Применение теории развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Отличительная черта современного общества – расширяющееся информационное пространство. Мы постоянно находимся в ситуации выбора информации, поэтому современному человеку необходимо умение не только получить некие сведения, но и критически осмыслить и грамотно их использовать. Очень часто скрытое информационное воздействие оказывает негативное влияние на жизнь людей; становится очевидной необходимость выработки такого способа отношения к информации, который мог бы помочь противостоять многим формам манипулирования взглядами людей и их внутренним миром. В связи с этим использование педагогической технологии критического мышления приобретает в настоящее время особую актуальность. Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с источниками информации для самостоятельного получения знаний. Технология фокусирует внимание учащихся на проблемах и нахождении способов их решения. Центром внимания является ученик, а не изучаемая тема и набор знаний по ней.
Критическое мышление это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология «Критического мышления» сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках русского языка и литературы, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
1.2. Условия и пути применения теории критического мышления при работе со школьниками
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.
1.3 Методы и приёмы при применении теории критического мышления в процессе изучения русского языка и литературы в школе
В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно "учиться", т.е. "учить себя", не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Именно гуманитарные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о практической ориентированности школьных курсов. И здесь, наиболее адекватно данной цели использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации, как развитие критического мышления, интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение.
Основные положения технологии развития критического мышления.
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Основная идея - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, - это "ключевые слова", работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
- составление списка "известной информации", рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально - в парах - группах.
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально - в парах - группах.
Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе "уводят" учащихся от содержания. Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.
На уроках можно работать с двумя видами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.
Описание основных, наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:
Название - Характеристика - Применение
"Корзина" идей, понятий, имен на доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в "корзинке" все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. "Вызов", "Рефлексия".
Составление кластера (пучок, созвездие), то есть схемы. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. "Вызов", другие этапы урока, домашнее задание.
Учебный мозговой штурм (1 этап) - создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап - коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап - выбор наиболее перспективных решений. "Вызов", "Осмысление".
Ассоциации: "Какие ассоциации связаны с …"? " Что вы знаете о …"? "Вызов".
"Дерево предсказаний", "Ствол дерева" - тема, "ветви" - предположения, "листья" - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. "Вызов", "Рефлексия", домашнее задание.
"Карта познания". От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски) отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются "ветви" второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания "карты" меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. "Вызов", "Рефлексия".
"Перепутанные логические цепочки". Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. "Вызов", "Рефлексия".
Пометки на полях (инсерт). Учащиеся читают текст, делая пометки:
"v" -известная информация;
"+" - новая информация;
"?" - непонятная информация;
" " - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом - обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. "Осмысление", "Рефлексия".
Составление маркировочной таблицы "ЗУХ" ("ЗХУ") - одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: "З(наю) - У(знал) - Х(очу узнать)" или "З(наю) - Х(очу узнать) - У(знал)" своими словами, без цитирования исходного текста. "Осмысление", "Рефлексия", контроль знаний, домашнее задание.
Лекция с остановками. После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. "Осмысление".
Эффективная лекция с использованием "бортового журнала". Во время лекции ученики работают с таблицей: "известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии "вызов") - новая информация". 1 вариант использования приема - работа в парах: один ученик ставит "+" и " -" в левой колонке, другой - записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. "Осмысление".
Чтение с остановками. Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) "Осмысление".
Работа в динамических парах /группах ("обучение сообща"). "Зигзаг" (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые - со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. "Осмысление".
Игра "Как вы думаете" ("обучение сообща"). Класс делится на группы по 4 - 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: "никогда - иногда - всегда". Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. "Осмысление", "Рефлексия".
Написание синквейна (пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное - тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово - резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
"Рефлексия". Составление таблицы "тонких" и "толстых" вопросов. "Толстые" вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). "Тонкие" вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… "Рефлексия".
РАФТ
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема) Пишущий выбирает для себя роль, то есть сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. "Рефлексия".
Дискуссия. Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант - перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы "за" и "против". Все этапы, особая модель "Зигзаг".
1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап - рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.
3 этап - возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение. Осмысление.
"Кубик". Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос - выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление. Рефлексия
"Карусель". Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление.
Стратегия "Галерея". После "карусели" вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ. Рефлексия.
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
2.2. Результативность разработанной методики критического мышления при работе со школьниками
Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. По ходу освоения той или иной технологии, когда она, обретая личностные характеристики, превращается в методику, учитель находит свои дидактические приёмы, которые позволяют превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы в старших классах. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».
Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» в 9 классе.
Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»
На каждой парте распечатка:
- Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?
-Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.
-Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.
-Определение отвечает на вопрос чей?
-Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.
-На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.
Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».
- Прочитайте все верные утверждения.
-Все согласны с данными утверждениями?
-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
-Все согласны с данными утверждения?
Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».
Наиболее приемлемым на уроках русского языка считаю такой прием, как чтение с пометами - «инсерт» и маркировочная таблица. Пример работы с информационным текстом на уроке русского языка в 9 классе потеме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным». Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала. Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.
Кластер – это прием, который является помощником в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Если использовать этот прием в системе как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, то для выпускников это будет хорошим материалом при подготовке к экзаменам.
При изучении темы «Определение» в 8 классе по русскому языку на стадии осмысления возможно оформление кластера. Предлагается детям записать ключевые вопросы, решить задачу урока, обменяться в группах знаниями и оформить кластер.Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.
Далее идет самостоятельная работа - написание научной статьи в учебник об определении как второстепенном члене предложения. Предлагается обсудить тексты в группах - заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны? Следующий прием - маркировка текста с иcпользованием значков:
“V” - знал
“+” - новое
“-” думал иначе
“?” - не понял
Затем опять оформление кластера, проверка правильности составления и продумывание дополнительных теоретических сведения об определении.
- Какие определения называются согласованными? Несогласованными?
- Установим причинно-следственные связи.
И на этапе рефлексия можно написать синквейн. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный. Например,
Определение.
Согласованное и несогласованное.
Рисует, конкретизирует, характеризует.
Обозначает признак предмета, явления.
Эпитет.
Прием «ИНСЕРТ» можно использовать на уроке литературы при изучении творчества А. С. Грибоедова на стадии реализации замысла.
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
Способ ИНСЕРТ: + «знаю»! «интересно», - «не знаю, думал иначе»? «не понял».
Вот урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием «Толстых и тонких вопросов». Я попрошу команды придумать по одному «тонкому и толстому» вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
«Тонкие» вопросы: |
«Толстые» вопросы: |
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…? |
Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? |
Примеры вопросов учащихся:
- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу, в отличие от Пугачева?
- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?
- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся дала положительный результат.
Заключение
Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.
Новизна моего опыта заключается:
1. В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю.
2. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности.
3. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.
4. В использовании нетрадиционных типов уроков.
5. Уроки носят характер преобразующей деятельности обучающихся. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
В ходе курсовой работы выполнены
поставленные задачи, а именно: рассмотрено понятие «критическое
мышление», рассмотрены приёмы преподавания литературы и русского языка в
рамках рассматриваемой технологии.
В ходе исследования технологии развития критического мышления сделаны
следующие выводы:
Во-первых, педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Во-вторых, технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.