Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики
Оценка 4.9

Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
7 кл—9 кл
12.06.2020
Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики
В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Известно, что задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний, основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления и т.д.
Мастер - класс по теме Применение ителлект карт при обобщении и систематизации знаний.docx

 Мастер-класс: «Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики»

 

Цель мастер-класса –познакомить учителей с технологией использования интеллект-карт на уроках физики.

Задачи мастер-класса:

Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.

- Мотивация слушателей на освоение технологии интеллект-карт в обучении.

- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Актуальность использования интеллект-карт в обучении физике:

- Активизация индивидуальных, личностных мотивов в процессе усвоения учебной информации.

 - Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.

 - Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны физических явлений.

 - Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.

Основные этапы мастер-класса:

I. Теоретический этап. Представление педагогической концепции технологии.

II. Практический этап.Моделирование занятия на основе данной технологии. Презентация результатов работы в группах.

III. Рефлексия.  Дискуссия по результатам деятельности.

 

Первый этап.

Теоретическая часть «Методика использования интеллект-карт на уроках физики»

                                                                              Расскажи – и я забуду,

                                                                                        покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица.)

 

 

В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

       Известно, что задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний, основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления и т.д.

В процессе своей работы я заметила снижение интереса учащихся к физике. Часто ученики задают неизменный вопрос: «Зачем нам это надо знать и как нам это пригодится в жизни?» Изучая новые образовательные и информационные технологии, применяя некоторые из них на своих уроках, я отметила главный принцип - при реализации новых стандартов, наиболее эффективным, является применение знаний для расширения жизненного опыта. Считаю, что это способствует активному и целенаправленному характеру деятельности учащихся, помогает приобрести глубокие знания и создаетпривычку пристально вглядываться в жизнь, накапливать знания «про запас».

Психологи отмечают, что знания учащихся более глубокие и прочные, если они прошли систематизацию и обобщение.В связи с этим, организация специальной работы по обобщению и систематизации знаний – это главное направление моей педагогической деятельности.

В процессе систематизации внимание и деятельность учащихся направлены на выделение главного, на объединение множества изолированных фактов в группы, что позволяет упорядочить знания, разгрузить память, более полно охватить и осмыслить информацию.

Отбор учебного материала идет с учетом системы: изучается ряд явлений, связанных между собой, и одновременно с учетом принципа «от простого - к сложному».

Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение информации, а результаты затем используются и подытоживаются в систематизации.

На одном из семинаров в нашей школе я познакомилась с новой технологией в обучении – это составление интеллект - карт по различным школьным предметам. Изучив более подробно данный метод, я начала применять его в 7-х классах.Данная технология может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями предметниками.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Эта технология привлекла меня своей нестандартностью, открыла передо мной большие практические возможности.

Метод интеллект-картспособствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету[1].

Обучение составлению интеллект-карт по физике в процессе моей  работы с учащимися происходило постепенно: сначала - анализ уже готового образца карты, затем - совместное составление интеллект-карты, а потом индивидуальная работа дома. Как показал мой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Интеллект-карта – это графическое представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея[3]..

Первым теорию интеллект-карт или «mindmap» придумал Тони Бьюзен - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. С помощью знаний в области памяти Тони Бьюзену удалось установить рекорд в запоминании больших объемов информации. Он также обладатель наибольшего в мире уровня «коэффициента творческого мышления».

Интеллект-карты или карты мыслей, ассоциативные карты, майндмэпы, являются графическим отображением не только системы человеческого мышления, а и той информации, которую идет к нам извне[2].

Основное правило построения интеллект - карт гласит: «Интеллект-карта представляет информацию в графическом виде». Это является главной, отличающей от конспекта особенностью интеллект - карт. Вместо того чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы, графа. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками. Интеллект-карты предназначены для визуализации различных сведений, данных, а также лучшего их запоминания[1].

Интеллект - карты можноиспользовать не только для систематизации и обобщения знаний, но и длязапоминания сложного материала, передачиинформации,прояснения для себя какого-либо вопроса,а также при подготовке к ЕГЭ и ГИА и др.

В создании интеллект - карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая,механическая.Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности[1].Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Очень важное условие в работе с интеллект - картой: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.Интеллект-карта- это своего рода реклама темы или раздела. Её яркость и красочность привлекает внимание учащихся.Интеллект-карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера[3].

Можно однозначно сказать, что использование этого метода способствует:

• обучению (на запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации);

•  концентрации (особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается, не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания);

• запоминанию (запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить, в дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится, у учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором);

• мышлению (мышление становится более чётким и гибким, дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей и активизации творческих способностей);

•  мотивации учебной деятельности.

Самый простой, но эффективный способ создания интеллект-карты — это своими руками с помощью большого листа бумаги, фломастеров, цветных карандашей и т. п.Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты[4].Рекомендации по составлению и рисованию интеллект-карты даны в приложениях 1,2.

Второй этап.

Практическая часть «Моделирование урока с использованием интеллект-карт».

Имитация урока.

Урок-дискуссия по теме: «Сила трения – польза или вред?»

Цель урока: обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения учащихся по теме «Сила трения» в процессе дискуссии и составления  интеллект-карты, создать условия для увлекательной познавательной деятельности учащихся.

Основное содержание учебного материала. Гипотеза - сила трения приносит и вред и пользу. Причины трения. Ученые-исследователи трения.

Ход урока.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые коллеги - исследователи! Я рада вас  видеть на уроке  икаждому желаю    хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра и еще раз добра. Русская  пословица гласит «Нет худа без добра, а добра без худа». О чем это я? Уже заинтригованы? Тогда начнем.

Основная часть.

Трение – это явление, которое нам встречается во всех областях знаний. Для знакомства с практическим использованием этого явления представляем обобщенную презентацию, созданную учащимися при подготовке к уроку. Презентации 1-4 групп – «Трение в биологии», «Трение в географии», «Трение в спорте», «Трение в технике».

Смогли ли мы с вами ответить на вопрос: полезное трение или вредное?Выдвигаем гипотезу- сила трения приносит и вред и пользу. Для проверки справедливости гипотезы  предлагаю провести дискуссию. Напоминаю о правилах ведения дискуссии:

1)  Мы слушаем и слышим друг друга.

2) Каждый имеет возможность высказаться.

3) Учитываются все мнения и предложения.

4) Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения.

5) Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.

     Напоминаю, всегда помните о цели дискуссии, а она состоит в том, чтобы найти истину, решение, выход.

В дискуссии участвуют две группы. Первая группа приводит аргументы о пользе силы трения, вторая группа – аргументы о вредном действии силы трения. Все аргументы записываются одним представителем из группы на доске (Приложение3,Фото1,2).  Учащиеся активно включаются в дискуссию. Гипотеза доказана.Учащиеся делают вывод: невозможно однозначно сказать, трение – это хорошо или плохо? От нас требуется – научиться использовать трение на пользу. А для этого что необходимо?  Правильно: учить физику!

Меняем вид деятельности (как известно, этот способ хорошо снимает напряжение после дискуссии и позволяет отдохнуть на уроке, одновременно познавая физику).

Обобщение и систематизация знаний.

       Изучаем физику, играя и рисуя. Раздаю листы белой бумаги формата А4 и прошу приготовить карандаши и фломастеры. Напоминаю или сообщаю (для новичков) основные рекомендации по изготовлению интеллект-карт. За самые подробные, красочные и информативные интеллект-карты выставляю оценки. Остальные интеллект-карты рекомендую дополнить и доработать. На следующем уроке опрос учащихся проводим, используя нарисованную учащимися интеллект-карту. Метод интеллект-карт эффективен как при работе в группах, так и индивидуально (Приложение 3, Фото 2,3). Отмечу, если возникают споры по поводу цвета, образа и расположения объектов на интеллект-карте, которые могут помешать процессу обучения, то следует применить  индивидуальную форму работы с учащимися.

Домашнее задание. Написать рассказ на тему «Если бы не было силы трения, то…».

 

Третий этап.

Рефлексия. Обсуждение результатов деятельности.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56e97bacb1f8a/img_user_file_56e97bacb1f8a_12.jpg

 

Заключение.

Я убеждена, и практика это доказывает, что метод интеллект-картобладает уникальной особенностью – позволяет обобщать и систематизировать огромные массивы информации, не теряя при этом конкретные элементы этой информации. «Свернутая в клубочек»  информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.

Использование инновационных методов в обучении, в частности метода интеллект-карт, оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.

3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2005

4. Интернет : статья Бехтерев С. «Основные принципы работ интеллект- карт»

5.Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» - М. НИИ школьные технологии, 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.  Рекомендации по составлению интеллект-карты[1].

 1) используйте доску, лист бумаги, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп-сигналы, а также графический редактор планшета или компьютера;

 2) используйте центральный образ (три цвета и не более);

 3) как можно чаще применяйте графические образы;

 4) чаще придавайте изображению объём, варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики (выпуклые буквы);

 5) пользуйтесь комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия;

 6) стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект – карте (расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим).

Приложение 2. Как рисовать интеллект-карту?[4].

1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним - двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему.

Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект - карты. Для этого при создании центрального образа используем  наиболее вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Обводим это понятие в рамку, в кружок.  Используем не менее 3 цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека.

4. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним - двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.Рисуя интеллект - карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций.

5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (используем цвета).

7. Связи между элементами интеллект - карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

8. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт.

9. Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми.

 

 

 

 


 

Мастер-класс: « Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики»

Мастер-класс: « Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики»

В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой

В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой

Эта технология привлекла меня своей нестандартностью, открыла передо мной большие практические возможности

Эта технология привлекла меня своей нестандартностью, открыла передо мной большие практические возможности

Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности[1]

Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности[1]

Цель урока : обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения учащихся по теме «Сила трения» в процессе дискуссии и составления интеллект-карты, создать условия для…

Цель урока : обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения учащихся по теме «Сила трения» в процессе дискуссии и составления интеллект-карты, создать условия для…

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Использование инновационных методов в обучении, в частности метода интеллект-карт, оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными…

Использование инновационных методов в обучении, в частности метода интеллект-карт, оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными…

Приложение 2. Как рисовать интеллект-карту?[4]

Приложение 2. Как рисовать интеллект-карту?[4]

Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название

Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020