучающихся.
Учитель организует дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам: принимает во внимание склонность при делении класса на малые группы, учитывает их способности, принимает к сведению темп работы и уделяет внимание «слабым» детям.
Делая акцент на методику, предложенную в трудах О.Л. Мнацаканян [17],
мы разработали измерительные материалы для определения уровня познавательной активности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ Новочановской СОШ, с. Новочановское, Барабинский район, Новосибирская область. В эксперименте принимали участие 35 учащихся 7-8 классов. Для оценки результатов обучения по предложенной методике были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
В ходе организации и проведения педагогического эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. Проверить успешность освоения обучающимися разделов «Информация и информационные процессы», «Обработка графической и текстовой информации», «Информационные технологии в обществе».
2. Выявить уровни познавательной активности школьников:
- умение находить нужную информацию;
- умение критически анализировать получаемую информацию; - умение быстро принимать решение.
3. Проверить уровень развития коммуникативных навыков обучающихся.
При выявлении эффективности разработанной методики мы использовали такие методы, как наблюдение за учебной деятельностью школьников, беседы с учителями и обучающимися, анкетирование.
Основной задачей этого эксперимента являлось узнать уровень познавательной активности учеников. В результате мы выяснили, что он не слишком высок, а так же обнаружили низкий уровень усвоения курса информатики.
Целью формирующего этапа эксперимента была проверка эффективности предложенной методики с использованием социальных сервисов. В экспериментальной группе (18 обучающихся) обучение информатике проводилось с применением социальных сервисов. Учащиеся контрольной группы (17 обучающихся) изучали курс по традиционной методике.
Мониторинг результатов происходил при помощи тестирования и контрольной работы.
Оценивая результаты выполнения контрольной работы и итогового теста, мы основывались на хорошо принятые в педагогической практике уровни сформированности умений – это низкий, средний и высокий.
Результаты анализа итогов теста, а также контрольной работы приведены в таблице 6 и отображены на диаграмме (см. рис.4):
Таблица 6. Результаты контрольной работы в экспериментальной и контрольной группах
Группа обучающихся |
Количество обучающихся |
Результаты выполнения контрольной работы |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
||
Контрольная группа |
17 |
8 |
47% |
7 |
41% |
2 |
12% |
Экспериментальная группа |
18 |
3 |
17% |
6 |
33% |
9 |
50% |
Рис. 4. Результаты выполнения контрольной работы
Глядя на таблицу 7 и диаграмму на рисунке 5, можно увидеть, что ученики
экспериментальной группы показывают результаты высокого уровня в сравнении с результатами контрольной группы.
Положительное воздействие эксперимента можно определить по изменению уровня мотивации и познавательной активности обучающихся с помощью наблюдения, бесед, анкетирования. Целью анкетирования являлась проверка уровней развития познавательной активности школьников в начале и конце проведенного эксперимента.
Таблица 7. Уровень познавательной активности обучающихся в
экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента
Уровень познавательной активности |
Количество учащихся |
|||
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
|||
Контрольная группа |
Эксперимента льная группа |
Контрольная группа |
Экспериментал ьная группа |
|
Низкий |
11 |
12 |
9 |
4 |
Средний |
5 |
2 |
3 |
1 |
Высокий |
2 |
3 |
6 |
12 |
Рис. 5. Уровень познавательной активности обучающихся в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента
В ходе эксперимента произошло повышение мотивации учебной деятельности обучающихся экспериментальной группы, повысился интерес к выбору профиля будущей профессиональной деятельности, развитие умения вступать в диалог, отстаивая собственную позицию, возросло желание работать в группе, обсуждая предложенную проблему. Можно сделать вывод, что результаты данного эксперимента показали успешность разработанной методики применения социальных сервисов при обучении информатике.
В рамках практической части данной работы были разработаны фрагменты технологических карт на уроках информатики с помощью социальных сервисов в обучении школьников.
При этом мы рассмотрели методику организации обучения учеников при изучении информатики с применением социальных сервисов в основной школе. Также были разработаны практические задания, которые можно использовать в учебной деятельности на основе применения социальных сервисов при изучении информатики. Данные упражнения индивидуализированные и пересекаются с главными этапами применения средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения обучающимися. Задания вырабатывают индивидуальность обучающегося в усвоении изучаемых понятий.
Также в данной главе была проведена апробация по применению социальных сервисов при обучении информатике в основной школе.
Так в результате применения социальных сервисов растет познавательный интерес и повышается эффективность самостоятельной работы у обучающихся, что позволяет учителю индивидуализировать процесс обучения информатике.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать ряд выводов. Мы определили сущность и содержание понятия социального сервиса. В нынешнее время социальный сервис обрёл большую популярность.
В рамках выпускной работы мы рассмотрели понятие социальных сервисов. Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и
самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта. Дополнительно мы проанализировали классификацию отдельной группы социальных сервисов – это образовательные сервисы.
Также нами были рассмотрены основные четыре аспекта продвижения социальных сервисов в процессе получения образование – это исследование, грамотность языковая, сотрудничество, публикация, которые благоприятно оказывают влияние на процесс обучения информатики на каждого ученика.
В рамках практической части данной работы были разработаны фрагменты технологических карт уроков по информатике с помощью социальных сервисов в обучении школьников.
Также были разработаны практические задания, которые можно использовать в процессе обучения информатике с применением социальных сервисов. Данные задания индивидуализированны и пересекаются с главными этапами применения средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения обучающимися, вырабатывают индивидуальность обучающегося в усвоении изучаемых понятий.
В предлагаемой методике особое место занимает принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Также в данной главе была проведена апробация по применению социальных сервисов при обучении информатике в основной школе. По итогам результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики использования социальных сетевых сервисов при обучении информатике
Исходя из вышесказанного применение социальных сервисов способствует
повышению познавательного интереса школьников, возрастает самостоятельность индивидуальной работы, что дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, более рационально использовать различные виды работы на уроке при этом находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
В результате выполнения выпускной работы все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения
28.04.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 31 мая 2021 г. № 287 // Федеральные государственные образовательные стандарты. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 28.04.2022).
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова – М.: Пер Сэ, 2001. – 238 с.
4. Андреева И.А. Обучение говорению старшеклассников на уроках английского языка на основе информационных технологий / И.А. Андреева, О.Б.
Шепелина // Инновационная наука. — 2015. — Т. 2. — № 5 (5). — С. 159-160. —
[Электронный ресурс]. — URL:
http://elibrary.ru/download/elibrary_23484689_27980172.pdf (дата обращения:
08.02.2022).
5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования новая учебная дисциплина. // Материалы XVI Международной конференции
«Применение новых технологий в образовании». - Троицк: МОО ФНТО
«Байтик», 2005. - С. 102-104.
6. Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным
языкам: учебнометодическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов [и др.] / под ред. проф. Р. Х. Лапытова. — Казань: КГУ, 2009. — [Электронный ресурс]. — URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения:
17.04.2022).
7. Зенкина C.B. Информационно-коммуникационная среда,
ориентированная на новые образовательные результаты монография М.: Просвещение, 2007. - 78 с.
8. Канянина Т.И. Социальные сервисы в проектной деятельности педагогов и школьников : учеб.-метод. пособие / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, Л.А. Шевцова; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования
"Нижегород. ин-т развития образования". — Н. Новгород: НИРО, 2011. — 102 с. 9. Карманова Е. В., Яковенко М. А. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе : учеб.-метод. пособие. — Магнитогорск : МаГУ, 2008. — 59 с.
10. Красавина Н.К. Образовательный блог / Цифровой ресурс
http://knk38.blogspot.com/p/blog-page_4.html
11. Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. — 2010. — № 3. — С. 45-50.
12. Кузнецов A.A. Основы общей теории и методики обучения информатике/ под ред. А.А.Кузнецова. М: Бином. Лаборатория знаний, 2010.-207 с.
13. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: издательство
Омского гос. пед. университета, 1999. -317 с.175
14. Лиманская М.П. Сайт учителя https://nsportal.ru/limanskaya-marinapetrovna
15. Меркульева О.В. Сайт учителя http://mamontovaov.blogspot.com/
16. Мильруд Р.П. Информационно-педагогические технологии
обучения иностранным языкам на базе WEB 2.0 / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 6. — С. 51-59.
17. Мнацаканян О.Л. Методика использования социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Мнацаканян Ольга Леонидовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-135.
18. Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 46-51.
19. Павлов Д.И. Изменения в реализации курса информатики на уровне основного общего образования в свете введения новой редакции ФГОС ООО // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернетконференции, Москва, 19–24 апреля 2022 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 829.
20. Палкова А.В. Блог «Интернет-технологии в образовательном процессе». — 2010. — [Электронный ресурс]. — URL: http://annapalkova.wordpress.com (дата обращения: 21.02.2017).
21. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0
— М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с. 22. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.
23. Пронина О.Г. Использование технологии web 2.0 в обучении иностранному языку в вузе // Язык и культура. — 2010. — № 1(9). — С. 92-98.
24. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2006. —
[Электронный ресурс]. — URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005453/mto002.pdf (дата обращения: 19.02.2017).
25. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. — 2012. — № 4. — С. 115-127.
26. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. — 2012. — № 1. — С. 120-133.
27. Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С. 2-8.
28. Сурхаев М.А. Развитие системы подготовки будущих
учителейинформатики для работы в условиях новой информационпокомунпикационной образовательной среде: дис. .докт. пед. наук.
1. Москва, 2010.-332 с.
29. Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия // Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении: сб. науч. тр. / под ред. Смирновой З.Ю. — СПб, РЦОКОиИТ, 2008. — С. 63-80.
30. Федорова Г.А. Образовательные ресурсы INTERNET в профессиональной деятельности учителей-предметников // Повышение квалификации педагогических кадров по программе INTEL «Обучение для будущего»: Опыт и перспективы развития регионального Центра компьютерных технологий обучения на базе ОмГПУ: Материалы научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С. 46-48.
Приложение 1
Скриншот ресурса LearningApps.org для практического задания №1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.