ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Рыбинок Екатерина Валерьевна
учитель физики и информатики
КГУ «Алчановская основная школа»
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия - образовательные технологии.
Если философия образования отвечает на вопрос «как учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее» сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы и таким образом фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.
В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии делятся на три группы:
Первая группа включает технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. Это: традиционная технология обучения, технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики и т.д.
Вторая группа альтернативна первой, так как в технологиях этой группы сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне, реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики. Именно эти технологии обозначаются как здоровьесберегающие.
К третье группе, самой многочисленной, относятся остальные технологии, по описанию которых невозможно судить об их взаимодействии на здоровье участников образовательного процесса. Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.
Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей. Стратегия реализации ЗОТ – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся. По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся можно ранжировать следующим образом:
1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса;
3. Недостаток двигательной активности;
4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
5. Неправильное (нерациональное) питание учащихся;
6. Авторитарный стиль преподавания;
7. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
8. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
· Принцип ненанесения вреда;
· Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов;
· Принцип триединого представления о здоровье;
· Принцип непрерывности и преемственности;
· Принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися;
· Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся;
· Принцип комплексного, междисциплинарного подхода;
· Принцип медико-психологической компетентности педагогов;
· Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
· Принцип приоритета активных методов обучения;
· Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий;
· Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье;
· Принцип отсроченного результата;
· Принцип контроля за результатами.
Алгоритм внедрения здоровьесберегающей педагогики:
1. Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимость ее незамедлительного разрешения.
2. Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).
4. Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Задачи учителя на уроке по реализации здоровьесберегающих технологий: на уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий. В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон, хорошо ли проветривается класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Главный объект внимания учителя - его ученики. Для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Перед учителем стоят следующие задачи:
· Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
· Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. необходимо контролировать проветривание класса: частичного - на переменах, сквозного - до и после занятий.
· Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
· Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и т.д.).
· Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
· Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
· Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.
· Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
· Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.
· Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.
· Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
· Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения и др.
· Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приемов и методов, приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения Для учащихся разработана памятка Чтобы быть здоровым, соблюдай следующие правила:
I. Оптимальный размер экрана для школьника 17-дюймовый.
II. При работе с компьютером соблюдай правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.
III. Освещение - естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.
IV. Ограничение времени работы на компьютере - важный фактор сохранения здоровья. Школьникам разрешается проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса. Кроме этого, глазам (да и всему организму) необходима дополнительная поддержка изнутри. Витаминно-минеральные комплексы направленного действия – это насущная потребность для каждого, кто хочет сохранить здоровье.
В заключение хочу сказать, что здоровье нельзя улучшить, зато его можно сохранить!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.