Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры как основапологающий принцип сохранения и укрепления здоровья школьников»
Образцов Андрей Сергеевич,
учитель
Школы №5 г. Нелидово Тверской области
Введение
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья в области образования провозглашен как основополагающий принцип, который может быть воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.
Актуальность темы
здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования;
увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья;
снижение двигательной активности школьников;
физическая культура может компенсировать отрицательные явления.
Цель: обеспечить сохранность здоровья детей за период обучения в школе путём формирования у них необходимых знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни, и применению их в повседневной жизни.
Задачи:
выявить роль здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья учащихся;
рассмотреть преимущество каждого вида здоровьесберегающих технологий по физической культуре.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические приемы и методы, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся
Основные мероприятия здоровьесберегающей деятельности :
организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.
обучение по темам: лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика;
использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
Образовательная направленность
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
Повышение сопротивляемости орга-низма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
Взаимосвязь с медицинским персо-налом и использование их методи-ческих рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, спе-циальная).
Оздоровительная направленность
учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;
создание эмоционально- положи-тельного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Воспитательная направленность
активном участии в процессе обучения самих учащихся;
создании здоровьесберегающей среды в
школе;
компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работе с родителями;
взаимодействии с социально-культурной
сферой.
УСПЕХ РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:
требования к расписанию уроков;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
соответствующее освещение, наличие аптечки;
требования к спортивному оборудованию;
воздушно-тепловой режим;
личная гигиена учащихся;
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Гигиенический режим
это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока;
это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх
Физические упражнения
Список использованных источников
Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28
Байбородова Л.В., Бутан И.М., ЛеонтьеваТ.Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод. - М.,2004.-205с
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2009.-105с.
Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.