Тип урока: комбинированный урок
Цели:
-обучающие: научить учащихся применять закон сохранения импульса для решения задач, используя алгоритм решения задач; совершенствовать навыки решения задач по теме «Законы сохранения».
-развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, различать, абстрагировать и обобщать в ходе работы над формированием физических понятий; развивать практические умения и навыки работы с физическим оборудованием, компьютерной техникой.
- воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, соблюдая культуру коллективного труда.
-познавательные: определять способы решения проблем под руководством учителя ; формирование навыков самостоятельного решения задач, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации; навыков использования алгоритмов решения типовых задач; умений строить логичные обоснованные ответы на поставленные вопросы.
- коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД
|
||||||||||||||||
1.Организационный момент |
Прозвенел для нас звонок Начинаем мы урок (слайд 1) |
Включаются в деловой ритм урока |
|
|
|||||||||||||||
2. Вовлечение в деятельность
|
Сегодня мы непросто обобщим свои знания, но и рассмотрим, где же в конкретных реальных жизненных ситуациях мы сможем применить эти знания. Ведь ещё Коменский сказал: «Считайте несчастным тот день или час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию».
|
|
|
|
|||||||||||||||
3.Эмоциональный настрой
|
Вы сегодня ещё раз убедитесь, что с физикой мы сталкиваемся гораздо чаще, чем вы думаете и порой там, где казалось бы: «…ну что угодно, но только не физика…»
|
|
|
|
|||||||||||||||
4. Актуализация необходимых ЗУН |
Найдите соответствие названий величин, законов и формул, используя набор карточек с обозначениями физических величин, единиц измерения. (слайд 2)
|
Учащиеся на доске или интерактивной доске вписывают формулы и единицы измерения, и проговаривают определения физических величин |
Коммуникативные: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли |
|
|||||||||||||||
5. Сообщение темы урока с постановкой конкретной ситуации
|
Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. Как бы он мог спастись, если бы не был так жаден? Полученные теоретические знания позволяют решать различные практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте. Запишите тему урока: Применение закона сохранения импульса к решению задач(слайд 3) |
Ответ: Оттолкнув от себя мешок с золотом, богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону в силу закона сохранения импульса системы мешок – богач Формулируют тему урока и цели повторить и обобщить знания по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса» и научиться решать новые, практически важные задачи на основе полученных знаний. |
Регулятивные: целепологание, как постановка учебной задачи на основе закона сохранения импульса. Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому. |
|
|||||||||||||||
6. Контроль исходного уровня знаний |
Прежде, чем приступить к решению задачи, необходимо выполнить следующие действия: 1.Сделать чертёж 2. Записать закон сохранения импульса в векторной форме 3. Перейти к записи проекций импульсов на ось Ох 4.Решить задачу, относительно искомой величины На столах у вас рабочие листы №1. В течение 4 минут вы работаете в парах над решением задачи. Первый ряд работает с вариантом 1, второй – с вариантом 2. Решение запишите в тетрадь . (слайд 5)
Время провести взаимопроверку решения задач. (слайд 6)
|
Помогают построить план решения задач
Решают задачи и проверяют решение. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы в группе. Регулятивные: принимать предложенный способ решения задач.
Личностные: установление обучающимися связи между необходимостью знания и физических основ и их использованием в технике. Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Регулятивные: оценка степени усвоения; оценка результатов работы. Личностные: осознавать личностную значимость владения методами научного познания. |
|
|||||||||||||||
7. Изучение новых знаний и способов деятельности. |
Закон сохранения применяется и в других задачах. Показываю опыт с шариком, демонстрирующий реактивное движение. Предлагаю выполнить практические задания в группах. Слежу за правильностью выполнения задания. Что общего в опытах? (рабочие листы №2) Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Попытайтесь самостоятельно дать определение реактивного движения. Найдем в учебнике стр. 84 определение реактивного движения. Реактивное движение – это движение, происходящее за счёт отделения от тела с какой-то скоростью некоторой его части. Мысль о том, что ракеты можно использовать для освоения космоса, первым высказал учитель одной из калужских гимназий К.Э.Циолковский. Идея К. Э. Циолковского была осуществлена советскими учёными под руководством академика Сергея Павловича Королёва. Реактивное движение можно объяснить законом сохранения импульса. (слайд 7) Рассмотрим устройство ракеты. В начальный момент времени перед запуском начальные импульсы оболочки и топлива равны нулю. (слайд 8) Оболочка ракеты и продукты сгорания образуют замкнутую систему? (слайд 9) Импульс ракеты (оболочки и газов) до взаимодействия равен нулю. По закону сохранения импульса, импульс системы будет равен нулю. М рυр = mгаза υ газа От чего зависит скорость ракеты? Как можно её увеличить? А кто-нибудь знает, как ракета осуществляет посадку? Найдите ответ в учебнике на стр. 86. Первый совершил полёт на ИСЗ в космическое пространство гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 г. Он облетел земной шар на корабле-спутнике «Восток» (слайд 10) Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений и животных: каракатицы, кальмар, «бешеный огурец» (слайд 11-13)
|
а) Выполняют практическое задание в группах. Демонстрируют опыты . Ответ: воронка, трубка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (вода, воздух).
Работают с учебником. Формулируют определение реактивного движения. Слушают, задают и отвечают на вопросы.
1.Увеличить скорость истечения газа: увеличить температуру газовой струи; подобрать топливо, дающее наибольшее количество теплоты при сгорании 2.Увеличить массу топлива 3.Уменьшить массу ракеты: использовать многоступенчатость Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты.
|
|
||||||||||||||||
8. Этап закрепления изученного материала |
А теперь решим задачу упр.21 №2 Какую скорость получит модель ракеты, если масса её оболочки равна 300г, масса пороха в ней 100г, а газы вырываются из сопла со скоростью 100 м/с? Итак, подведём итог: для каких тел мы можем применить закон сохранения импульса?
Достигнута ли цель урока? |
Решают задачу у доски.
Ответы: 1.Для абсолютно упругих соударений 2. Для абсолютно неупругих соударений 3. для реактивного движения Да. |
|
||||||||||||||||
Объяснение домашнего задания. |
§ 22 (вопросы), задачи упр.20 №2, упр.21 №1 По желанию: подготовить проект на тему: «Исследование космического пространства»
|
Записывают домашнее задание. |
|
||||||||||||||||
Подведение итогов урока. |
Подвожу итоги урока, выставляю оценки. Уходя с урока, прикрепите красную ленточку к ракете на стенде, если вам понравился урок, и вы считаете его полезным, и желтую, если урок вам был не интересен |
Участвуют в подведении итогов. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.