ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:
ü Информационно – коммуникационная технология
ü Технология развития критического мышления
ü Проектная технология
ü Технология развивающего обучения
ü Здоровьесберегающие технологии
ü Технология проблемного обучения
ü Игровые технологии
ü Модульная технология
ü Технология мастерских
ü Кейс – технология
ü Технология интегрированного обучения
ü Педагогика сотрудничества.
ü Технологии уровневой дифференциации
ü Групповые технологии.
ü Традиционные технологии (классно-урочная система)
Рассмотрим наиболее часто используемые мною технологии на уроках физики:
1. Информационно – коммуникационная технология
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока физики:
— самостоятельное обучение;
— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование);
— использование тренинговых (тренировочных) программ;
— использование диагностических и контролирующих материалов;
— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
— использование компьютера для вычислений, построения графиков;
— использование информационно-справочных программ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Например: использование электронного приложения "Живая физика". (рис. 1). «Живая физика» - это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения чертежей и их исследования. Она дает возможность «открывать» и проверять физические факты. Программа позволяет "оживлять" чертежи, плавно изменяя положение исходных точек.
рис. 1
2. Технология развития критического мышления
Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание
Основные методические приемы развития критического мышления:
ü прием «Кластер»,
ü учебно-мозговой штурм,
ü прием «Инсерт»,
ü Приём «Знаю...Хочу узнать...Узнал…»
3. Проектная технология
Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является «Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Например: Урок физики 8 класс.
Этапы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный |
Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам движения) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план |
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах |
Поисковый |
Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках движения, запись материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. |
Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый |
Оформление своего проекта, защита его |
Оказывает помощь в оформлении |
Рефлексия |
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» |
Оценивание каждого участника проекта. |
В итоге общим итогом деятельности всех участников и групп становится создание классификации движения.
4. Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Например. «Прямоугольная система координат на плоскости»
Игра «Соревнование художников» (рис. 3). На карточке записаны координаты точек. Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущим отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным
заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и
записать координаты вершин.
рис. 3
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание
"Всё новое - это хорошо забытое старое."
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.